ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

В заключение скажем несколько слов о членах Общества Иисуса и России.

Мы находим их в Москве при Иоанне Грозном и затем в начале сем­надцатого века. Находим их в Нерчинске в конце того же века и снова в Москве при Софии Правительнице и Петре Великом. Они всюду и всегда помнят завет Христа о «едином стаде и едином пастыре» (Иоан. 10, 16), они стараются примирить Россию с Польшей, они помогают соглашению с Китаем, они стремятся ввести Россию в союз христианских народов против турок, угрожающих Европе.

Как и в других странах, но с еще большею непоследовательностью, их то зовут, приглашают, чествуют, то гонят, преследуют, запрещают.

Уже после первого раздела Польши ( 1772 г.) в России оказалось много членов Общества Иисуса. Год спустя, по проискам Бурбонских Дворов, Общество Иисуса было упразднено Папою. Но императрица Екатерина II не только не допустила распространения на Россию это­го папского распоряжения, но лично ходатайствовала перед Папою о сохранении Общества Иисуса в ее государстве. Подобное же хода­тайство о восстановлении Общества Иисуса было послано в Рим, в еще более официальной форме, императором Павлом. В первую поло­вину царствования Александра I члены Общества Иисуса продолжали пользоваться покровительством правительства, а во вторую — были изгнаны: в 1816 г. из столицы и в 1820 г. из пределов России.

Однако к этому времени Орден был уже восстановлен Папою в остальных странах (1814 г.).

Вспоминая эти события, генерал Ордена Ледоховский писал в 1930 г.: «Россия сохранила искру Общества во время бури, и, когда она прошла, дала этой искре возможность вновь разгореться ярким пламенем — и этого члены Общества никогда не забудут».

Итак, после спасения — высылка и строжайший запрет.

Иезуиты были единственным Орденом, въезд которому был вос­прещен законом. Другое иностранное духовенство приезжало в Россию с разрешения министра внутренних дел. Но член Общества Иисуса допускался не иначе, как с Высочайшего соизволения!

И несмотря на все, а может быть и вследствие этого, среди членов Общества Иисуса не прекращали блистать имена русских людей. Гага­риных, Балабиных, Мартыновых, Пирлингов, Андреевых, Кологривовых, с радостью отдававших все свои силы и способности Обществу Иисуса, ради вящей Славы Господне.