Г. Практические указания, пригодные для проведения
плодотворного подробного размышления о
грехах
.
1° Ежели в течение дня мы совершим ошибку, которую хотим
исправить, следует сразу возбудить акт раскаяния, а этот акт
даже наглядно выделить, напр. ударом в грудь. Желательно
наложить на себя какое-либо покаяние и возобновить решение
исправиться и устоять перед грехами. В этом может помочь
молитвенный возвышенный акт, а также объяснение этого на
исповеди.
2° Условием успешной работы является глубокая личная
уверенность в необходимости искоренения данного порока, т. е.
внутреннего обращения и приобретения данной добродетели. Таким
образом следует обдумать какое-либо побуждение из Священного
Писания, из учения Церкви и нем руководствоваться. К примеру,
таким внутренним побуждением, когда размышление о грехах
касается любви ближнего, может быть предостережение Христа о
потребности уважать братьев меньших, ибо все что совершается
им, делается ему.
3° Одного глубокого личного убеждения не достаточно, нужна
Божья милость. невозможно обойтись без частой молитвы умоляющей
и опережающей ее, как в случае общего размышления о грехах. Эту
Божью милость можно и нужно себе снискать во время
сакраментальной исповеди, признаваясь м. пр. в грехах, т. е.
упущениях и вине в подробной работе над собой. Здесь можно
также посоветоваться с исповедником, что дальше делать, чтобы
было лучше.
4° Знаменательно умелый подбор и хорошее уточнение предмета
подробного размышления о грехах.
На практике следует обратить внимание на грехи, связанные с
главным пороком, прежде всего смертные, так как не может быть
речи ни о каком успехе, добродетели, если основная преграда на
пути к успеху и спасению заключается в душе, когда мы остаемся
во власти дьявола, когда мы идем по жизни без Божьей милости.
Когда мы целиком лишимся смертных грехов, нужно приступить к
устранению и систематическому уничтожению грехов, тех
заразообразующих микробов, этой наклонной плоскости, по которой
так легко катиться в бездну смертного греха.
Повседневных грехов имеется бессчетно много в любой области
жизни. Хотя бы учесть язык, на котором мы общаемся. Эта легко
приходящая ежедневная критика, клевета, злобные колкости,
жестокие слова без любви, неуместные шутки и т.д. И похоже в
любой области.
В свою очередь предметом работы могут быть: ошибки, недостатки,
недочеты, упущения.
Относительно ошибок, то сперва следует работать над теми,
которые проявляются наружу, а из-за этого являются возмущением
для других или приносят огорчение для окружения. Из
добродетелей следует первоначально выбирать те, которые больше
значат для общей жизни или нам лично больше нужны, напр.
большее успокоение, вежливость и терпеливость при уходе за
больными, при обслуживании посетителей или доверенных мне
лиц.
Однако в работе над подробным размышлением о грехах может
появиться затруднение, что я скучаю при этой работе. Отсюда
уместно время от времени менять тему размышления, чтобы
освежиться, обновиться. Из отрицательной работы переходить на
некоторое время на положительную, потом снова возвращаться.
Хорошо каждый день совершать подробное размышление о грехах за
разное благополучие: за обращение какого-то грешника, за души в
чистилище, за решение какого-то важного дела, за благословение
на своей работе и т.д., а тогда скуку мы преодолеем с гордостью
и пользой.
5° В рекомендуемых указаниях советует святой Игнатий провести
сравнение половины дня с другой половиной, целого дня с данным
днем, недели с неделей и т.д. Это замечание наводит мысль о
последовательности выполняемой работы, о неуступчивости,
решительности и категоричности в ней. Все это свидетельствует,
какой силой вам может стать хорошо проведенное подробное
размышление о грехах.
6° Из указаний святого Игнатия вытекает также необходимость
пользования книжечкой подробного размышления, если работа
должна быть на самом деле добросовестной, солидной и истинно
плодотворной. Записывание помогает памяти и делает возможным
контроль прогресса или застоя или отступления, что очень
существенно.
В жизненных состязаниях мы боремся за безупречный и бессмертный
венец хвалы, следовательно, мы всегда должны хранить в памяти
слова, которые написал св. Игнатий Лойола иезуитским студентам
в Коимбре «… Не позвольте, чтобы сыновья этого света победили
вас ищущие с большей заботой и умением земных благ, чем вы
вечных ищете» (ср. 2 Тим. 2, 5; 4, 8).

|