Символ 9/ 1983
ЖАН
ДАНИЕЛЮ
ОИ
Жан Даниелю — богослов, специалист в
области патристики, духовный учитель, иезуит,
епископ и кардинал. Родился 14 мая 1905 г. в Нейи
(неподалеку от Парижа). Умер 20 мая
1974 г. в Париже.
Его отец Шарль Даниелю, выходец из
Дуарнене (Бретань), был депутатом и министром в
эпоху Третьей республики. Жан Даниелю
унаследовал
от отца глубокую любовь к Бретани и никогда не затухавший
интерес к политике. Его мать Мадлен Кламорган,
женщина глубочайшей религиоэной и интеллектуальной
жизни, была в духовном послушании у знаменитых
иезуитов Л. де Гранмезона и Ж. Лебретона.
Она получила
высшее философское образование. По своему призванию она была
педагогом, и в эпоху, когда антиклерикальное
законодательство в корне расшатало католическую систему
образования, основала католический педагогический
институт и несколько католических средних школ для девушек.
От матери Жан Даниелю унаследовал замечательный
педагогический дар. Своему сыну Мадлен Кламорган дала
глубоко продуманное христианское воспитание, в
основе которого лежало духовное учение Игнатия
Лойолы.
Сначала Жан учился в иезуитском колледже
(средняя школа) на острове Джерси, а
затем в колледже святого Креста в Нейи.
Здесь он получил высшее филологическое
образование и в 1927 г. выдержал
конкурс на
должность преподавателя французского языка и
литературы.
В
эти годы он активно участвовал в парижской
литературной жизни (именно он перевел на латинский
либретто "Царя Эдипа", которое Жан Кокто написал
для Игоря Стравинского). В то же время
Жан Даниелю
приобщился к политической жизни, став личным
секретарем
своего отца (1927-1928). Некоторое время он
посещал кружок, который вел в Медоне Ж. Маритен.
Однако всему этому он отдавался как
любитель.
В
1928 г., отвечая призванию, которое он почувствовал
еще в детстве, он становится членом весьма
современной по духу религиозной общины, основанной
кардиналом Феррари, —
мы имеем в
виду Общество святого Павла. Сразу же ему было
поручено руководство Домом молодежи
(студенческое общежитие в Латинском квартале
Парижа).
Здесь Жан подружился с Е. Мунье, будущим
основателем журнала "Эспри". Очень быстро Даниелю
почувствовал, что пошел не по тому пути, и 20 июля 1929
г., в Лавале, он становится новоначальным послушником
Братства Иисуса (Ордена иезуитов).
21 ноября
1931 г. он произносит свои первые обеты. Затем он
уезжает на Джерси, где изучает философию
(1931-1934), далее преподает в выпускном классе
колледжа святого Иосифа в Пуатье
(1934-1936) и наконец проводит три года в
иезуитской семинарии в Лионе (Фурвьер), где изучает
богословие (1936-1939). В
это время
здесь жилиего старший собрат Анри де Любак и его
ровесник Ганс-Урс фонБальтазар. Они помогли
ему сделать первые шаги в
патрологии.
24 августа 1938 г. Жан Даниелю становится
священником. Призванный в армию, он в 1939-1940 гг. служил в
авиации. Третий год своего послушничества он
завершил в Монгре (1940-1941). 2 февраля
1946 г., в
Париже, Жан Даниелю произнес свои окончательные
обеты.
О
глубине его духовной подготовки свидетельствуют дневниковые
записи, сделанные им в это время. В 1941 г. он начал
работатьв Париже. Здесь он провел всю свою жизнь,
напряженно трудясь. Преподаватель, ученый с
международной репутацией, он занимался
священнической работой среди студентов,
нес слово Божье в интеллектуальные круги,
где его принимали как "своего". В это же время
он начал
помогать самым разным людям, всем тем, кто
прибегал к его совету; и наконец в эпоху кризиса,
который потряс Церковь по окончании Второго
Ватиканского Собора, он выступил на защиту
христианской
веры.
Уже в 1942 г. Жан Даниелю опубликовал труд
под названием "Знамение Храма, или присутствие Бога".
Сам он постоянно говорил, что в этой небольшой
книге содержится все его мировоззрение,
вся его
мысль. Действительно, в этой книге отразились черты,
характерные для личности автора: любовь к созерцанию, к
богословию символов, к экзегетическим методам Отцов
Церкви, а также стремление простым и наглядным способом
донести до широкой публикивсе богатство своего
духовного опыта и своих научных трудов. Эллинист и человек
насыщенной духовной жизни, Жан Даниелю избрал
темой своей
докторской диссертации учение Григория
Нисского.
Он защитил диссертацию по этой теме
сначала в Католическом институте в Париже (1943), а затем в
Сорбонне (1944). В качестве дополнительной научной работы
(как требовалось тогда в Сорбонне)
он
представил французский перевод "Жизни Моисея"
Григория Нисского. Эта работа стала первым томом
серии "Христианские источники"
(1944) — собрания
патристических текстов, снабженных
переводом
на французский язык, введением и
комментариями; идея этого издания
принадлежит иезуитам из Лиона. Своим
быстрым развертыванием и высоким научным
уровнем это издание во многом обязано личным усилиям
Жана Даниелю, который вместе с Анри
де Любаком
осуществлял руководство им.
В
1943 г. Ж. Даниелю становится главным редактором
очень широкогопо профилю журнала
"Этюд". В это же время он заменил Ж. Лебретона
на кафедре истории раннего христианства
богословского
факультета Католического института в Париже,
а в 1961 г.
стал деканом этого факультета. Он проработал в Католическом
институте вплоть до 1969 г. и вместе со своим другом,
известным историком культуры Анри Мару, в течение многих лет
преподававшем в Сорбонне историю раннего христианства,
воспитал несколько поколений молодых французских (и не
только французских) клириков. Подобно Мару,
Даниелю считался бесспорным "лидером"
в области
патрологических исследований.
Своими обширными трудами Даниелю оказал
решающее влияние на ход исследований во
многих, тогда еще совершенно новых
областях.
Вместе с В. Фолькером и Г.-У. фон Бальтазаром
Даниелю стал одним из инициаторов "возвращения"
к Григорию Нисскому. Помимо своей
докторской работы "Платонизм и мистическое богословие.
Духовное учение Григория Нисского" (1944), он
посвятил этому Отцу Церкви множество статей —
наиболее важные из них были помещены в сборнике
"Бытие и время у Григория Нисского"
(1970).
Склонный к созерцанию, Даниелю изучал
прежде всего мистические тексты Григория Нисского, его
духовную экзегезу. В 1967 г. он опубликовал антологию
мистических творений Григория Нисского
"Голубица и
тьма". Интеллектуально чуткий к проблемам нехристианской
культуры, Даниелю особенно тщательно изучал
творческий метод Григория Нисского,
христианизировавшего философские
понятия
своего времени. Совместно с де Любаком Даниелю как
бы заново открыл святоотеческую экзегезу.
Подобно богослужению, с которым она тесно
связана, экзегеза раскрывает символику
Писания и
тем духовно насыщает верующих. Особенно
глубокоДаниелю раскрыл понятие типологии; это
понятие неким особым образом сопрягает
христианский символизм и историю: история
спасения —
это история периодического вмешательства Бога в
земную жизнь. Таким образом, события Ветхого
Завета возвещают события Нового Завета, которые
в свою очередь раскрываются в истории
Церкви, в
чьей тайнодейственной и мистической жизни
христиане предвосхищают полноту эсхатологического
завершения времен. ("Sacramentum futuri. Происхождение
библейской типологии" /1950/."Библия и
богослужение: библейское богословие таинств и праздников
по учению Отцов Церкви" /1951/.) Фундаментальный
труд Даниелю "История христианских учений до
Никейского Собора" (1. "Богословие
иудеохристианства" /1950/, 2. "Евангельская
вестьи эллинская культура II и III века"
/1960/, 3. "Происхождение латинского христианства"
/1978/) — не просто традиционное
изложение истории догматики, но скорее очерк
христианской культуры, которая созидалась, многое
заимствуя из окружающих нехристианских культур. Эти
заимствованные элементы, так сказать, испытывались
на прочность, очищались и усваивались,
невзирая на то, что при этом возникали побочные
явления — ереси. Даниелю собрал
воедино многие древнейшие христианские тексты и
документы, которые на первый взгляд
кажутся ошеломляющими. Но, как всегда,
опираясьна конкретные данные той или иной
исторической эпохи, он предоставляет в наше распоряжение
великолепный ключ и показывает,
что
истинная вера выражалась тогда в рамках семитической
мысли. Даниелю стал одним из самых блестящих
специалистов в области этого заново открытого
"иудеохристианства". В монографиях, посвященных двум
александрийцам —
Оригену
(1948) и Филону Александрийскому (1958), а также в первой
части первого тома "Новой истории Церкви" (1963) в
очередной раз отразилось неизменное
внимание Даниелю к культурным особенностям той
или иной исторической эпохи, к специфике
веры, которая может воплощаться
по-разному.Как критик Даниелю также внес
значительный вклад в науку своего
времени. В
этом направлении он плодотворно работал в
журнале "История происхождения христианства", а
начиная с 1946 г., на протяжении четверти века, в
"Религиозных исследованиях". В статьях, опубликованных в
этих журналах, отразилась безграничная любознательность,
доброжелательство и проницательность
Даниелю.
По профессии Жан Даниелю был историком
древней Церкви. Однако полученное в
семье воспитание, темперамент и энергия, направляемая в
русло апостолической деятельности, — все это заставляло
его активно участвовать в жизни своего времени,
интересоваться разными направлениями
мысли, встречаться с самыми разными
людьми.
Таким образом, Жан Даниелю был одним из главных
вдохновителей журнала "Бог живой. Религиозные и
философские горизонты". В этом журнале велся
весьма открытый и доброжелательный диалог
между
мыслителями разных конфессий и разных
философских школ. Кардинал Даниелю придавал большое
значение экуменизму. На этой ниве он много
потрудился. Его собственные патристические
изыскания
послужили ему здесь хорошей основой. У Даниелю завязались
прочные дружеские связи и с православными, и с
протестантами, и с англиканами, и с
иудеями. Вся его деятельность носила
вселенский характер. Жан Даниелю был одним из
основателей и духовных руководителей кружка святого
Иоанна Крестителя; этот кружок представлял собой группу
молодежи с миссионерскими устремлениями.
Там
по-настоящему глубоко изучалась проблема духовного
завершения, созревания нехристианских культур. По мысли
устроителей кружка, христианизация — это не
вырывание обращенного из его культуры, из его
естественного окружения; наоборот, христианизироваться
должны сами культуры, как это происходило с
культурой семитской (иудеохристианство) и
греко-римской.
Развивая свой богословский поиск, Даниелю
пытался придти к синтезу, и прежде
всего выявить правильное духовное отношение
к разным
нехристианским культурам и цивилизациям (это имело
для него первенствующее значение):
непрестанная молитва о наступлении
Царствия
Божьего, молитва за и вместо нехристиан,
сознательное, связанное с крестными муками выполнение
разнородных требований, созерцание Троицы и
служение язычникам; следование в этом Самому Христу,
посланнику Отца, Христу, жившему в томительном
напряжении, — Божественная жизнь и принятая на себя
грешная человеческая природа, которую Он пришел спасти.
Деятельность кружка святого Иоанна
Крестителя в основном отразилась в книгах
Даниелю "Тайна спасения народов" (1945), "Тайна
ожидания" (1948), "Размышления о тайне
истории" (1953), "Святые язычники Ветхого
Завета"
(1956), "Иоанн Креститель, свидетель Агнца" (1964),
"Церковь апостолов" (1970). Также для членов кружка
святого Иоанна Крестителя, среди
которых Даниелю проводил богословскую и духовную
воспитательную работу, были созданы книги "В начале"
(1963), "Евангелия детства" (1967),
"Воскресение" (1969). Они
написаныв жанре популярной экзегетики. Два
духовных собеседования изчисла тех, что Даниелю
время от времени проводил в кружке, легли
в основу
книг "Троица и тайна существования" (1968) и
"Созерцаниеи возрастание Церкви" (1977). Эти книги
дают представление о Даниелю — духовном
учителе.
Отец Жан вел священническую работу среди
студентов-католиков Сорбонны, и особенно
(начиная с 1941 г.) среди студенток Высшей
педагогической школы в Севре. В этой
области влияние Даниелю оказалось весьма
значительным и продолжительным. Косвенным
результатом
этой работы стали книги "Бог и мы" (1956) и "В поисках за
Христом" (1960).
До конца жизни Даниелю сохранял живую
связь с молодежью, старался непосредственно
ответить на все ее запросы, которые чувствовал очень тонко.
Настоящий оратор, он поистине умел воздействовать на
слушателей своим проникновенным, исполненным
сердечной теплоты словом. И уже очень быстро его
стали приглашать на разные выступления, так что ему все чаще
и чаще приходилось выступать перед
самой
разной публикой (приходы, различные католические
группы и профессиональные клубы), публиковать
статьи в прессе, выступать по радио и
телевидению. Многие по достоинству оценивали
непосредственный живой стиль его выступлений, где всегда
ярко проявлялась присущая ему вера,
умение войти в прямой контакт с аудиторией,
его
простота и сердечность. Чуждый всякому
интеллектуальному снобизму, проникнутый
великим пасторским рвением, он никогда
не
отказывался выступать и выступал повсюду, сознательно
жертвуя временем, столь необходимым ему для
продолжения научной работы.
С
большой проницательностью он почувствовал
наступление кризиса веры, который стал все сильнее
проявляться в Церкви, и заговорил об опасности в книге
"Смущающая истина" (1961) . Он не потерял своей веры в
сверхъестественное, но, начиная с этого
времени, стал прилагать усилия, чтобы обнажить,
выявить интеллектуальное "двурушничество" эпохи,
указать на его неизбежные
последствия:отказ от реальности, разобщение между
религией и верой, потерячувства священного... В
1962 г. Иоанн XXIII призвал его в качестве
эксперта на
Второй Ватиканский Собор. Здесь он много
потрудился над конституцией "Радость и надежда". В
1969 г. Павел VI назначил его кардиналом. 21 апреля
того же года Жан Даниелю был
хиротонисованво епископы, а 28 апреля в Ватиканской
консистории был торжественно утвержден в звании
кардинала-диакона. В это время он
слагаетс себя обязанности профессора и декана,
однако нового назначения не
получает.
Он продолжает свою научную деятельность,
но вместе с тем, в полной мере сознавая
всю весомость своего епископского служения
и
кардинальского достоинства, все чаще и чаще выступает как
в рамках Французской епископской конференции, так и перед
широкой публикой, призывая всех к верности Евангелию, к
борьбе с угрожающим Церкви духом
секуляризации, к верности Второму
Ватиканскому Собору, который на практике зачастую
предавали. Эта борьба, где проявилась вся его
бескомпромиссность, любовь к истине и настоящий талант
полемиста, восстановила против него наиболее влиятельную
часть французской католической интеллигенции и клира.
Того, кто раньше считался символом всего
передового, теперь упрекают за измену, за переход
в лагерь реакции. (Здесь стоит напомнить,
что
программная статья Даниелю "Современные направления
религиозной мысли", опубликованная в 1946 г. в журнале
"Этюд", вызвала недовольство в Риме и нападки так
называемых "интегристов" на "новое богословие".
Это стало началом ограничительных мер,
которым
подверглись наиболее влиятельные иезуиты.) Даниелю
несоглашался с упреками, говоря, что, как
и раньше, он защищаетсяот давления разных
школ и мод и старается сохранить верность
Евангелию.
Все же он тяжело переживал эту враждебность по отношению
к себе, но, невзирая на нее, стойко нес бремя
непопулярности, убежденный, что самое
главное — это служение Церкви и
ближнему.
В
эпоху этой борьбы он написал следующие книги:
"Молитва как политическая проблема" (1965),
"Будущее религии" (1968), "Христианство — религия
для масс или для элиты?" (1968),
"Тесты"(1968), "Непреходящая вера и сегодняшний
человек" (1968), "Новые тесты" (1970) , "Культура, преданная
своими" (1972).
До конца жизни Жан Даниелю направлял всю
свою неуемную энергию на служение Церкви и ближнему, —
служение, которое он осуществлял, не имея
помощников, не занимая официальной церковной должности.
Смерть настигла его внезапно, когда он находился
ещев полном расцвете
сил.
Он умер, выполняя свой священнический
долг. И в самой смерти Жана Даниелю
осуществилось его давнишнее желание — умереть,
подобно
Христу, в презрении, оклеветанным. Об этом желании
свидетельствуют строки его "Духовного
дневника".
|