Глава шестнадцатая  

 

ВОКРУГ ПАПСКОЙ БУЛЛЫ 

 

В связи с последними событиями в Риме нашим ревностным защит­никам соборной истины стало ясно, что им надлежит разрешить труд­ную проблему — проблему будущности. «Если они отойдут, что ста­нет с их группой? Не лучше ли образовать Общество?» 

Им не пришлось долго обсуждать этот вопрос, ибо ответ был утвер­дительный и единогласный. Но эти люди, насквозь проникнутые стрем­лением повиноваться Папе, обусловили свое решение одобрением Святого Отца. «Да, — сказали они, — с условием, чтобы одобрил Папа». В этом решении сказалось влияние Духовных Упражнений и правил, данных святым Игнатием относительно послушания Церкви. 

Но немедленно вслед за этим перед ними встал другой вопрос: «Будут ли они соединены с настоятелем обетом послушания?» Оче­видно, мнения сильно расходились, так как они решили удалиться из Рима и сорок дней размышлять и молиться в одиночестве. 

Однако мудрый совет, высказанный одним из них, остановил их: «Разве время сейчас, после осуждения наших клеветников, покидать Рим? Что подумают в городе?» 

В результате они постановили: днем они будут проповедовать, а ночью молиться. 

3 мая 1539 г. было достигнуто полное согласие, они изберут на­стоятеля. Обет послушания Папе будет даваться перед настоятелем. Они будут учить народ заповедям Божьим и христианским истинам, они будут объяснять катехизис детям, настоятелю будет предоставле­но правд распоряжаться всеми братьями. 

В этих нескольких строках был начертан весь облик Общества Ии­суса. Оно становилось монашеским Орденом, так как к обетам нестя­жания и целомудрия, принесенным на Монмартре, они присоединяли обет послушания, но монашеским Орденом, отличающимся от других особым обетом послушания Святому Отцу. 

Обсуждение отдельных пунктов затянулось на три месяца; после этого Игнатий составил короткую предназначенную для Папы записку о будущем Установлении. Драгоценная записка была передана карди­налу Контарини. 

Весьма ею удовлетворенный, Павел III передал ее, согласно обы­чаю, для изучения префекту Святых Дворцов, который одобрил ее. Тогда Папа приказал кардиналу Джюннуци составить утверждающую ее буллу. Было это в сентябре 1539 г. Игнатий, извещенный обо всем кардиналом Контарини, благодарил Бога... 

Увы! Булла появилась лишь в конце сентября следующего 1540 г. Почему? Потому что к Игнатию можно было бы отнести слова, кото­рые Спаситель сказал про Павла: «И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за Имя Мое» (Деяния 9,16). 

Почему еще? Потому, что Предвечный Отец, во время видения в Сторта, не без основания сказал: «Я буду с вами в Риме». Разве не были произнесены эти слова именно в предвидении всего того, что должно было произойти?.. 

Вероятно, в течение этого горестного года Игнатий часто думал об обещании Небесного Отца и черпал в нем силы, чтобы противостоять буре! 

Кардинал Джюннуци, получивший приказание составить буллу, был озадачен двумя пунктами записки, утвержденной Павлом III. 

-                Упразднение монашеского хора казалось ему новшеством с не­сколько лютеранским оттенком. 

-                Обет послушания Святому Отцу также представлялся ему излишним. 

Однако кардинал Контарини придерживался противоположного мнения. Поэтому Павел III взял в качестве советника кардинала Джудичини, который в свою очередь оказался противником как обета по­слушания Папе, так и упразднения монашеского. 

Игнатий знал, что кардинал Джудичини с величайшим упорством отстаивает свое мнение. Святой осознал серьезность положения. Он призвал всех своих сынов встать на молитву. Кроме того, он обратился за помощью к весьма влиятельным кардиналам — кардиналу Феррари и кардинал у д'Эсте. Король португальский Иоанн III направил Папе послание, в котором поддержал дело Игнатия. А магистрат Пармы, видевший Лефевра и Лайнеза за работой, поручил парижскому пове­ренному в делах в Риме переговорить с кардиналом Джудичини. По­следний, оправдываясь, ответил «Записка превосходна, но мне кажет­ся несвоевременным облекать одобрение в торжественную форму. Времена сейчас плохие... Отчего не обождать? Отчего не удовольст­воваться устным одобрением Папы?» 

Небо начинало проясняться... 

К весне 1540 г. снова начала возрождаться надежда. Приблизитель­но в это же время Игнатия постигло новое испытание. 

Португальский король просил у него четырех миссионеров для Индии. Но Папа послал только двух. Португалец Родригез сразу же отправился в Лисабон. За ним должен был последовать Бобадилла. Но он заболел. Что делать? Без колебаний, не слушая ни своего серд­ца, не думая о помощи, какую он получал от Ксаверия, Игнатий вызвал его. 

«Наставник Франциск, — сказал он, — Папа просит двух миссионе­ров для Индии, Бобадилла не может ехать. Очередь за вами» 

«Отлично, — ответил Ксаверий, — я готов. Вперед!» 

Это было 15 марта 1540 г. На следующий день, 16 марта, он навсег­да покинул горячо любимого отца. В запечатанном конверте он оста­вил имя того, кого он желал видеть Верховным 11астоятелем Общест­ва «Я избираю наставника Игнатия или, в случае невозможности, Пет­ра Лефевра». 

Игнатий, Лефевр, Ксаверий... Конверт заключал имена трех одно­кашников из Святой Варвары.. Какие воспоминания! 

Увы, в конце лета все надежды снова улетучились... 

Тогда Папа, желая прекратить препирательства, назначил комис­сию, которой поручил завершить рассмотрение дела. 

В конце концов Джудичини уступил, настояв лишь на ограничении числа полноправных отцов шестьюдесятью. По его мнению, опыт дол­жен был показать, можно ли идти дальше. 

27 сентября Папа подписал буллу, которая заканчивалась словами: «Мы одобряем, утверждаем и благословляем народившееся Общество; берем его под нашу защиту и запрещаем кому бы то ни было нару­шать эту буллу». 

Впоследствии Павел III упразднил ограничение числа полноправ­ных отцов, то есть таких, которые давали все четыре обета. 

Вероятно, получив папский документ, присланный кардиналом Контарини, Игнатий и его сотоварищи, присутствовавшие в Риме, почтительно приложились к нему... 

Отныне их жизнь приобрела иной смысл. Перед их духовным взо­ром ясно предстало Божественное делание, которое началось 15 августа на Монмартре, когда они принесли обеты, и которое привело их к 27 сентября, дню, когда их «малое стадо» действительно стало новым монашеским Орденом, со столь дорогим их сердцу именем: ОБЩЕСТВО ИИСУСА.