Глава девятая

 

УЧЕНИК ЖЕРОМА АРДЕВОЛА

 

 

Чрезвычайно привлекательна личность Жерома Ардевола, препода­вателя грамматики при университете в Барселоне. По просьбе Иза­беллы Росер, благочестивой дамы того же города, которая взяла на себя полное содержание Игнатия, Жером согласился безвозмездно учить его.

Он отнюдь не был богат, этот славный Жером, ибо от отца получил по завещанию только две кружки оливок в год. Но он унаследовал от него неистощимый источник подлинной веры и набожности.

Легко забываются истоки величаво текущей реки... Следует с бла­годарностью вспоминать этого замечательного школьного преподава­теля, который, заметив, что общие уроки недостаточны для его учени­ка, великодушно предложил обучать его на дому.

В связи с ученьем произошла между ними в одной из церквей сле­дующая сценка. Как мы видели, еще со времен Лойолы Игнатий при­вык проверять и исследовать проявления действующих в нем разных духов. И вот он заметил, что за уроками, вместо того чтобы учить латинские склонения, он больше думает о том, чему он научился в Манрезе на берегах Кардонера. Осознав свою ошибку, он как-то ска­зал своему наставнику: «Пойдемте в церковь Святой Марии Морской». «Там я объяснил ему, что происходит в моей душе и насколько по этой причине я был до сей поры мало успешен. Поэтому я обещал ему впредь никогда не отвлекаться во время занятий, если только буду иметь в Барселоне хлеб и воду для моего пропитания».

По словам Игнатия, он никогда больше не испытывал соблазнов вкушать от ложной сладости духовной в часы, отведенные для работы.

Нет сомнения, что Бог поддерживал его, ибо по окончании двух лет преподаватель Жером объявил своему ученику, что тот знает доста­точно, чтобы слушать лекции в университете Алкалы.

Авторитетное мнение Ардевола не удовлетворило Игнатия. Он решил проверить свои знания у доктора богословия. Последний подт­вердил суждение Жерома.

Итак, Игнатий должен был покинуть Барселону. Со дней Манрезы, все больше и больше снедаемый к ревностью Славе Божьей, к Славе Его Величия, Игнатий преследовал грех везде, где только находил его. Именно этим занимался Игнатий в свободное от ученья время. Об этом свидетельствует, например, следующий факт.

В эпоху Возрождения не все монастыри походили на нынешние. В Барселоне был женский монастырь Ангелов Божьей Матери. С неко­торого времени монахини этого монастыря перестали соблюдать уставное требование затворничества. Хуже того, мужчины проникали даже в кельи монахинь.

Не все посетители, приходившие в этот монастырь, были ангела­ми... Люди знали об этом и возмущались. После долгой молитвы Игнатий пошел в монастырь и сумел своим словом тронуть сердце монахинь. Он возвращался туда еще несколько раз. Обращенные на путь истины, монахини восстановили затворничество. Но изгнанные «посетители» решили отомстить»...

Они подослали мавра, который подстерег Игнатия, напал на него и бил его палкой до тех пор, пока тот не рухнул полумертвым. Прохо­жие мельники подняли его и отнесли домой. Тело его было настолько избито, что перемещать его можно было лишь с помощью полотенец. В этом состоянии он пробыл два месяца. Однако навещавшие слыша­ли от него лишь слова прощения.

Когда он поправился, его хозяева, Паскуале, переселившиеся в Бар­селону из Манрезы, умоляли его не возвращаться более в монастырь Ангелов. Игнатий не слушал их и продолжал твердить: «Какая сла­дость и какое счастье для меня умереть за Иисуса Христа!»

В мае 1526 г. он покинул своего любимого наставника и отправился пешком в Алкалу, расположенную в восьмидесяти милях от Барселоны.

Преданный ему наставник не без волнения расстался со своим любимым учеником. Жером Ардевол умерв 1551 г., за пять лет до кончины Игнатия.

Нет сомнения в том, что, уходя к Господу Богу, он с радостью вспо­минал о своем тридцатитрехлетнем ученике, которому он преподал основы латинского языка и который в 1540 г. стал основателем Об­щества Иисуса, своими трудами в Европе и Индии вызвавшим всеоб­щее восхищение.