III. Религиозная жизнь
После оккупации территории УССР фашистскими
войсками католики области попытались восстанавливать
закрытые советской властью католические храмы,
возобновлять религиозную жизнь приходов.
Так, в 1941 году вновь принял верующих
кафедральный собор св. Петра и Павла в г.
Каменце–Подольском, где с 1930 года советская
власть организовала областной музей атеизма. Бывали
случаи, когда в некоторых открытых католических храмах,
католики проводили богослужение совместно с верующими
православной церкви.
Когда осенью 1941 года в Хмельницкую область
прибыли священники Львовской и Луцкой епархий, верующие
из разных католических общин показывали прибывшим
священникам, тайники с религиозными вещами. Это были
различные церковные вещи, которые удалось скрыть во время
конфискации церковного имущества в двадцатых годах ХХ
века. Так, например, в 1941 году в г. Городке в открытой
часовне был выставлен известный чудотворный образ св.
Антония Падевского, который укрывала местная католичка со
времени конфискации церковного имущества в двадцатых
годах ХХ века.
Оккупационные власти основной (с точки зрения
количества верующих) религией на этих землях считали
православие. Они прекрасно понимали, какую роль играет
православная церковь в жизни местных жителей, поэтому
способствовали возрождению деятельности православных
общин, не забывая при этом напоминать о преступной
антирелигиозной политике советской власти. Иными
конфессиями оккупационная власть практически не
интересовалась, если, конечно, они не мешали ей водворять
свои порядки. Во всех газетах, издаваемых на территории
Хмельницкой области с сентября 1941 года по март 1944
года, а это „Урядові Дунаєвецькі вісті”, „Дунаєвецькі
вісті”, „Лятичівські вісті”, „Нова Шепетівщина”, „Нове
життя”, „Подолянин”, „Вірним шляхом”, „Світлий промінь”,
„Український голос”, статьи информировали о деятельности
православной церкви. Если иногда и печатались статьи о
жизни РКЦ, то касались они деятельности католической
церкви за пределами Украины. Так в газете „Вірним шляхом”
была напечатана статья о том, что с июня по сентябрь 1943
года в Италии от англо-американских налётов погибло 1374
священника, монахов и монахинь. В газете
„Нова Шепетівщина” в марте 1942 года была напечатана
статья о письме Сталина к Папе Римскому. В газете
„Дунаєвецькі вісті” в мае того же года разместили статью,
в которой сообщалось о том, что Сталин обратился за
помощью к Папе Римскому. В газете
„Урядові Дунаєвецькі вісті” в июне
1943 г. была напечатана статья, сообщающая о том, что в Италии
в результате бомбёжек уничтожено 120 храмов. В газете
„Український голос” в октябре 1941 года появилась статья
о том, что Рузвельт якобы пытался склонить Папу Римского
к американо–еврейскому сотрудничеству. В газете
„Подолянин” в марте 1944 года напечатали о том, что
кардинал Шустер из г. Милана высказал протест против
уничтожения бомбами монастыря в Монте Кассино.
Изначально фашисты лояльно относились к
местному католическому населению. Было разрешено
открывать храмы и практиковать веру. Таким образом они
хотели противопоставить себя советской власти,
уничтожавшей религию и закрывавшей храмы. На фоне этого
противопоставления новая оккупационная власть выглядела
толерантной по отношению к католикам. Но вскоре фашисты
прекратили изображать благородство, началось
преследование католиков. Это немедленно вызвало ответную
реакцию и враждебное отношение католиков к оккупационной
власти. Ещё более напряжёнными, можно сказать,
нетерпимыми, стали католики–миряне, когда фашисты начали
расстреливать католических священников. Как
упоминалось выше, в октябре 1941 года в г. Каменце–Подольском на глазах местных католиков были
зверски убиты после пыток два священника
Юзеф Туркевич и Ян Боярчак.
С момента возвращения советской власти в 1944
году в УССР и практически до конца 1945 года, советская
власть показывала своё лояльное отношение к католикам. В
первые послевоенные месяцы прекратилось грубое
вмешательство в жизнь религиозных общин, практиковавшееся
в довоенный период. Поначалу светским верующим и
священникам в основном удавалось не допустить закрытие
храмов советской властью. Религиозная жизнь протекала
более–менее спокойно. Но были и
неприятные моменты. Так, например, директор бывшего
музея г. Каменца–Подольского несколько раз заходил в
действующий кафедральный собор и предлагал католикам
освободить костёл, поскольку это, якобы, здание музея. В
с. Замехов Новоушицкого района в августе – под предлогом
необходимости использовать здание под склад зерна, костёл
был зарыт. В с. Струга Новоушицкого района местные
католики вместе со священником Михаилом Жуковским
проводили богослужение под открытым небом, поскольку
здание костёла и здесь использовалось как зернохранилище.
Спустя несколько месяцев костёл всё же был передан
католикам. В селе Заставцы Старосинявского района местный
костёл (единственный во всём районе!) передали в
пользование православным. А в
Гречанах (микрорайон г. Хмельницкого) бойцы воинской
части трижды взламывали замок в католической каплице и
уносили оттуда вещи верующих. Но подобные незаконные
действия пресекались, исполком принимал должные меры к их
устранению.
Иногда имело
место и грубое вмешательство в жизнь католической общины
области. Так по требованию Смотричского, Городоцкого,
Берездовского, Михампольского, Сатановского и Волочиского
райисполкомов были изъяты у верующих католиков некоторые
храмы для использования под склады зерна или под
культурно–просветительские учреждения.
Таким образом, если взглянуть в целом, то,
несмотря на все ужасы и лишения, обрушившиеся на жителей
области в военный и послевоенный периоды, жизнь
католических общин серьёзно оживилась. С сентября 1941
года на оккупированной территории Хмельницкой области
начали официально функционировать различные религиозные
общества. Открывались закрытые прежде церкви, костелы,
молитвенные дома. В 31
католической общине, действовавшей на территории
Хмельницкой области, было 32.886 верующих католиков.
Большинство католиков были носителями польской культуры и
считали себя поляками. Но всё же были среди них и католики, считавшие себя
украинцами.
В целом за период Второй мировой войны на
современной территории Хмельницкой области был открыт 31
католический храм. Процесс открытия костёлов и
возобновления их деятельности происходил с сентября 1941
года вплоть до 1945 года. К примеру,
в 1941 году было открыто 18, в 1942 году – 10, в 1943
году – 1, а в 1944 году – 2 католических храма. В 1945
году католики подали в отдел религиозных культов 14
ходатайств об открытии католических храмов, но официально
в просьбе было отказано под предлогом того, что здания
использовались под хозяйственные и
культурно–просветительские цели, а часть их занята была
под молитвенные здания верующих православной церкви.
А уже в
самом начале 1945 года из г. Москвы пришло распоряжение,
запрещающее Уполномоченным по делам религии
регистрировать религиозные общины, если в них нет
постоянного служителя культа. Начинался
очередной период притеснений, а со временем и открытых
гонений на РКЦ в Хмельницкой области.
В документах переписки
Каменец–Подольского облисполкома о религиозных культах
за период с января по ноябрь 1945 года указывается, что
„
в ряде районов области, особенно граничащих с Тернопольской и Житомирской
областями, появляются бродячие священники, умышленно
уклоняющиеся от регистрации, однако, не имея документа о
регистрации, проводят богослужения”. Это
вызывало особую ярость у представителей советской
власти.
Во время Второй мировой войны во многих
католических общинах действовало Братство Святого
Розария. Так, например, активную религиозную жизнь вело
братство в районном центре Полонном. Некоторые
священники тайно продолжали катехизацию детей: „В
отдельных районах отмечены случаи обучения служителями
культа церковному вероучению несовершеннолетних под видом
организации из них церковного хора”.
Несмотря на очень тяжёлое материальное
положение, католические общины Хмельницкой области
передали в фонд обороны 13.000 рублей, семьям
военнослужащих 15.000 рублей, раненым и находящимся в
госпиталях 50.000 рублей, что в общем составляет 78.000
рублей. Помогали
католики и своим прихожанам: „Отмечены случаи, когда в
приходах устраиваются «чёрные кассы» для снабжения и
вознаграждения лиц, родственники которых репрессированы
советской властью”.
Нельзя сказать, что жизнь католиков области в
первые постоккупационные месяцы была лёгкой. Но всё же,
количество действующих общин было достаточно
велико. Если
сравнивать количество зарегистрированных католических
общин на территории Хмельницкой области с
зарегистрированными католическими общинами на территории
7 областей УССР, где компактно проживали
католики (не
считая западные области), то очевидно, что в 1945 году
Хмельницкая область входила в тройку областей, где было
наибольшее количество зарегистрированных католических
общин: в Хмельницкой области их было 31, в Винницкой
области – 40, в Житомирской – 33, в Одесской – 2, в
Днепропетровской – 2, в Харьковской – 1, в Киевской – 1,
в Черниговской – также лишь одна.
Опираясь на данные архивных материалов ГАХмО,
приводим в алфавитном порядке все местности Хмельницкой
области, где в годы Второй мировой войны функционировали
католические общины, а также фамилии священников,
обслуживавших их.
1.
Берездов – зарегистрированного
священника не было.
2.
Виньковцы – обслуживал священник Жуковский
Михаил.
3.
Голозубинцы – зарегистрированного
священника не было.
4.
Городок обслуживали священники Олень Антоний,
Ольшаньский Ян.
5.
Деражня – обслуживал священник Ковальский
Юлий.
6.
Замехов – обслуживал священник Жуковский
Михаил.
7.
Залесцы – зарегистрированного
священника не было.
8.
Зиньков – обслуживал священник Жуковский
Михаил.
9.
Зиньковцы – обслуживал священник Ольшанский Ян.
10.
Изяслав – обслуживал священник Милевский Доминик.
11.
Каменец–Подольский – обслуживали священники
Туркевич
Юзеф, Боярчак Ян,
Кукурудзинский
Адольф,
Бень Александр, Жуковский
Михаил, Ольшанский
Ян, а
также
парализованный священник Дворжецкий Владислав.
12.
Красилов – обслуживали священники Кучинский Юзеф,
Ковальский Юлий, Музыка Яцек.
13.
Китайгород – обслуживал священник Жуковский Михаил.
14.
Колыбань – обслуживал священник Ковальский
Юлий.
15.
Куманов – обслуживал священник Ольшанский Ян.
16.
Купин – обслуживал священник Ольшанский Ян.
17.
Кутковцы – обслуживал священник Ольшанский Ян.
18.
Летичев – зарегистрированного
священника не было.
19.
Маниковцы – обслуживал священник Жуковский
Михаил.
20.
Михамполь – обслуживал священник Жуковский
Михаил.
21.
Мукаров – обслуживал священник Жуковский
Михаил.
22.
Орынин – зарегистрированного
священника не было.
23.
Полонное – обслуживал священник Козич Раймунд.
24.
Сатанов – обслуживал священник Маколондра
Лука.
25.
Сказинцы – обслуживали священники Ковальский
Юлий, Ольшанский Ян.
26.
Славута – обслуживали священники Кучинский Юзеф, Милевский
Доминик.
27.
Староконстантинов – обслуживал священник
Ковальский Юлий.
28.
Струга – обслуживал священник Жуковский Михаил.
29.
Тынна – обслуживал священник Ольшанский Ян.
30.
Фельштын – обслуживал священник Ольшанский Ян.
31.
Хмельницкий – обслуживал священник Ковальский
Юлий.
32.
Гречаны (микрорайон Хмельницкого) – обслуживали
священники Фольцик Марьян, Ковальский
Юлий.
33.
Шаровка – обслуживали священники Ковальский Юлий, Ольшанский Ян.
34.
Шепетовка – обслуживал священник Милевский Доминик.
35.
Ярмолинцы – обслуживал священник Ольшанский
Ян.
Подводя итог, необходимо заметить, что с
момента нападения в 1941 году фашистских войск на СССР на
территории Хмельницкой области началось массовое
возрождение религиозной жизни. Несмотря на очень тяжёлые
условия, возрождение католической церкви продолжалось всю
войну, но, к сожалению, по окончанию Второй мировой войны
закончилось
время
возрождения и начался долгий период подпольной
религиозной жизни.
Jan Bojarczak. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://pl.wikipedia.org/wiki/Jan_Bojarczak
J. Szymański, Kościół katolicki w obwodzie
kamieniecko
–podolskim, s. 471.
J. Szymański, Kościół katolicki w obwodzie
kamieniecko
–podolskim, s. 475.

|