И.
С. ГАГАРИН ОИ

Символ
32/1994
От
редакции
Из
номера в номер читатель «Символа» находит на третьей
странице обложки журнала напоминание о связи, которая
существует между о. Иваном Гагариным, основанной им
Парижской Славянской библиотекой и журналом и издательством
«Символ». За последние годы в журнале были опубликованы
письма и работы о. И. С Гагарина, материалы, касающиеся его
жизни и трудов. На этот раз редакция журнала решила
посвятить целый номер этому представителю русской и западной
культуры, который неизменно порождает в России одновременно
и резко критическое отношение, и глубокий интерес к его
жизни и творчеству.
Знатный
княжеский род, обладание 2965 душами крестьян,
принадлежность к дипломатическому корпусу, дружеские связи с
наиболее блестящими литературными кругами Петербурга — все
это обеспечивало ему выдающееся положение в высшем обществе
столицы. Князь Иван Сергеевич Гагарин родился в Москве, 20
июля 1814 года. Достигнув совершеннолетия, он поступил на
дипломатическую службу (Париж, Вена). Под влиянием Петра
Чаадаева он обратился к католицизму. Затем, после общения со
своей теткой, С. П. Свечиной, он в 1842 году присоединился к
Католической Церкви. В 1843 в Амьене он вошел в новициат
Общества Иисуса. Это навсегда лишило его возможности
вернуться на свою русскую православную родину. И тем не
менее, вопреки внешнему суждению, он не отрекся ни от своей
веры, ни от своей национальной культуры.
На
протяжении всей жизни Ивана Гагарина не покидала некая
убежденность и глубокое устремление; пропасть, возникшая
между православием, которое, казалось, он покинул, и
католицизмом, к которому он присоединился, должна быть
преодолена. И всю свою последующую жизнь он посвятил этому
заданию. Причины, заставившие великую Греко-Кафолическую
Церковь (согласно наименованию, которое в ту эпоху усваивали
Православной Церкви) и Церковь Рима пойти по разным путям,
были следствием преходящих исторических обстоятельств.
Однако оправдать этим церковный раскол невозможно. Будущее
обеих Церквей — в примирении и единстве. И такое единство не
означает растворение Русской Церкви в Церкви Латинской, но
должно быть подлинным примирением, как писал об этом Иван
Гагарин в брошюре, которую о. Мартынов с полным правом
перевел на русский под названием «О примирении Русской
Церкви с Римскою» (см. Символ 8, с. 207). В этой небольшой
работе содержатся все гагаринские замыслы и основные идеи.
Барон фон Гаксттаузен перевел ее на немецкий язык, и она
легла в основание «Молитвенного союза ради сближения между
Церквами Востока и Запада». Для о. Ивана Гагарина разделение
между Православием и Церковью Рима есть пагубное следствие
влияния «византинизма». И он неизменно прилагал усилия к
тому, чтобы с полной ясностью раскрыть все то, что
Православие содержит как залог и условие объединения и
полного единства.
Ради
примирения необходимо прежде всего узнать друг друга. И
своей первейшей задачей о. Иван Гагарин считал собирание
различных документов, касающихся отношений между Римом и
Москвой. Кроме того, он предпринял публикацию трудов,
которые содействовали бы лучшему ознакомлению католиков
Западной Европы с русским православным миром. Все это о.
Иван осуществлял при поддержке верховного настоятеля
Общества Иисуса.
Неуклонно
стремясь к этим по своему существу религиозным целям, о.
Иван не забывал и о русской культуре и литературе. Он
известен как первый издатель поэта Тютчева (1836) и философа
Чаадаева (1862). Архив Славянской библиотеки хранит
множество свидетельств о связях ее основателя со многими
наиболее выдающимися представителями русской литературы.
Некоторые из таких документов в разные годы были
опубликованы в «Символе».
Перечитывая
размышления о. Ивана о различиях в мировоззрении между
Россией и Западной Европой, невольно задаешься вопросом:
произошло ли ощутимое сближение между двумя континентами? На
этот вопрос можно ответить по-разному. Однако, полагаем мы,
на этом поприще предстоит еще много совершить; и замыслы о.
Ивана Гагарина сохраняют всю свою
злободневность.
Те
из наших читателей, кто следил за развитием журнала «Символ»
с первых его номеров, знают о нашей постоянной заботе и
стремлении продолжить дело, начатое Иваном Сергеевичем
Гагариным. И мы полагаем, что не ошибаемся, посвящая большую
часть этого выпуска нашего журнала памяти о. Ивана Гагарина,
дабы лучше познакомить русскую публику с его жизнью и
творчеством.
1. Воссоединение Церквей по
Гагарину
2. Записки о моей
жизни
3. Дневник
(1834-1842)
4. Сокровище
христианина
5. «О примирении Русской Церкви с
Римскою»
6. Будущее Греко-Униатской
Церкви
7. Католические тенденции в
русском обществе
8. Письма Н. Н.
Шереметевой
9. Письма Ю. Ф.
Самарину
10. Примат апостола
Петра
11. Долгоруков П. В.
Переписка
12. Киреевский И. В.
Переписка
13. Лесков Н. С.
Переписка
14. Между Рейном и
Сеной
15. Наша
цель
16. Материалы о дуэли и смерти
Пушкина
17. Гагарин - издатель
"Философических писем" Чаадаева
|