От
автора:
Текст сей был
написан с тщеславной мыслью о том, что будет читаться не один
раз, и это потому, что есть много вещей которые ускользают
после первого, третьего и даже десятого чтения, особенно из-за
многочисленных мыслей в скобочках - это связано с моей
природной тягой к лирическим отступлениям и своеобразным
чувством юмора (с этим ничего не поделаешь, правда текст я
составил так, что можно совершенно не читать того, что в
скобочках - смысл из-за этого не потеряете, а может даже
приобретёте). Кроме того, думаю, что труд мой написан длинными
и тягостными (местами) для уразумения предложениями (взрослые
иногда так делают - они чрезвычайно странные люди!). Те, кто не
думает сей же текст использовать в качестве руководства к
действию, конечно могут его дочитать только до "серединки" и
оставить. Но те из моих читателей, которые хотят освоить
описанный ниже способ молитвы, должны будут перечитывать оный
куда чаще. И не говорите, что я Вас не предупреждал. Вот.
Приготовились? Ну, к делу!
Молитва над
Словом Божиим
Сначала
несколько мыслей, казалось бы и не связанных:
Говорят, что
был дровосек, который целый день рубил одно дерево тупым
топором, поскольку, как утверждал, не имел времени наточить
его.
Очень часто
бывает, что нам жалко времени на молитву потому, что мы можем в
это время сделать очень много хорошего и не замечаем, что если
бы мы потратили час на молитву то в течении следующего часа
смогли бы сделать в три раза больше.
Мать Тереза
из Калькутты (умершая несколько лет назад и будущая святая
Католической Церкви) рассказывала, что её духовник (иезуит,
естественно) предложил ей ввести ежедневную Адорацию
(Поклонение Пресвятым Дарам) в течении часа для всех сестёр.
Тереза удивилась, ведь было столько бедных, которым её сёстры
не успевали помочь, хотя трудились день и ночь. Ещё час личной
молитвы казался ей, в связи с этим, непозволительной роскошью.
Однако "коварный" иезуит настаивал, что если они будут
посвящать один час на молитву, то успеют гораздо больше, чем
сейчас. Мать Тереза послушалась и признала, что духовник был
прав. До сего дня сёстры всей общиной присутствуют на часовой
Адорации каждый день (я сам тому свидетель - однажды
учавствовал в такой молитве в Санкт-Петербурге).
Хорошая
молитва требует времени, усердия и частого повторения. Это как
с приручением дикого зверя. Надо появляться в тоже время и в
том же месте, быть очень внимательным и приближаться каждый раз
на шаг или два, не нервничать и не проявлять нетерпеливости
- иначе животное испугается и убежит. Больше на
эту тему, особенно что касается приручения лисиц, можно найти у
Антуана де Сент- Экзюпери (был верующим католиком) в "Маленьком
принце" в приходской библиотеке. Тамже содержится уйма других
полезных советов относительно воспитания цветков, прополки
баобабов и т. п.
Подготовка:
Молитва,
которой учимся (Медитация св. О. Игнатия) должна продолжаться
40 - 60 мин и иметь соответствующую подготовку.
Перед самой
молитвой
1. Прочитаем
внимательно "следует прочесть до" если есть.
2. Прочитаем
несколько раз фрагмент Святого Писания и если он очень важный
(например слова Иисуса) можно выучить его наизусть. Читая
несколько раз обратим внимание на содержание (смысл) текста.
Обратим внимание на то, на чём нам хотелось бы задержаться во
время молитвы. Можно задать себе вопросы: что в читаемом Слове
Божием "ударяет" особенным образом? Что меня притягивает, а что
отталкивает в этом тексте? Это может быть общий смысл, одна
мысль Спасителя или же даже только одно слово. Может быть вы
"увидите" глазами души, что кто- то делает что-то и это вызовет
в вас реакцию принятия или отторжения.
Отмерим
время.
В
общем конечно, казалось бы, вещь гнусная молиться (т. е.
разговаривать с любимым Богом) посматривая на часы (это как
если бы на свидании парень поглядывал на часы, уверяя девушку в
любви - я не девушка, но я бы не поверил), но, как считал св.
Игнатий (а был то не только святой, но и очень умный человек и
мудрый психолог - к вашему сведению, В. И. Ленин выучил
испанский язык только для того, чтобы прочитать труды Игнатия
Лойолы в оригинале, настолько он был высокого мнения о иезуитах
и видел в них идеальную партию), дружба - дружбой, а служба -
службой. То есть, существуют дни, когда мы охотно можем сидеть
дольше отмеренного времени и находим в этом радость. Но бывают
и такие дни, что нам будет очень хотеться сократить на 10 - 15
мин. отмеренное время в связи с тем, что ничего не получается и
кажется, что бесполезно бороться. Именно в таких моментах
Игнатий и советует не только досидеть время (даже если, как
кажется, ничего не происходит), но и добавить 2 - 5 мин. Это
очень полезный принцип - "Agere Contra" ("делай против"), в
смысле против своих желаний (очень воспитывает!). Из своей
личной практики могу добавить, что когда я досиживал до конца
отмеренное время, то (часто!) Бог, на последних минутах
"пустой" медитации, давал мне больше радости, счастья, ценных
даров и полезных советов, чем во время "нормальной".
Вот.
Введение:
1. Найдём
себе место и успокоимся.
Успокоиться
очень важно. Св. Игнатий (основатель иезуитов и автор этого
вида молитвы) советовал успокаиваться в течении 1 "Отче наш"
(тогда не было часов и люди мерили время длинной
проговариваемых устно молитв). В наше время этого бывает
недостаточно - время сейчас бежит быстрее.
Можно
сконцентрироваться на своём дыхании. Такая концентрация очень
успокаивает и разум и тело. Это ценно, т. к. современная
цивилизация утрудняет концентрацию на одной вещи.
Позиция для
молитвы должна быть такая, чтобы о ней не думать. Если лучше
нам сидеть - значит сидим. Если стоять (просто) или стоять на
коленях - то стоим. Даже если кому взбредёт в голову принять
экзотическую "позу лотоса" - принимайте (вам же
хуже).Единственно лежать не советую - заснёте (ведущие
специалисты в области этой молитвы советуют иметь позвоночник
прямым и перпендикулярным полу). Раз можно попробовать одну,
раз другую позу. Но не стоит менять их во время одной медитации
много раз - молитвы не получиться.
Место для
молитвы надо выбрать такое, чтобы всё на свете мешало мне как
можно меньше. Естественно, что лучше всего тишина. Но если это
невозможно, то не должно нам помешать ничто (даже музыка за
стенкой). Один индийский иезуит рассказывал такую
историю:
Святой монах,
по своему обыкновению, решил помолиться, но ему в этот день не
везло - за окном квакала лягушка и он не мог сосредоточиться на
молитве. Был он невероятно зол на природу. И закричал:
"заткнись". Так как он был очень святым человеком, природа
послушалась - лягушонок испугано замолчал и всё остальное тоже.
Наступила полная тишина, но монах далее не мог сосредоточиться
- теперь он был мучим вопросом: может лягушонок тоже молился
как умел (вся природа хвалит Бога!)? И он разрешил природе
заговорить. Лягушонок радостно заквакал, а святой понял, что
всё на свой способ обогащает тишину и если мне что-то мешает,
то проблема во мне. Человеку, который жаждет молитвы - ничто не
помеха, а если не приготовился хорошо - даже полная тишина не
поможет (будет думать, что слишком тихо). (На всё это следует
отвести несколько минут)
2.
Постараемся представить себе что Бог на нас смотрит.
Приступая к
молитве, всегда необходимо представить себе, что Бог находится
очень близко, хотя Его не видно. Без этого элемента молитва
будет пуста и обязательно не получится (2 мин).
"Серединка".
Вот здесь и
находится "серединка" о которой я писал вначале. Здесь могут
остановиться те, кто не собираются применять сей текст в
качестве руководства к действию. Далее пускай отправляются те,
кто хочет освоить описуемый способ молитвы. Вот (на самом деле
всё что было про "серединку" - это просто шутка).
Подготовительная
молитва:
Она должна
быть всегда воззванием ко Св. Духу. Медитация св. Игнатия - это
не какая-нибудь хитрая техника (а вы чего ожидали?), а просто
молитва (Ленин, кстати, тоже разочаровался - в трудах Игнатия
он не нашёл, чего хотел - не то искал!) - пребывание с любящим
Отцом, с особенным вниманием на то, что Он говорит. После
призыва Св. Духа, следует просить, чтобы все мои НАМЕРЕНИЯ,
РЕШЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ были чистым образом направлены на Службу и
на Славу Божественного Величия. Это просьба о максимальной
свободе от всего что создано - для Того, Кто создал.
Вступление 1.
Используем воображение. Представим себе место, где происходит
то, о чём речь в Слове Бога. Например как Иисус сидит на горе и
говорит ученикам Нагорную проповедь, можно оглядеться по
сторонам - много ли людей слушает Его? Где я нахожусь (справа
или слева от Него)? Или если это медитация о Рождестве - велика
ли пещерка в которой родится Иисус? Какого цвета ослёнок и
много ли сена в яслях? Опять же где я? Принцип прост - человек
молиться всем собой. Если мы не загоним на работу наше
воображение, то оно будет нам рисовать картинки которые будут
нас отвлекать (нпр. как сладко можно бы было съездить брата
книжкой по голове, за то что он не выключает музыку за стенкой
или как здорово проводить сестёр домой).
Имеется и ещё
один важный смысл - когда придут (а они точно придут) чужые
картинки (известно от кого), они могут нас увести в сторону от
нашей молитвы. Когда же мы спохватимся, то вместо того, чтобы
грустить по этому поводу (известно кому на радость) мы сможем
вернуться к этой картинке и погрузиться опять в размышления
(действует как маяк для корабля).
Как в любом
упражнении или ценном умении (нпр. 3-очковом броске в
баскетболе) - это не получится у вас сразу. Но со временем вы
можете стать специалистами. Тот, кто сразу скажет, что это не
для меня - конечно ничего не добьётся. (2 мин)
Вступление 2.
Св. Игнатий де Лойола говаривал: "испрашивание у Господа Бога
того, чего хочу и желаю от настоящего размышления. Эта просьба
должна отвечать содержанию размышления...".
Просить Плод
медитации (она же и есть размышление) - это значит иметь цель.
Просьба рождается из желаний внутренних, в следствии
воздействия Слова на душу человека. Складывается она из двух
составляющих - ситуации в которой (сегодня и здесь!) находится
человек и смыслом Слова Божьего. Ситуация души есть важна
настолько, что если один и тот же человек молиться над одним и
тем же фрагментом Слова два или более раз - всегда будет иметь
разный плод. Потому, что ситуация разная и потому что, как
говорил один мудрый мусульманин, Аллах любит
разнообразие.
Примеры
просьб: о познании близости Бога; о чувстве, как отвратителен
грех; о познании хитрости сатаны; о исцелении ран от болезненых
жизненых ситуаций; о раскаянии в каком-то грехе, в котором я не
умею раскаяться. (1 мин)
Само
размышление:
1. Что
говорит мне Бог именно в этом Слове?
Во время
молитвы должна произойти встреча Слова Бога с нашей жизнью -
такой, какой она является в данный момент, с принятием всех
последствий, вытекающих из этой встречи и отдание их Богу в
смиренном и искреннем разговоре. Если кто-то, ещё перед
молитвой, знает - кем он есть, Каков Бог, что Он хочет от меня
и о чём будет
говорить Его Слово, то не стоит медитировать - лучше пойти на
прогулку.
Речь идёт о
том, что Он всегда хочет сказать нам, что-то новенькое! И
необходимо искреннее слушание. Нет ничего страшного в том, что
при этих словах у вас может сжиматься сердце от ужаса (как я
могу знать когда и как будет говорить Бог? Даже Мария
спрашивала - как это будет, если я мужа не знаю?) Незнание не
порок, а возможность для Бога учить нас. Хуже всего, когда нам
кажется, что мы уже знаем. Надо быть очень осторожным, чтобы не
отчитывать Слово через наши ожидания и предыдущий опыт – через
то, что мы знаем, чего боимся и на что надеемся.
Тот же
индийский иезуит (который рассказывал про монаха и легушонка)
повторял и другую историю:
Жил да был
один богатый индус - католик. У него был единственный сын (мать
умерла при родах), в котором он души не чаял. В доме он устроил
часовенку, в которую приходил молиться вместе с сыном утром и
вечером перед большой мраморной статуей Иисуса. Делал он
превеликое множество добрых дел - давал деньги на строительство
храмов, на бедных и т. д. Он очень надеялся, что Иисус даст за
это всё долгую, счастливую и богатую жизнь его единственному
сыну. Каков же был его ужас, когда однажды ему сообщили, что
мальчик попал в автокатастрофу и погиб на месте. В бешенстве
ворвался тот человек в часовню и разбил статую Иисуса об
пол.
Вообразите
моё удивление, когда рассказчик добавил к этой истории, что
Господу понравился поступок этого человека. Ибо в этой статуи
разрушил он не Иисуса, а своё представление о Нём. Он не знал
Бога, но был уверен, что его Образ Бога и есть БОГ. С этого
момента начался трудный и болезненный путь этого индуса от
Образа Бога к познанию ЕГО, КАКИМ ОН ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ. Я
уверен, что индус умер счастливым и встретился со своим сыном в
Небе.
Скажу иначе.
Эта история о переходе от того представления о мире, что я буду
такой, какой есть а Бог должен быть таким, какой соответствует
моим требованиям, к такому представлению о жизни, что я должен
познать каков есть БОГ и подумать, каким в связи с этим должен
быть я.
Ещё иначе.
Люди долгое время думали, что Солнце вращается вокруг Земли.
Позволю себе заметить, что когда скромный католический
священник по фамилии Коперник сделал своё открытие, то люди не
могли поверить в то, что именно земля крутится вокруг Солнца, а
не наоборот. История индуса - это история о познании Кто
Солнце, а кто земля - кто вокруг Кого должен вращаться.
Проблема только в том, что это не так просто. Надо много
смелости. Многие современники Коперника умерли так и не поверив
ему.
Возвращаясь к
нашей молитве - очень важно услышать то, что Бог хочет нам
сказать о нас и о Себе, а не то, что мы хотим о Нём и о себе
услышать. Стоит задавать себе вопросы: Что в Слове отчитываю с
хорошими чувствами? Что кажется мне трудным для
принятия?
Надо быть
очень терпеливым и внимательным. Кто ищет, тот всегда найдёт, а
без труда - рыбка останется в пруду.
2. Открытие
правды своей жизни в свете Слова Божия. В медитации человек
должен с одной стороны принимать правду Слова, а с другой
стороны активно открывать правду своей жизни. Нам (людям)
свойственно находить в себе что угодно, кроме правды о себе.
Одни считают, что они святые - не могут найти в чём Слово их
могло бы осудить. Другие (эти хитрее), помня притчу о мытаре и
фарисее, охотно и много находят у себя всё то плохое, о чём
говорит нам Слово, просят прощения за всё на свете, каются
(искренне, конечно) и ничего не хотят изменить в своей жизни
(что впрочем и невозможно - изменяться можно только понемногу и
в одной конкретной вещи). Труднее всего найти таких, кто видит
правду о себе в свете Слова Божего - они искренне радуются
всему доброму и в себе и в других, знают свои слабые стороны,
просят за них прощения и остаются жизнерадостными. Не осуждают
они и других - знают человека и его слабости на своём примере и
искренне молятся за своих ближних и дальних, врагов и
друзей.
Дух Святой,
если медитирующий откроется ему искренне, откроет со временем
все самые глубокие замыслы нашего сердца (а мы даже не
представляем себе каковы они на самом деле) и влияние этих
сокрытых замыслов на наш способ мышления и оценки, на наши
выборы и действия с ними связанные.
Должен сразу
предупредить, что речь идёт о той самой последней "комнате" (в
лабиринте нашей души), куда мы никогда не пускаем никого - даже
самых близких наших друзей, мать, мужа, жену, детей. Более того
мы сами туда не заходим - только, как Цербер охраняем, чтобы
туда никто не вошёл. В тайне мы чувствуем, что именно там, в
той комнате лежит разгадка той страшной (и скрываемой перед
всеми) тайны, что мы можем отнести к себе слова св. Павла:
бедный я человек - что хочу не делаю, а делаю то, что не хочу.
Ведь внешне мы можем быть и уравновешены и казаться теми у кого
всё получается и всё под контролем. Однако, мы то сами знаем,
что это не так. В этой ситуации люди поступают разным образом.
Одни наивно считают, что им кто-то может помочь, что
психология, как наука пошла вперёд и т. д. Они бегают по разным
советчикам и специалистам, но нигде не могут найти желаемого
результата. Они напоминают мне женщину из Евангелия, которая
лечилась много лет и издержала на врачей всё своё состояние
(если кто не знает - безрезультатно) и наконец подошла к
Иисусу, чтобы с верой коснуться края Его плаща (после чего
получила исцеление).
Другие люди,
гораздо хитрее, они чувствуют, что страшная комната неизбежна,
но знают, что никто из людей им не поможет, что просто
необходимо охранять комнату от других. Они-то часто и
становятся советчиками и специалистами к которым обращаются
евангельские женщины наших дней.
Первых
принято называть людьми слабыми, других сильными. Но это только
видимость. Человек не может разобраться в себе и не может
излечить себя. Это может сделать только Бог (как Создатель
человека) и Он хочет это сделать. Однако (вот незадача!)
Всемогущий Бог не может открыть двери этой комнаты. Ведь у этой
самой последней комнаты есть только один ключ и этот ключ есть
только у нас самих. Бог отдал нам этот ключ при сотворении
вместе со свободой, которую у нас нельзя отнять. Получается,
что Он не может нас вылечить иначе как если мы сами
согласимся.
Открытие
перед человеком его самых глубоких замыслов сердца, особенно
тех наиболее неупорядоченных, является процессом чрезвычайно
болезненным, против которому может возникать бунт и внутреннее
сопротивление. Сопротивление это рождается из-за того, "что
плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию
не покоряются, да и не могут" (Рим. 8, 7).
Открытие
правды о своей жизни в свете Слова Бога должно быть конкретным,
должно касаться конкретных ситуаций из жизни, проблем,
конфликтов из которых соткана наша ежедневная жизнь. Здесь
невозможно всё сразу (да ещё и собственными силами) изменить.
То что можем сделать (и это нам по силам) - это открыть правду
о себе в свете Слова и признаться в этом перед собой и перед
Богом. Иногда простая, тихая и искренняя молитва: "видишь какой
я есть, Боже, вчера я нечестно поделился с сестрой яблоком..."
- величественнее в глазах Бога, чем помазание на
царство, или
вручение Оскара в глазах людей.
3. Мой ответ.
Что я должен(а) в связи с этим делать (или изменить) в своей
жизни?
Деятельность
Бога не нарушает свободу человека, которой может распоряжаться
только он сам. Центральным моментом в этой молитве (медитации
св. Игнатия) является добровольное отдание своей свободы в
распоряжение Бога. Тот, кто молится таким образом слушает Слово
Бога, открывает правду своей жизни в его свете, а потом в
искреннем и сердечном разговоре принимает всё, что отслонило
Слово Божие и выражает готовность принять на себя труд и
жертву, чтобы жизнь его соответствовала тому, что говорит сам
Бог. Решение об этом соответствии следует принять конкретное -
нпр. "не бить больше младшего брата, когда он "достанет" своим
любопытством в самые неудобные моменты". Неконкретные решения
вообще не имеют смысла - нпр. "с завтрашнего дня буду лучше
относиться к своему брату".
Поговорим
минутку с Богом о том, о чём захотим.
Если слушание
Слова Бога и открытие правды о своей жизни занимает в медитации
много места, то ещё важнее, чтобы хватило нам времени на прямой
диалог с Богом. Здесь можно поговорить обо всём, что родится из
нашего размышления. Если мы чувствуем, что пока мы не готовы
перестать колошматить младшего братишку, но очень этого хотим -
надо поговорить с Богом об этом. Он очень хочет нам помочь.
Возможно, что во время одной из следующих медитаций нам удастся
отказаться от этого вовсе (к огромному удовольствию
братишки).
"Отче наш",
самая совершенная из всех молитв заканчивает нашу медитацию.
Является некой границей между молитвой созерцательной и выходом
в жизнь (молитва созерцательная в действии).
Итак
медитация закончена. Мы можем бежать мыть посуду или в школу
или выслушивать упрёки родителей и т. д. Но чуть позднее должны
мы найти немного времени (идеально было бы сразу после молитвы)
и подумать о том КАК мы сделали медитацию. В этом вам может
помочь то, что вы сейчас читаете.
Зачем это
нужно? Дело в том, что когда мы несколько раз используем эту
молитву, у нас возникнет желание сокращать что-нибудь из этого
метода (это не наша вина - человек таков, что всё пробует
сократить и упростить). Когда вы перестанете делать
вступительную молитву и введения всевозможные (то бишь
посокращаете их за ненадобностью), то у вас начнёт не
получаться ваша молитва (будет скучно, нудно и неинтересно -
лучше побегать за сёстрами, ставя многочисленные крестики на
лбу - на самом деле ничего против не имею). Именно тогда вам
очень поможет этот элемент - просмотреть этап за этапом всё что
делалось во время молитвы. Может мы что-то упустили? Если
сатана уводил нас мыслями на бок, то возвращались ли мы к тому,
что нарисовали себе воображением в начале (наш маяк)? И т. д. и
т. п.
Таким образом
совершённые ошибки не будут нас бесить и расстраивать, но будут
поводом к исправлению их, чтобы всегда идти дальше. Очень
поможет записать некоторые вещи в специальную тетрадку - можно
потом вернуться к этому в другой раз или поговорить об этом в
момент исповеди со священником (на худой конец - со мной,
грешным, отловив меня опосля Службы).
ЖЕЛАЮ
УДАЧИ!
PS.
В
стародавние времена, когда люди не знали что такое телефон,
телеграф и прочие изобретения вроде электронной почты (о
которой и сейчас ещё многие толком ничего не знают), они (люди)
умели красиво писать письма. Даже жанр был в литературе,
который назывался тоже красиво - эпистолярный. Вот. И когда они
писали свои красивые письма, ухитрялись непременно что-нибудь
позабыть (или специально это делали), чтобы потом это с пафосом
уместить в "Post Scriptum" ("После Написанного"), который для
краткости обозначали - PS. Располагался он после
подписи.
Я
же вовсе не хотел писать чего-нибудь в этом роде, но подумал,
что задаю непосильную задачу моему весьма терпеливому (уж скоро
он добрался до этого места!) читателю. Особенно тем, кто желая
использовать сей текст в качестве руководства к действию и
возьмёт на себя труд (впрочем весьма благодарный) медитации св.
Игнатия. Ведь если таковой читатель должен будет перечитывать
мою работу достаточно часто, то будет ему трудно делать это
из-за обилия не очень нужного, второстепенной важности текста.
Поэтому ниже умещаю саму суть для лёгкости повторения и
самоконтроля (правильно ли делаем эту самую
медитацию?):
Перед самой
молитвой
1. Прочитаем
внимательно "следует прочесть до" если есть.
2. Прочитаем
несколько раз фрагмент Святого Писания и если он очень важный
(например слова Иисуса) можно выучить его наизусть. Читая
несколько раз обратим внимание на содержание (смысл) текста.
Обратим внимание на то, на чём нам хотелось бы задержаться во
время молитвы. Можно задать себе вопросы: что в читаемом Слове
Божием "ударяет" особенным образом? Что меня притягивает, а что
отталкивает в этом тексте?
Отмерим время
40 - 60 мин - это идеал, если не можете и считаете, что вы не
доросли до этого (ваша беда - ибо много тратите) можете
отмерить 28 мин и 34 сек, но тогда не в коем случае не
прерывать в 27 мин и 17 сек.
Найдём место,
позицию и успокоимся. (несколько мин)
"Смотрим",
как Бог смотрит на нас (2 мин).
Подготовительная
молитва к Св. Духу и просьба "дабы все мои намерения, решения и
действия направлялись единственно и исключительно к служению и
восхвалению Его Божественного Величия" (св.
Игнатий).
Вступление 1.
Используем воображение. Представим себе место, где происходит
то, о чём речь в Слове Бога. (2 мин) Вступление 2.
"Испрашивание у Господа Бога того, чего хочу и желаю от
настоящего размышления. Эта просьба должна отвечать
содержанию
размышления..." (лучше Игнатия не скажешь - 1 мин).
Само
размышление:
1. Что
говорит мне Бог именно в этом Слове?
2. Открытие
правды своей жизни в свете Слова Божия.
3. Мой ответ.
Что я должен(а) в связи с этим делать (или изменить) в своей
жизни?
Разговор с
Богом
"Отче
наш"
Контроль -
как прошла медитация. Были ли мы верны "методу".
PPS.
В
те же самые стародавние времена, когда люди умели писать
красивые письма, некоторые ухитрялись дописать к "Post
Scriptum" ещё и "Post Post Scriptum". Я его также не собирался
писать, но был мучим мыслью, что те кто будут пользоваться моим
"PS.", и только ним, в скором времени забудут превеликое
множество ценных советов и мудрых мыслей, которые содержаться в
основном тексте.
Поэтому я
предлагаю (особенно при контроле) перечитывать и основной
текст. Причём всё составленно так, что можете перечитать только
те фрагменты, которые считаете нужными. В общем, ещё раз
удачи!
|