1. Стиль
Известно, что
иезуиты немало способствовали формированию нашего
представления о литературе. Будучи наследниками латинской
риторики, содействуя ее распространению через систему
образования, на которую им, можно сказать, принадлежала
монополия в старой Европе, они передали буржуазной Франции
идею хорошего стиля, и его критерии до сих пор часто
неотличимы от наших представлений о литературном творчестве.
Тем не менее, иезуиты без смущения отказывали в достоинстве
литературы, формированию которого они способствовали, книге
их основателя: стиль Духовных
упражнений объявляли «сбивающим с толка»,
«причудливым», «странным». «В нем все вымучено, — пишет один
из Отцов, — все бедно с литературной точки зрения. Автор
стремился лишь к одному: как можно вернее сформулировать и с
предельной точностью передать Обществу Иисуса, а через его
посредничество и Церкви, тот дар, который он сам получил от
Бога». Мы обнаруживаем здесь тот старый миф эпохи модерна,
согласно которому язык — всего лишь послушный и
незначащий
инструмент для серьезных вещей, которые совершаются в
уме, сердце или душе. Этот миф не так наивен.
Дискредитация формы служит превознесению важности
содержания: сказать, что я
плохо пишу, означает сказать, что
я
хорошо думаю. Классическая идеология
практикует в области культуры ту же экономию, какую
буржуазная демократия практикует в области политики:
разделение и равновесие сил. Удобная, но поднадзорная
территория предоставляется литературе при условии, что
эта территория останется изолированной, иерархически
противостоящей другим областям. Так литература, с ее
мирской функцией, оказывается несовместимой с
духовностью: первая — это обходные пути, украшательство,
завуалированность; вторая — это непосредственность,
нагота. Вот почему невозможно быть одновременно святым и
писателем. Будучи очищенным от всех соприкосновений с
иллюзиями и соблазнами формы, текст Игнатия, внушают нам,
в минимальной степени сформирован языком: язык — лишь
нейтральное средство, обеспечивающее передачу ментального
опыта. Так еще раз удостоверяется то место, которое наше
общество отводит языку: служить декорацией или
инструментом. В языке видят своего рода паразита
человеческого субъекта, который им пользуется или
отстраненно в него облекается. Язык — это украшение или
орудие, которое берут и употребляют сообразно
потребностям субъективности или удобствам
социальности.
Однако возможна и
другая идея стиля: не как украшения или орудия, то есть, в
конечном счете, как чего-то вторичного, но как первичного,
предшествующего человеку, через которого он проходит: стиля
как основания человеческих поступков и множества письменных
текстов. Тогда становится смешным мерить стиль его
атрибутами (объявлять его «богатым», «сдержанным», «бедным»,
«причудливым» и т. д.). В счет идет только утверждение его
бытия, то есть, в итоге, его серьезность. Будучи
безразличной к условностям жанров, сюжетов и целей,
серьезность формы — не тождественная «духу серьезности» — не
имеет ничего общего с драпировками «изящной» словесности.
Она может быть даже насквозь пародийной, может насмехаться
над членениями и иерархиями, которые наше общество в
консервативных целях навязывает языковым актам. При всей
своей «духовности» Упражнения
Игнатия имеют основанием стиль. Чтобы проявить интерес к
этому факту, нет нужды быть ни иезуитом, ни католиком, ни
христианином, ни верующим, ни гуманистом. Если мы хотим
прочитать дискурс Игнатия в таком прочтении, которое
внутренне свойственно литературе, а не вере, то, может быть,
есть даже некое преимущество в том, чтобы не быть никем из
этого списка.
Несколько строк,
написанных Жоржем Батаем по поводу Упражнений,
тоже по-своему весомы перед лицом почти тысячи пятисот
комментариев, порожденных, с момента выхода в свет, этим
«всеми превозносимым» учебником
аскезы.

|