РАГЭН Ив
(1912-1998) — французский историк и богослов. Член Ордена
Иисуса (иезуитов) с 1930 г. Учился в Институте восточных языков
в Париже и в Гарвардском университете, специализировался в
области китайского буддизма. Преподавал в Шанхае и Сайгоне.
Автор книги по истории Китая, составитель китайско-французского
словаря. В № 11 «Символа» был опубликован перевод его «Книги о
Марии».
Символ 47
Начало нового —
третьего — тысячелетия ознаменовалось новыми катастрофами,
страданиями и войнами в различных регионах земного шара.
Тщетными оказались ожидания стольких философов и духовных
деятелей, полагавших, что двадцать первый век будет «веком
духовным, или же ему не бывать». В силу этого еще большее
значение для христиан приобретает молитва — домашняя или
церковная. Но как молиться сегодня? По мнению о. Ива Рагэна,
большую часть своей жизни проведшего на Тайване, формы
молитвы, унаследованные от прошлых веков, в наши дни многим
западным христианам представляются устаревшими, а «новый
формализм отнимает у них свободу, которую он, <формализм
>, притязает им даровать». Молитва как выражение связи
человека с Богом — основная тема труда о. Ива «Молиться
сегодня». В нем он рассматривает различные условия
современной жизни на Западе, при которых возможна
исполненная благодати жизнь в молитве, вопреки всему тому,
что препятствует ей и пытается сделать ее тщетной. Мы
публикуем перевод этой работы выдающегося французского
иезуита в этом номере нашего журнала в надежде, что духовный
опыт о. Ива, его глубокий подход к молитвенному деланию
принесут пользу и русским христианам, независимо от их
конфессиональной принадлежности и присущего им образа жизни
в условиях современного русского бытия.
Ив Рагэн
ОИ
МОЛИТЬСЯ
СЕГОДНЯ
Как
молиться
сегодня? Название этого небольшого по объему труда есть
одновременно вопрос и ответ. В нем мы не собираемся
дискутировать о трудностях молитвы в современных условиях,
но попытаемся дать конкретный ответ на вопросы столь многих
людей, которые более не знают, как следует совершать
молитву.
Традиционные формы
молитвы, прежде всего молитвы личной, ныне рассматриваются
как устаревшие, и более никто не дерзает предлагать их
христианам. В наши дни можно открыто говорить лишь о молитве
общинной, но формы этой молитвы столь принудительны, что для
многих поприще христианской молитвы превратилось в пустыню.
Новый формализм отнимает у христиан свободу, которую он
притязает им даровать.
Вместе с тем, если
существует область, где харизма должна постоянно
присутствовать, то это именно область молитвы. Молитва —
выражение моей связи с Богом. Эта связь должна выражаться во
всей моей жизни, ибо моя жизнь, во всех ее фибрах, есть
живая связь с Богом и мое отношение к Нему. Следовательно,
моя молитва должна воспринимать все формы человеческой
деятельности. Она есть постоянный и многообразный расцвет
моего состояния чада Божьего в таком единении, где все люди
суть братья.
Молитва расцветает
постольку, поскольку человек обращается к Тому, Кто есть
исток его существа и окончательная цель его существования.
Человек приобщается к этой связи либо в общине, либо в
одиночку. Он выражает ее в простой мысли, в песнопении, в
хвале, в прошении, в отчаянном крике, в приношении, в
жертве, в «агапе», в служении другим, в общинном молитвенном
последовании или в смиренном личном
поступке.
Всякий раз, когда я
ожидаю, желаю или встречаю этого Другого, Который есть мой
Бог, имеет место молитва. Я полагаю, что самый термин
«молитва» выражает все это. Слово «молитва» происходит от
слова «моление», смысл которого — настойчивое упрашивание.
Следовательно, я полагаю, молитву можно определить как
отношение человека, сознающего всю свою слабость, к Тому,
Кто есть Все и Все каждого человека. Само признание
расстояния, бездны между человеком и Богом уже является
настойчивой упрашиванием, просьбой зависимого существа,
которое желает воспринять, — по благодати Христа, — иное
измерение бытия.
Простое пребывание
перед Богом моего существа становится умоляющим воплем,
молитвой, ибо то малое, чем я являюсь, когда я осознаю это,
заставляет меня просить о Жизни —
в изобилии и преизбыточественности, — которая была
мне дарована.
Следовательно,
молитва не есть простое молитвенное прошение. С того
мгновения, когда само мое существо начинает сознавать всю
свою зависимость, оно начинает вопиять, дабы возрасти,
возрасти вплоть до уподобления Богу.
Такова «молитва»
моего существа, наиболее фундаментальная молитва из всех
тех, какие я могу совершать, ибо она есть вопль самой моей
человеческой природы. Такая молитва воспринимает тысячи форм
моей человеческой деятельности, от самых изысканных до самых
простых. Я не отрекаюсь ни от тех, ни от других, ибо моя
молитва не ограничена пределами моего существования.
Церковь, которая желает быть экклесией бедных, не должна
отвергать «молитву бедных», ту простую молитву, которую
презирают «могучие умы».
Живя в стране, где
народное благочестие выражается в приношениях, в молитвенных
припаданиях, в произнесении молитвенных формул, начинаешь
понимать всю важность этих форм молитвы — личных или
общинных. И не следует разделять заблуждение многих
священников, на недолгое время приезжающих в эту страну.
Исполненные новых идей, они желают очистить христианский
культ от всего того, что они расценивают как суеверие или
наследие прошлого. Но когда они приходят в храмы и видят
людей, молящихся в дымке благовоний и бесконечно припадающих
в своей молитве, все это их глубоко трогает, но при этом они
не отдают себе отчета в том, что их трогает здесь, и они
осуждают подобную молитвенную практику у
христиан.
Безусловно, каждая
эпоха запечатлена собственными тенденциями. Однако, по
необходимости идя навстречу этим современным тенденциям, не
следует забывать, что они вместе с тем есть негативная
реакция на то, что совершалось в прошлом. Но всякая подобная
реакция искажает перспективы. На последующих страницах мы
постараемся выработать подход, при котором в этой области
молитвы не будут отброшены те или иные потребности человека,
богатого или бедного, интеллектуала или простака, который
проводит свою жизнь, не задаваясь «лишними»
вопросами.
Чанг хуа
(Тайвань) 26 октября 1969
Молитва в
вере
Практика
молитвы
Расцвет в
молитве

|