Символ 9/ 1983

 

ЖАН ДАНИЕЛЮ ОИ  

 

Жан Даниелю — богослов, специалист в области патристики, духовный учитель, иезуит, епископ и кардинал. Родился 14 мая 1905 г. в Нейи (неподалеку от Парижа). Умер 20 мая 1974 г. в Париже. 

Его отец Шарль Даниелю, выходец из Дуарнене (Бретань), был депутатом и министром в эпоху Третьей республики. Жан Даниелю унаследовал от отца глубокую любовь к Бретани и никогда не затухавший интерес к политике. Его мать Мадлен Кламорган, женщина глубочайшей религиоэной и интеллектуальной жизни, была в духовном послушании у знаменитых иезуитов Л. де Гранмезона и Ж. Лебретона. Она получила высшее философское образование. По своему призванию она была педагогом, и в эпоху, когда антиклерикальное законодательство в корне расшатало католическую систему образования, основала католический педагогический институт и несколько католических средних школ для девушек. От матери Жан Даниелю унаследовал замечательный педагогический дар. Своему сыну Мадлен Кламорган дала глубоко продуманное христианское воспитание, в основе которого лежало духовное учение Игнатия Лойолы. 

Сначала Жан учился в иезуитском колледже (средняя школа) на острове Джерси, а затем в колледже святого Креста в Нейи. Здесь он получил высшее филологическое образование и в 1927 г. выдержал конкурс на должность преподавателя французского языка и литературы. 

В эти годы он активно участвовал в парижской литературной жизни (именно он перевел на латинский либретто "Царя Эдипа", которое Жан Кокто написал для Игоря Стравинского). В то же время Жан Даниелю приобщился к политической жизни, став личным секретарем своего отца (1927-1928). Некоторое время он посещал кружок, который вел в Медоне Ж. Маритен. Однако всему этому он отдавался как любитель. 

В 1928 г., отвечая призванию, которое он почувствовал еще в детстве, он становится членом весьма современной по духу религиозной общины, основанной кардиналом Феррари, мы имеем в виду Общество святого Павла. Сразу же ему было поручено руководство Домом молодежи (студенческое общежитие в Латинском квартале Парижа). Здесь Жан подружился с Е. Мунье, будущим основателем журнала "Эспри". Очень быстро Даниелю почувствовал, что пошел не по тому пути, и 20 июля 1929 г., в Лавале, он становится новоначальным послушником Братства Иисуса (Ордена иезуитов). 21 ноября 1931 г. он произносит свои первые обеты. Затем он уезжает на Джерси, где изучает философию (1931-1934), далее преподает в выпускном классе колледжа святого Иосифа в Пуатье (1934-1936) и наконец проводит три года в иезуитской семинарии в Лионе (Фурвьер), где изучает богословие (1936-1939). В это время здесь жилиего старший собрат Анри де Любак и его ровесник Ганс-Урс фонБальтазар. Они помогли ему сделать первые шаги в патрологии. 

24 августа 1938 г. Жан Даниелю становится священником. Призванный в армию, он в 1939-1940 гг. служил в авиации. Третий год своего послушничества он завершил в Монгре (1940-1941). 2 февраля 1946 г., в Париже, Жан Даниелю произнес свои окончательные обеты. 

О глубине его духовной подготовки свидетельствуют дневниковые записи, сделанные им в это время. В 1941 г. он начал работатьв Париже. Здесь он провел всю свою жизнь, напряженно трудясь. Преподаватель, ученый с международной репутацией, он занимался священнической работой среди студентов, нес слово Божье в интеллектуальные круги, где его принимали как "своего". В это же время он начал помогать самым разным людям, всем тем, кто прибегал к его совету; и наконец в эпоху кризиса, который потряс Церковь по окончании Второго Ватиканского Собора, он выступил на защиту христианской веры. 

Уже в 1942 г. Жан Даниелю опубликовал труд под названием "Знамение Храма, или присутствие Бога". Сам он постоянно говорил, что в этой небольшой книге содержится все его мировоззрение, вся его мысль. Действительно, в этой книге отразились черты, характерные для личности автора: любовь к созерцанию, к богословию символов, к экзегетическим методам Отцов Церкви, а также стремление простым и наглядным способом донести до широкой публикивсе богатство своего духовного опыта и своих научных трудов. Эллинист и человек насыщенной духовной жизни, Жан Даниелю избрал темой своей докторской диссертации учение Григория Нисского. 

Он защитил диссертацию по этой теме сначала в Католическом институте в Париже (1943), а затем в Сорбонне (1944). В качестве дополнительной научной работы (как требовалось тогда в Сорбонне) он представил французский перевод "Жизни Моисея" Григория Нисского. Эта работа стала первым томом серии "Христианские источники" (1944) собрания патристических текстов, снабженных переводом на французский язык, введением и комментариями; идея этого издания принадлежит иезуитам из Лиона. Своим быстрым развертыванием и высоким научным уровнем это издание во многом обязано личным усилиям Жана Даниелю, который вместе с Анри де Любаком осуществлял руководство им. 

В 1943 г. Ж. Даниелю становится главным редактором очень широкогопо профилю журнала "Этюд". В это же время он заменил Ж. Лебретона на кафедре истории раннего христианства богословского факультета Католического института в Париже, а в 1961 г. стал деканом этого факультета. Он проработал в Католическом институте вплоть до 1969 г. и вместе со своим другом, известным историком культуры Анри Мару, в течение многих лет преподававшем в Сорбонне историю раннего христианства, воспитал несколько поколений молодых французских (и не только французских) клириков. Подобно Мару, Даниелю считался бесспорным  "лидером" в области патрологических исследований. 

Своими обширными трудами Даниелю оказал решающее влияние на ход исследований во многих, тогда еще совершенно новых областях. Вместе с В. Фолькером и Г.-У. фон Бальтазаром Даниелю стал одним из инициаторов "возвращения" к Григорию Нисскому. Помимо своей докторской работы "Платонизм и мистическое богословие. Духовное учение Григория Нисского" (1944), он посвятил этому Отцу Церкви множество статей — наиболее важные из них были помещены в сборнике "Бытие и время у Григория Нисского" (1970). 

Склонный к созерцанию, Даниелю изучал прежде всего мистические тексты Григория Нисского, его духовную экзегезу. В 1967 г. он опубликовал антологию мистических творений Григория Нисского "Голубица и тьма". Интеллектуально чуткий к проблемам нехристианской культуры, Даниелю особенно тщательно изучал творческий метод Григория Нисского, христианизировавшего философские понятия своего времени. Совместно с де Любаком Даниелю как бы заново открыл святоотеческую экзегезу. Подобно богослужению, с которым она тесно связана, экзегеза раскрывает символику Писания и тем духовно насыщает верующих. Особенно глубокоДаниелю раскрыл понятие типологии; это понятие неким особым образом сопрягает христианский символизм и историю: история спасения — это история периодического вмешательства Бога в земную жизнь. Таким образом, события Ветхого Завета возвещают события Нового Завета, которые в свою очередь раскрываются в истории Церкви, в чьей тайнодейственной и мистической жизни христиане предвосхищают полноту эсхатологического завершения времен. ("Sacramentum futuri. Происхождение библейской типологии" /1950/."Библия и богослужение: библейское богословие таинств и праздников по учению Отцов Церкви" /1951/.) Фундаментальный труд Даниелю "История христианских учений до Никейского Собора" (1. "Богословие иудеохристианства" /1950/, 2. "Евангельская вестьи эллинская культура II и III века" /1960/, 3. "Происхождение латинского христианства" /1978/) не просто традиционное изложение истории догматики, но скорее очерк христианской культуры, которая созидалась, многое заимствуя из окружающих нехристианских культур. Эти заимствованные элементы, так сказать, испытывались на прочность, очищались и усваивались, невзирая на то, что при этом возникали побочные явления ереси. Даниелю собрал воедино многие древнейшие христианские тексты и документы, которые на первый взгляд кажутся ошеломляющими. Но, как всегда, опираясьна конкретные данные той или иной исторической эпохи, он предоставляет в наше распоряжение великолепный ключ и показывает, что истинная вера выражалась тогда в рамках семитической мысли. Даниелю стал одним из самых блестящих специалистов в области этого заново открытого "иудеохристианства". В монографиях, посвященных двум александрийцам Оригену (1948) и Филону Александрийскому (1958), а также в первой части первого тома "Новой истории Церкви" (1963) в очередной раз отразилось неизменное внимание Даниелю к культурным особенностям той или иной исторической эпохи, к специфике веры, которая может воплощаться по-разному.Как критик Даниелю также внес значительный вклад в науку своего времени. В этом направлении он плодотворно работал в журнале "История происхождения христианства", а начиная с 1946 г., на протяжении четверти века, в "Религиозных исследованиях". В статьях, опубликованных в этих журналах, отразилась безграничная любознательность, доброжелательство и проницательность Даниелю. 

По профессии Жан Даниелю был историком древней Церкви. Однако полученное в семье воспитание, темперамент и энергия, направляемая в русло апостолической деятельности, — все это заставляло его активно участвовать в жизни своего времени, интересоваться разными направлениями мысли, встречаться с самыми разными людьми. Таким образом, Жан Даниелю был одним из главных вдохновителей журнала "Бог живой. Религиозные и философские горизонты". В этом журнале велся весьма открытый и доброжелательный диалог между мыслителями разных конфессий и разных философских школ. Кардинал Даниелю придавал большое значение экуменизму. На этой ниве он много потрудился. Его собственные патристические изыскания послужили ему здесь хорошей основой. У Даниелю завязались прочные дружеские связи и с православными, и с протестантами, и с англиканами, и с иудеями. Вся его деятельность носила вселенский характер. Жан Даниелю был одним из основателей и духовных руко­водителей кружка святого Иоанна Крестителя; этот кружок представлял собой группу молодежи с миссионерскими устремлениями. Там по-настоящему глубоко изучалась проблема духовного завершения, созревания нехристианских культур. По мысли устроителей кружка, христианизация — это не вырывание обращенного из его культуры, из его естественного окружения; наоборот, христианизироваться должны сами культуры, как это происходило с культурой семитской (иудеохристианство) и греко-римской. 

Развивая свой богословский поиск, Даниелю пытался придти к синтезу, и прежде всего выявить правильное духовное отношение к разным нехристианским культурам и цивилизациям (это имело для него первенствующее значение): непрестанная молитва о наступлении Царствия Божьего, молитва за и вместо нехристиан, сознательное, связанное с крестными муками выполнение разнородных требований, созерцание Троицы и служение язычникам; следование в этом Самому Христу, посланнику Отца, Христу, жившему в томительном напряжении, — Божественная жизнь и принятая на себя грешная человеческая природа, которую Он пришел спасти. Деятельность кружка святого Иоанна Крестителя в основном отразилась в книгах Даниелю "Тайна спасения народов" (1945), "Тайна ожидания" (1948), "Размышления о тайне истории" (1953), "Святые язычники Ветхого Завета" (1956), "Иоанн Креститель, свидетель Агнца" (1964), "Церковь апостолов" (1970). Также для членов кружка святого Иоанна Крестителя, среди которых Даниелю проводил богословскую и духовную воспитательную работу, были созданы книги "В начале" (1963), "Евангелия детства" (1967), "Воскресение" (1969). Они написаныв жанре популярной экзегетики. Два духовных собеседования изчисла тех, что Даниелю время от времени проводил в кружке, легли в основу книг "Троица и тайна существования" (1968) и "Созерцаниеи возрастание Церкви" (1977). Эти книги дают представление о Даниелю — духовном учителе. 

Отец Жан вел священническую работу среди студентов-католиков Сорбонны, и особенно (начиная с 1941 г.) среди студенток Высшей педагогической школы в Севре. В этой области влияние Даниелю оказалось весьма значительным и продолжительным. Косвенным результатом этой работы стали книги "Бог и мы" (1956) и "В поисках за Христом" (1960). 

До конца жизни Даниелю сохранял живую связь с молодежью, старался непосредственно ответить на все ее запросы, которые чувствовал очень тонко. Настоящий оратор, он поистине умел воздействовать на слушателей своим проникновенным, исполненным сердечной теплоты словом. И уже очень быстро его стали приглашать на разные выступления, так что ему все чаще и чаще приходилось выступать перед самой разной публикой (приходы, различные католические группы и профессиональные клубы), публиковать статьи в прессе, выступать по радио и телевидению. Многие по достоинству оценивали непосредственный живой стиль его выступлений, где всегда ярко проявлялась присущая ему вера, умение войти в прямой контакт с аудиторией, его простота и сердечность. Чуждый всякому интеллектуальному снобизму, проникнутый великим пасторским рвением, он никогда не отказывался выступать и выступал повсюду, сознательно жертвуя временем, столь необходимым ему для продолжения научной работы. 

С большой проницательностью он почувствовал наступление кризиса веры, который стал все сильнее проявляться в Церкви, и заговорил об опасности в книге "Смущающая истина" (1961) . Он не потерял своей веры в сверхъестественное, но, начиная с этого времени, стал прилагать усилия, чтобы обнажить, выявить интеллектуальное "двурушничество" эпохи, указать на его неизбежные последствия:отказ от реальности, разобщение между религией и верой, потерячувства священного... В 1962 г. Иоанн XXIII призвал его в качестве эксперта на Второй Ватиканский Собор. Здесь он много потрудился над конституцией "Радость и надежда". В 1969 г. Павел VI назначил его кардиналом. 21 апреля того же года Жан Даниелю был хиротонисованво епископы, а 28 апреля в Ватиканской консистории был торжественно утвержден в звании кардинала-диакона. В это время он слагаетс себя обязанности профессора и декана, однако нового назначения не получает. 

Он продолжает свою научную деятельность, но вместе с тем, в полной мере сознавая всю весомость своего епископского служения и кардинальского достоинства, все чаще и чаще выступает как в рамках Французской епископской конференции, так и перед широкой публикой, призывая всех к верности Евангелию, к борьбе с угрожающим Церкви духом секуляризации, к верности Второму Ватиканскому Собору, который на практике зачастую предавали. Эта борьба, где проявилась вся его бескомпромиссность, любовь к истине и настоящий талант полемиста, восстановила против него наиболее влиятельную часть французской католической интеллигенции и клира. Того, кто раньше считался символом всего передового, теперь упрекают за измену, за переход в лагерь реакции. (Здесь стоит напомнить, что программная статья Даниелю "Современные направления рели­гиозной мысли", опубликованная в 1946 г. в журнале "Этюд", вызвала недовольство в Риме и нападки так называемых "интегристов" на "новое богословие". Это стало началом ограничительных мер, которым подверглись наиболее влиятельные иезуиты.) Даниелю несоглашался с упреками, говоря, что, как и раньше, он защищаетсяот давления разных школ и мод и старается сохранить верность Евангелию. Все же он тяжело переживал эту враждебность по отношению к себе, но, невзирая на нее, стойко нес бремя непопулярности, убежденный, что самое главное это служение Церкви и ближнему. 

В эпоху этой борьбы он написал следующие книги: "Молитва как политическая проблема" (1965), "Будущее религии" (1968), "Христианство — религия для масс или для элиты?" (1968), "Тесты"(1968), "Непреходящая вера и сегодняшний человек" (1968), "Новые тесты" (1970) , "Культура, преданная своими" (1972). 

До конца жизни Жан Даниелю направлял всю свою неуемную энергию на служение Церкви и ближнему, — служение, которое он осуществлял, не имея помощников, не занимая официальной церковной должности. Смерть настигла его внезапно, когда он находился ещев полном расцвете сил. 

Он умер, выполняя свой священнический долг. И в самой смерти Жана Даниелю осуществилось его давнишнее желание — умереть, подобно Христу, в презрении, оклеветанным. Об этом желании свидетельствуют строки его "Духовного дневника".