ГЛАВА
8
ТЕЛО
Каждый
занимающийся медитацией должен думать и о своем теле,
поскольку Братец Осел просто не позволит себя игнорировать.
Есть практики, где взаимодействие ума и материала не столь
важно и тонко, как здесь. Возможно, и Св. Павел сталкивался
с этим. В какие-то моменты он даже не знал, был он в теле
или вне тела, – Бог только знал.
Когда
вы обращаетесь к восточным религиям, внимание к телу
обостряется. Нечто начинает происходить с ним, и медитация
является искусством, которое учит использованию глаз,
легких, живота, позвоночника и т.д. Кроме того, важно и
место для медитации, будь то чистая, полуосвещенная комната
или открытое пространство. И, конечно, медитация полезна для
умственного и телесного здоровья. В храме вам могут сказать,
что дзен способствует защите от холода и гриппа и что при
постоянной практике у вас больше шансов избежать угрозы
какого-либо заражения.
Однажды
я участвовал в курсах медитации в храме дзена около Киото.
Ведущие говорили о йоге, об эзотерическом буддизме и дзене.
Затем мы безмолвно сидели в большом зале. Еще мы делали
специальные йогические упражнениями – для развития наших
способности. Последние были подготовкой для входа в
самадхи, и я действительно верю, что они могут
способствовать этому. Мы прослушали лекции о технике
медитации – как растягиваться и расслабляться, как правильно
сидеть и так далее; один из ведущих демонстрировал большую
схему человеческого тела, с помощью которой он объяснял
расположение чакр (центров психической энергии, о которых
говорит йога); был проведен курс «дыхания» через тело и
прочее. В конце каждой медитации мы пели в унисон: «Ом,
шанти, шанти, шанти!»
Удивительным
было вообще отсутствие какой-либо веры. Казалось, никто ни в
малейшей степени не интересуется тем, во что верят или не
верят другие участники, и никто, насколько мне помнится,
даже не упоминал имени Бога. Это были строго медитационные
занятия, и лишь физические аспекты затрагивались. Они же,
тем не менее, обсуждались весьма детально, вплоть до влияния
медитации на сексуальную жизнь.
Я
оказался единственным христианским лектором и, скажу
откровенно, был немного озадачен. Я чувствовал, что все, что
мог бы сказать, было не вполне уместным. Я ведь не мог
объяснять людям, как стоять на голове или растягивать
бицепс. Так что трудно было говорить о Боге на этом
собрании. Но можно ли говорить о христианской медитации вне
Бога? Наконец я воспользовался репликой одного из
докладчиков, который утверждал, что медитация далеко не
ограничивается всего лишь телом, а должна простираться в мир
духа и в космические измерения реальности. Это, я
почувствовал, было наилучшим приближением к Богу в подобном
собрании.
В
общем, я узнал здесь многое. Это был приятный и полезный
уикенд, испорченный только тем, что один парень храпел и
стонал всю ночь в нашей общей комнате, так что я не спал и
минуты. Впрочем, остальных, кажется, это не особенно
беспокоило. Несомненно, они были лучшими йогами, чем я. Или,
возможно, у них были более крепкие нервы.
Христианам
следовало бы думать больше о роли тела в процессе молитв. В
конце концов, есть многое, что следовало бы рассказать
впервые приступающим к медитациям. Это особенно важно для
современных людей. Многие могут задаваться вопросами о
существовании Бога и существовании жизни после смерти, но
лишь ярые максималисты подвергнут сомнению существование
своего собственного тела. Так почему бы не начать с того, в
существование чего они верят, и через тело выйти в космос и
к Богу? Таким образом, медитациям могут быть обучены даже
маловеры – те, которых беспокоит совесть или боязнь, что Бог
умер. Они ведь всегда согласятся просто сесть и дышать. Для
них медитация становится исследованием, и я обнаружил из
скромного опыта в нашем собственном медитационном зале в
Токио, что люди, которые начинают поиск в этом направлении,
в конце концов находят Бога. Не антропоморфного Бога,
которого они отвергли, но высшую сущность, в которой мы
живем, двигаемся и пребываем. И тело в данном случае
оказывается первичным, а Бог приходит в
конце.
Дело
в том, что западная молитва – не достаточно «внутренняя» –
она поглощается мозгом и не достигает глубоких слоев тела,
где содержится сила, генерируется духовность. Но теперь мы
можем даже научно изучать физические аспекты медитации –
благодаря экспериментам таких институтов, как буддийский
университет Комазава в Токио. При исследовании физического
состояния человека, занявшегося дзеном, студенты измеряют
дыхание, сердцебиение, движение глаз, метаболизм, баланс,
мозговые волны и тому подобное. Аналогичные эксперименты
проводятся в Соединенных Штатах, и в конечном счете эти
исследования смогут дать некоторые рекомендации относительно
идеальных условий для медитации. Это касается диеты,
положения тела, окружающей обстановки и так далее.
Разумеется, весь этот анализ выглядит несколько нелепо,
когда исследователи ходят среди медитирующих с небольшими
аппаратами для измерения альфа-волн. Но нелепости существуют
везде и не могут быть исключены полностью. Разве что,
научный анализ не должен привести к грубому материализму.
Однажды при посещении университета Комазава я спросил
профессора, занимающегося вышеописанной тематикой, можно ли
определить глубину погружения в дзен. «Нет, мы не можем
измерить ее, – ответил он, – поскольку разум является
тайной. Все что мы можем – измерить физические параметры».
Мне было интересно услышать, что он поводит такое
разграничение.
Здесь
я могу добавить в скобках, что дзен не занимается детальным
управлением телом, которое характерно для знаменитой йоги. В
общем, дзен наотрез отвергает также и все, что имеет
отношение к магии или чему-либо сверхординарному. Здесь,
однако, возможны некоторые исключения. Однажды я оказался в
отдаленном сельском храме, где мне рассказали, что их
роши демонстрировал такие поразительные вещи, как, к
примеру, пронзание острой саблей своего живота без всяких
ран, или вбирание в себя болезней других людей для их
излечения. Притом, человек, чьим словам я доверял, говорил,
что он собственными глазами видел это пронзание саблей и не
сомневался в его реальности. Правда, этот роши
считается не совсем обычным. Неудовлетворенный японским
дзеном, еще будучи молодым человеком, он отправился в Китай
и Индию, и возвратившись, приступил к занятиям особым
дзадзеном, который, по его словам, он постиг в Китае. Другие
же учителя дзена, как я и говорил, презирали подобные
экстраординарные способности и считали их опасными помехами
на пути к вне-образному, которое – сатори. Странные
феномены имеют общее название «макио», что буквально
означает «мир дьявола», но приложимо ко всем формам иллюзии
в дзене. В этом отношении, японский дзен очень здоров и
свободен от злоупотреблений, характерных для других видов
мистики. Доктрина макио, отвергающая феномены, в
высшей степени соответствует учению все того же Св. Иоанна
Креста. И снова, это – «ничто, ничто, ничто». Не
должно отвлекаться от своей цели на духовные,
телесные и прочие «фокусы».
Обращаясь теперь к
христианству, находим, что западная традиция больше говорит
о теле, чем зачастую признается сегодня. Обычно
подразумевалось (и соответствует моему мнению), что если вы
хотите посвятить жизнь медитации, вам следует контролировать
ваши глаза, уши, язык, руки и особенно вашу походку. Все
должно сочетаться с качествами скромности и достоинства,
которым не уделяется значительного внимания сегодня. И на то
же делается упор в дзене, хотя все же пути их отличаются.
Добавим еще, что христианская традиция полагает: медитация
преобразует тело и делает его красивым. Автор «Облака»
выразительно и образно говорит об отличных физических
следствиях созерцательной молитвы. Даже самый безобразный
человек, по его словам, станет честным и привлекательным во
всем: его лицо будет освещено радостью, грация и лад станут
сопровождать каждое его движение. И все оттого, что
внутренняя слава, исходящая из молитвы, не может не
пронизывать тело.
Вспомним
Моисея, спустившегося с горы. Такой яркой и славной радостью
светилось его лицо, что израильтяне не могли смотреть на
него и попросили Моисея носить покрывало
– сама слава Бога излучалась
лицом великого человека. Мне нравится интерпретировать в том
же духе преображение Христа – второго Моисея, представлять
действительность, для которой Моисей типичен. Случилось сие
вдруг, в присутствии трех пораженных людей – внутренняя
красота Иисуса вырвалась наружу, его лицо сияло неземным
светом и его одежды (да, внутренняя красота простерлась даже
на его одежду) стали ослепительно белыми, и с такой белизной
ничего на земле не могло сравниться. То есть на весь его
облик распространилась невыразимая внутренняя
красота.
Вероятно,
многие из нас в то или иное время встречали людей, которые
хоть отчасти несли бы в себе красоту преображенного Христа.
По телевизионным стандартам они могут быть довольно
безобразными – никакому рекламодателю и в голову не пришло
бы помечтать об использовании их внешности для продажи
зубной пасты или мыла – но слава молитвы освещает их облик,
как она осветила Моисея. Я полагаю, что это именно тот тип
красоты, на который должны ориентироваться монахи и монахини
теперь, когда современная культура заставляет их изменять
образ жизни и одежду. Было бы прекрасно, если бы вместо
оглядки на Лондон и Париж, они смотрели бы на Моисея и
«Исход», думая об идеале красоты, который помогал бы
современному человеку в поиске истины.
Быть
может, тогда как христианская традиция утверждала красоту
преобразованного медитацией тела, она была не столь успешна
при использовании тела как инструмента на пути к
самадхи. Здесь тоже есть чему поучиться у Востока. И
чтобы проиллюстрировать роль тела, я хотел бы сослаться на
«Бхагавад-Гиту». Это классическое произведение, конечно, не
является ни дзен, ни просто буддийским, но все же, кажется,
имеет значительное буддийское влияние. А это весьма
импонирует мне. Мое внимание к «Гите» было привлечено
последней книгой профессора Р. С.
Заехнера, который утверждает, что нельзя пренебрегать
«Гитой» тому, кто пытается навести мост между дзеном и
христианством. Это, он пишет, одна из важных связей между
Востоком и Западом.
В
шестой части «Гиты» говорится что, чтобы достичь
самореализации, следует жить одному в уединенном месте, не
обладая ничем, отказавшись от земных надежд и в полном
отрешении от всего – «отказаться от всех материальных
желаний». Затем идет описание медитации.
Для
занятий йогой необходимо удалиться в уединенное
место,
Постелить
на землю траву куша,
Накрыть
ее шкурой оленя и мягкой тканью.
Сиденье
не должно быть ни слишком высоким, ни слишком
низким,
И
должно находиться в святом месте.
Йог
должен занять устойчивое положение и погрузиться в
йогу,
С тем
чтобы очистить сердце с помощью контроля
ума,
Чувств
и деятельности,
И
концентрации ума на одной точке.
Нужно
держать туловище, шею и голову
вертикально,
На
одной линии, устремив взгляд на кончик
носа.
Таким
образом, контролируя ум, без страха,
Полностью
отказавшись от половой жизни,
Нужно
сосредоточиться на Мне в своем сердце
И
сделать Меня конечной целью своей жизни.
При
рассмотрении этого текста, мне хотелось бы кратко
остановиться на трех моментах. Прежде всего, упор делается
на месте. Оно должно быть хорошим и чистым, не слишком
высоким, не слишком низким. В дзене месту придается огромное
значение. Как замечательно Доген выбрал место заложения
свого монастыря Эйхейджи, все еще находящегося в сельской
глубинке и погруженного в безмолвие. Храмы дзена
располагаются по возможности ближе к природе, к звукам реки
или водопада, возле японского сада и т.д. Медитация, в конце
концов, осуществляется не чистым духом, но человеком,
обладающим телом.
Хотя
сейчас бесконечно говорят об экологии и внешней среде,
христианский Запад не многого добился в экологии религии. Я
имею в виду, что наши христианские церкви, особенно те, что
недавно построены, – на самом деле не лучшие места для
медитации. Старые католические церкви были куда лучше,
поскольку они, по крайней мере, имели центр, собирающий
взоры – скинию, перед которой висела красная лампада. Там
была соответствующая атмосфера и тепло. Каждый, кто хоть
сколько-нибудь сведущ в медитации, признает, что вам нужна
точка, на которой можно было бы сфокусировать глаза, если
они начинают блуждать, иначе время будет попросту потеряно.
Скиния служила этой цели, но ничто не заняло ее место. Я
уверен, многие старые неграмотные люди, кто
коленопреклоненно стоял перед скинией часами в местах,
подобных церкви кармелитов на улица Графтон в Дублине,
быстро попадали в самадхи. Эти люди были мистиками,
столь же просветленными, как любой роши, и таких
людей тысячи по всему миру. Но я задаюсь вопросом, а смогут
ли созерцать прихожане и в церквях, которые мы теперь
предусмотрели для них? Я спрашиваю себя, думали ли о
медитации люди, которые строили эти новые церкви и имели ли
вообще подобный опыт? То же остается действительным для
монастырей и молелен. Я размышляю, насколько продумана
сейчас экология – в отношении между зданиями и молитвой,
между одеждой и молитвой, между коридорами, часовнями и
молитвой.
Второй
момент, который мне хотелось бы отметить, давая цитату из
«Гиты» – великолепная поза. Спина – прямая, взгляд направлен
на кончик носа или в межбровье; нельзя смотреть вокруг.
Далее в «Гите» неподвижность ума уподобляется пламени в
безветренном месте. Это тонкое сравнение, поскольку такая
медитация обладает всей мощью и всей неподвижностью пламени,
возносящегося там, где нет даже легкого ветерка. И она ведет
к радости и великому отсутствию страха. Добавим, что она
поддерживается также обетом безбрачия, обетом
брахмачарьи, холостого и
целомудренного.
Здесь,
однако, хотелось бы заметить, что положение тела при
христианской молитве не должно (а это и на самом деле так)
быть ограниченным позой лотоса. Есть и другие. К примеру,
человек может преклонить колени, упадать ниц, сидеть и даже
ходить, и часто позы определены типом человека или
культурой, к которой он принадлежит. И все же положение,
какое бы ни было, имеет огромное значение. Сутулясь за
комфортабельной кафедрой, не достигнете глубины в
медитации.
Третий
момент, на который делает упор Заехнер, в связующей роли
«Гиты», моста между Востоком и Западом, – теоцентрический
тип подхода, о котором я уже упоминал. Следует
сосредоточиться на «Мне»; то есть на Боге. Все способности
человека концентрируются, чтобы быть сосредоточенными на
Боге, который присутствует в глубинной части души – или,
более правильно, который – глубинная часть души, пока в
человеке есть священная искра. Здесь «Гита» подходит
значительно ближе к христианству, чем
дзен.
Йог,
сидящий в великолепной медитации, обладает всей красотой
тела, о которой говорит автор «Облака». Эта красота
принадлежит созерцательности в любой религиозной традиции, и
это – красота, которую бессознательно ищет современный
мир.

|