В. Метод св. Игнатия проводить общее размышление о
грехах
.
Способ отправления общего размышления о грехах содержит 5
пунктов (ДУ 43): благодарность – просьба о Божий свет –
разбирать в своей совести – раскаяние – постановление
исправиться. Структура очень простая, понятная даже для детей.
Дело только в том, как каждый пункт наполнить содержанием? Для
начинающих надлежит объяснить каждый пункт.
И з н а ч а л ь н о е з а м е ч а н и е: размышление
о грехах, похоже, как размышление, опережает: явка в
присутствие Бога, акт обоготворения и просьба о милость на
время молитвы. Осознавая присутствие Бога, следует учитывать,
что нам нужно явиться перед Ним, чтобы перед трибуналом Его
Милости обвинить себя, извиниться за свои вины и получить
помощь к лучшей жизни Божьего дитяти.
Пункт 1. «Благодарить
Бога, Господа нашего, за полученные
благодетели».
Это эхо поощрения св. Павла: «За все благодарите: ибо такова о
вас воля Божия во Христе Иисусе» (Фес. 5, 18). Христианин
знает, что он на самом деле человек нищий, не имеющий из себя
даже своего существования. Однако он осознает, что в любой
момент и во всех отношениях он одарен. Это проявление
благородного чувства за все Божьи благодеяния является путем
получения Божьей Милости и он должен подготовить тем более
искреннее раскаяние за собственные грехи, которые нам явятся,
как сильная неблагодарность Богу, дарителю всех
даров.
Содержанием благодарности должны быть все Божьи благодеяния, от
общих до детальных, полученных раньше. Чтобы легче добиться
цели этой благодарности, следует напомнить только некоторые из
них и именно такие, которые более действенно могут нас
возбудить к благодарности, к признанию Божьей доброты. Польза
от такого перечисления только некоторых благодеяний огромна:
нам легче подробнее осознать себе данное благо, а из-за этого
сильнее повлиять на свои чувства. Притом благодарствуя раз за
одни, в другой раз за другие блага, легче избежим привычки и
формалистики.
Пункт 2. «Просить
милости ознакомления с грехами и отклонения их
прочь».
Самолюбие заслепляет нас настолько, что не видим в себе зла,
особенно когда у нас к нему своеобразная привязанность. Отсюда
вместо того, чтобы погрузиться в Духе Иисуса, мы погружаемся в
духе сего мира. Из-за этого необходимо горячо просить света,
чтобы мы встали в целой правде перед Богом, познавая эту правду
и пропитались Духом Иисуса. Это должна быть умоляющая молитва о
познании того, каким я был для Бога? Не оказался ли я случайно
злым и неблагодарным Его чадом? Если так, молюсь о том, чтобы я
уже больше таким не был.
Пункт 3. «Требовать от
своей души отчета от момента пробуждения до момента настоящего
размышления. Совершать это час за часом или в одно время дня в
третьем часу, сперва относительно мыслей, потом слов, в конце
поступков (и упущений)».
Мы спрашиваем у своей совести, как выглядела моя жизнь? Что
произошло? Какие у нас возникли чувства, поведения, внутренние
напряжения? Чего касались и чему служили наши мысли, желания,
слова, поступки? Мы спрашиваем, каким образом Бог приходил к
нас сегодня, чего Он от нас ожидал и каков был наш ответ. Не
пренебрег ли я чем-то хорошим в моем поведении? Как я справился
с моим призывом?
Наше ежедневное размышление о грехах ни в коем случае не должно
обойти особого призыва, к которому мы
призываем.
В случае провинностей повторяющихся чаще, следует задуматься,
откуда они берутся, чтобы в последствии успешнее предотвратить
падение в будущем.
Пункт 4. «Просить Бога,
Господа нашего, простить нам вину».
Мы переживаем в образе сожаления и настоящего раскаяния за
неверность, возвращение блудного сына к Богу Отцу и истинную
радость встречи.
Этот пункт в размышлении о грехах самый главный – от него
зависит, принесет ли нам духовную пользу или нет. Именно над
этим пунктом надлежит работать с самым большим усилием и дольше
всего при нем задерживаться. Если кто-либо каждый день раз или
дважды беззаветно внушает себе отвращение ко злу своих
проступков, истинно жалеет о совершенном, тогда почти
невозможно, чтобы он не исправился. Для настоящего сожаления и
раскаяния за грехи надлежит ставить себе перед глазами Божьи
благодеяния, за которые мы благодарили раньше и наши новые
грехи, свидетельствующие о наше неблагодарности. Стоило бы
подумать: вот что я даю Господу Богу за Его доброту ко
мне!
В свою очередь свои свидетельства сожаления и просьбы о
прощении следует соединять с заслугами Иисуса, Пресвятой
Богородицы и святых, чтобы они больше нравились Богу. Очень
полезно было бы прочесть Молитву к Божьему
Милосердию.
Пункт 5. «Решить
исправиться при Его милости».
От нас зависит плохой поступок, но без Божьей милости трудно
исправиться. Поэтому следует молиться о помощь милости, чтобы
мы по крайней мере до следующего размышления о грехах
сторожились совершенных провинностей. А потом следует
сотрудничать с Божьей милостью, значит, употреблять
соответственные средства, чтобы не вернуться к
грехам.
Таким образом, я обдумаю средства, обращу внимание, каких
случаев мне избегать… Это все я представлю Богу и буду просить
Его милости через Муку и заслуги Иисуса. В конце я произнесу:
Отче наш.

|