ОТ РЕДАКЦИИ
«Всегда неизменный и вечно новый Христос никогда не
перестает быть „первенцем" Человечества»: именно эту
мысль пожелал раскрыть Пьер Тейяр де Шарден в своей
работе «Божественная Среда», перевод которой мы помещаем
в этом номере «Символа».
Работа эта была написана отцом Пьером Тейяром
де Шарденом в 1926—1927 гг. в Китае, где он проводил свои
геологические и палеонтологические исследования. В эту
пору ученому исполнилось сорок пять лет; за его плечами,
кроме аскетического искуса, литературного, философского и
богословского образования, посредством которых каждый
член Общества Иисуса подготавливается к апостолическому
служению в Церкви, также научное образование, полученное
в Париже в Музеуме естественной истории. В 1922 г. Тейяр
де Шарден защитил в Сорбонне обратившую на себя внимание
научной общественности диссертацию на тему:
«Млекопитающие раннего эоцена во Франции». Впоследствии
он преподавал в Париже в Католическом
институте.
Таким образом, перед нами подлинный ученый,
признанный в научных кругах, —ученый, который попытался установить некую
гармоничную связь между наукой и верой; при этом он думал
прежде всего о тех людях, с которыми он встречался в
продолжение своей научной деятельности и которые во
имя своей верности объекту научного исследования с
недоверием относились к любой форме религиозного
«прочтения» материального мира.
Наоборот, для Тейяра де Шардена Павлово видение
Христа как Того, в Ком все сотворенное обретает
устойчивость и смысл, есть основная ось мышления. Однако
то, что для того или иного богослова или проповедника
остается зачастую неким символическим или чисто
риторическим видением, для такого взыскательного ученого,
каким был Тейяр, есть строгая истина, которую необходимо
раскрыть и которую он последовательно изучает в
«Божественной Среде».
Подобно Христу Вседержителю, изображаемому на
куполах церквей, господствующему над земным миром и своим
динамичным присутствием обеспечивашим целостность
вселенной и устойчивость храма, Вселенский Христос
Тейяра, Христос-Омега, есть ось и центр мира
материального и мира духовного. Подобный синтез
раскрывает всю никчемность материалистических
хитросплетений, как и беспочвенные отречения бесплотного
спиритуализма.
Нам представляется весьма знаменательным, что в
эпоху, когда начинают шататься идолы, перед которыми
рабски воскуривали фимиам, взоры людей настойчиво
обращаются к слову отца Павла Флоренского — маститого
ученого и пламенного богослова. И не случайно то, что в
наши дни в России растет интерес к западному мыслителю,
обладающему чертами сходства со своим современником —
отцом Павлом Флоренским. На своих страницах «Символ»
постоянно публикует работы русского богослова и ученого.
И теперь журнал, верный своему изначальному призванию —
сближать берега, — с удовлетворением получил из России
перевод одного из главных произведений Тейяра де Шардена
и возвращает этот труд западного богослова и ученого
русскому читателю.

|