В. Метод подробного размышления о грехах святого
Игнатия
(ДУ 24-31)
Выдающийся знаток «Духовных Упражнений» О. Мечислав Беднаж ОИ
так вкратце описывает этот метод: «Предмет исследования
подробного размышления о грехах это устранение какого-либо
одного греха, одного порока или же приобретение путем
упражнений какой-то одной, особенно нужной добродетели. Этот
метод, будучи концентрацией внимания и усилия воли на одной
точной определенной цели, рекомендует в некоторое выделенное
время дня (утром, в полдень и вечером) записывать в отдельной
тетради достигнутые результаты или же потерпевшие поражения.
Эти достижения или поражения следует сравнивать каждый день,
чтобы получить баланс успехов или движений назад в предпринятой
работе. Данный метод, тщательно применяемый в течение
некоторого времени, по всей вероятности рождает ожидаемые
плоды.
«Человек лишается пороков и приобретает добродетель» (св.
Игнатий Лойола, «Избранные сочинения», т. 2, с.
22).
Записывание отдельных случаев падения или выполненных актов
добродетели приходится некоторым с большим трудом. Трудности
вытекают иногда из нрава, иногда из-за отсутствия
сосредоточенности, иногда из-за неумелого определения самого
предмета подробного размышления.
В таких случаях можно записывание облегчить и сделать более
уловимое. А именно, не записывать количества совершенных ошибок
или актов добродетели, но только оценку своей работы над собой.
Итак, если на самом деле в течение целого дня было у нас
старание, что данную ошибку не совершать или выполнить решенные
акты добродетели, тогда свою работу и усердие оцениваем на 5 и
отмечаем это в книжечке. Если эти старания были посредственные,
половинчатые, тогда свою работу оцениваем на 4. если наше
рвение было незначительное, нашу работу оцениваем на 3 и, как
прежде, обозначаем это. Если же день прошел без уделения
внимания предмету подробного размышления о грехах, нашу работу
оцениваем на 2, и тоже это записываем.
Такого типа записывание может проводить каждый. И хотя не дает
оно подробного образа нашего поведения из недели в неделю,
однако дает нам образ нашего усердия в размышлении о грехах, а
это уже много. Однако медленно стремиться к записыванию
(точками, черточками или крестиками) – согласно с количеством
падений или же совершенных актов добродетели.

|