Глава
пятая
ВИДЕНИЕ
БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
«Однажды
ночью, бодрствуя, я ясно узрел образ Божьей Матери со Святым
Младенцем Иисусом. Я созерцал его в течение значительного
времени и обрел чрезвычайное утешение и вместе с тем
исполнился такого отвращения ко всей моей прошлой жизни, и в
особенности к греховной нечистоте, что мне показалось, что в
душе моей были изглажены все напечатления прошлого. С того
дня и поныне [а говорил он это в августе
1555 г., за год до смерти], я
никогда больше не поддавался греху нечистоты, вследствие
чего событие это можно было бы рассматривать как исходящее
от Бога, хотя сам я и не дерзаю это утверждать».
Каждое
слово этого рассказа заслуживает тщательного изучения, ибо
нет среди них ни одного, которое не носило бы печати высокой
мудрости и глубокой уравновешенности.
И здесь мы
снова находим рассуждающее созерцание в духовной
области.
-
Он
видит «образ» Божьей Матери с Младенцем Иисусом. Другие
сказали бы: «Я видел Божью Матерь».
Видение
этого образа было ясным, длилось значительное время, и он
получил от него чрезвычайное утешение.
-
Следует
перечислить произведенные им на него действия:
Отвращение
к прежней жизни, в особенности к нечистоте, такое
отвращение, что ему казалось, что в душе его изглажены все
те напечатления, которые были в ней как бы «выгравированы».
«Изглажены», «выгравированы» — эти два слова отлично
перелают и глубину зла, и глубину излечения. Впрочем, святой
слишком осторожен и смиренен, и прямо не говорит о том, что
дар целомудрия был сообщен ему в эту благословенную ночь.
Следующие слова в еще большей степени принадлежат человеку,
изощренному в духовности.
«С того
дня и поныне [следовательно, в течение 34-х лет: 1521- 1555]
я никогда не давал даже малейшего согласия на нечистый грех,
и поэтому событие это можно было бы рассматривать как
исходящее от Господа, хотя сам я и не смею это утверждать».
Святой Игнатий знает, что дерево судят по его плодам и что
именно так обнаруживается природа духа, который в нас
действует. И все-таки из осторожности он не решается
утверждать что-либо.
Хотелось
бы знать точную дату этой преобразившей его ночи — ночи его
окончательного обращения. Мы можем предполагать, что он
потребовал книг в начале августа. Впрочем, он сам говорит
нам, что, когда было видение, он не окончил еще «Жизнь
Христа» и что вследствие этого события «он казался людям
совсем иным человеком, что в разговорах позволило ему
приносить им душевную помощь». И вот 27 августа в Лойоле
произошел знаменательный случай, в котором нельзя не видеть
руки Игната я.
В августе
1521 г. последовало неожиданное примирение между Мартином
Гарсией и женским монастырем: соглашение состоялось 27
августа. В этом событии можно усматривать первый плод
апостольства Игнатия.
Преображенный
взглядом Приснодевы, он начал преображать сердца других.
«Несомненно, Матерь Божья посетила его около 15
августа».
Отныне
делание Божье все больше и больше охватывает его жизнь. Он
проводит время в молитве и чтении. Без труда можно
догадываться, куда влекло Игнатия его сердце, и легко
представить святого коленопреклоненным перед маленьким
образом Благовещения.
Со времени
августовского видения этот образ постоянно питал его душу.
Между тем, чтобы лучше запомнить все, что касается Иисуса
Христа и Божьей Матери, он решил делать выписки из
прочитанного.
В тетради,
на гладкой и линованной бумаге, он начал записать красными
чернилами слова Спасителя, а синими слова Божьей Матери.
Таким образом он заполнил триста страниц. Эта тетрадь была
одним из тех немногих предметов, которые он захватил с
собой, покидая замок Лойолы. Кажется, что в этот период
Игнатий прибегал к таинствам не чаще, чем раньше.
В ту эпоху
небесная благодать удаляла его от суеты мирской, и Игнатий,
верный этой благодати, лишь все глубже и глубже погружался
в умные созерцания, в духовную область.
С этой же
целью, желая удалиться от мира, он послал одного из слуг в
Бургос с поручением раздобыть картезианский Устав. Получив
его, он, судя по всему, остался очень доволен почерпнутыми в
нем сведениями.

|