ПУТЬ МЕДИТАЦИИ
V
Я пытаюсь сказать,
что, когда мы читаем Нагорную проповедь, нужно следовать
указаниям Иисуса, а не размышлять о значении его слов.
Просто последуйте его советам! Вспомните, что он говорит:
«Взгляните на птиц небесных…» и «Посмотрите на полевые
лилии…» (От Матфея, 6:26,28). Ну, давайте воспримем это
буквально. Посмотрите на траву; посмотрите на цветы;
посмотрите на птиц. Просто рассмотрите их. Многие люди
никогда, в действительности, не рассматривали ничего
подобного. Глядя на вещи, они думают о чем-то другом. В
результате они не видят красоты, которая лежит вокруг –
красоты природы и красоты лиц.
Дзен же говорит о
том, что следует «просто смотреть», «просто слушать»,
«просто сидеть». Это значит, что вы тотально смотрите, или
слушаете, или сидите, и не делаете ничего кроме этого.
Возможно, мы могли бы назвать это «чистым смотрением». Или
дзен говорит нам, чтобы просто слушать – звук реки, или
водопада, или дождя… Просто слушайте и не делайте ничего
больше, лишь слушайте. И делая так, вы остаетесь наедине с
объектом: вы сливаетесь с ним: вы теряете ваше маленькое эго
и обнаруживаете вашу истинную самость.
Я иногда
практиковал этот тип медитации со студентами. Туманный Токио
– не лучшее место в мире, чтобы смотреть на птиц или
наслаждаться красотой цветов. Но к счастью, Софийский
университет имеет небольшой сад. Мы приходили туда в тишине,
и каждый просто выбирал камень или цветок, или некоторый
объект природы – и, разглядывая его, касаясь его, ощущая его
запах, становился им. «Взгляните на птиц небесных…».
Греческое слово emblepo, которое использовано в
тексте Евангелия, не означает «смотреть мимолетным или
рассеянным взглядом», оно означает «смотреть внимательно»,
чтобы проникать внутрь, чтобы видеть сердце вещи. Это
напоминает мне способ, которым мастер дзена советует ученику
смотреть на коан – смотреть на него умом и телом,
сливаться с ним, становиться с ним единым. Таким образом
открывается внутреннее зрение и наступает
самореализация.
Говорят,
бодхисаттва Каннон получил просветление, просто слушая
каждый звук. Имя «Канон», в оригинале «Канзе-он», буквально
означает: «тот, кто слушает звуки мира». И Каннон просто
слушал, тотально присутствуя в реальности и ее звуках. Какая
огромная пробужденность, или осознанность, была здесь! Но
есть другой перевод имени, который даже более замечателен.
Вместо «тот, кто слушает звуки мира», иногда переводят –
«тот, кто слушает крики мира». Другими словами, Каннон
слушаетл крики бедного и больного, и умирающего. Он вбирал
эти крики в свою глубину и отождествлялся с ними. Это –
сострадание; и это – просветление. Если бы мы могли подобно
Каннону слышать крики бедного в наши дни, как приблизились
бы мы к царству Бога!
Но давайте вернемся
к Нагорной проповеди. Иисус советует нам взглянуть на
полевые лилии, а затем подумать о нашей собственной ценности
и достоинстве. «Вы не гораздо ли лучше их?» (От Матфея,
6:26). Мы могли бы посмотреть на эти слова с позиции логики,
сравнивая себя с лилиями и птицами. Мы могли бы сказать, что
по шкале эволюции мы стоим на ступеньку выше и, значит,
представляем большую ценность. Затем мы могли
бы поразмышлять о великой любви и заботе Бога о нас, таким
образом осознавая наши достоинства в качестве мужчины или
женщины. Это дискурсивный подход к тексту.
Но не можем ли мы
постичь тот же текст методом созерцательности? И когда
поступаем так, понимаем, что, созерцая лилию, мы становимся
лилией и реализуем наше истинное значение; глядя на птицу,
мы становимся птицей и реализуем нашу истинную ценность. И
снова позвольте мне вернуться к дзену. Слушая шум водопада,
я могу получить луч просветления: не о красоте водопада, как
таковой, идет речь, но обо мне, слушающем и сливающемся с
ним. Слушание, подобно созерцанию, ведет к самореализации. И
Иисус говорит именно это: глядя на лилию, становясь лилией,
я реализую свою истинную самость, я осознаю, что любим своим
Отцом и что имею большое значение.

|