Б. ПРОЦЕСС СОЗЕРЦАНИЯ
Все, что мы должны выполнять во время созерцания, св. Игнатий
Лойола заключил в трех пунктах: видеть лица – слушать слова –
обдумывать действия. Изо всего нужно уметь собрать
плоды.
З а м е ч а н и е: дело здесь, разумеется, не в искусственном
расщеплении нашего внимания, но в помощи, когда мы в очередной
раз обсуждаем некоторые подробности данного евангельского
сюжета.
Упомянутые три пункта: лица, слова, действия являются только
пунктами метода, в котором мы должны заключить содержание
тайны. Однако ее надо определить согласно духу евангельского
свидетельства. Смотреть на нее, как смотрели современные
Христу. Обращая внимание на лица, на слова и на
действия.
А) Я осматриваю
личности. Поочередно знакомлюсь с теми, кто принимает
участие в этой тайне, кто говорит, действует. Осматриваю их
внешний облик. Далее, насколько это возможно, я стараюсь понять
их нравы – хорошие или плохие. Относительно Иисуса и Марии, я
обращаюсь к ним чаще и с величайшим почтением отдаю себя
полностью в их распоряжение, готовый к помощи. Я надо всем
задумываюсь и стараюсь извлечь пользу для собственной
души.
Б) Я слушаю слова.
Долго рассматриваю каждое из них, умоляю, чтобы было мне дано
понять и уловить их смысл, так как некоторые из них я могу
считать обращенными ко мне непосредственно. В сценах, в которых
ничего не говорится, как в Вифлеемском вертепе, я могу унять в
Господу мою душу и слушать молчания, которым окружает себя
Божий Сын. После этого я войду во внутрь, чтобы извлечь выгоды
для души.
В) Задумываюсь над
поступками людей. С большим вниманием я наблюдаю за
поступками, совершаемыми Иисусом или другими людьми. Обращаю
внимание не только на то, что кто совершает, но также, как он
выполняет данное действие. Я стараюсь проникнуть в тайну
побуждений и чувств, которые способствовали им. Смотрю на их
последствия и снова погружаюсь в себя, стремясь найти пользу
душе.
З а м е ч а н и е 1. Св. Игнатий, объясняя таким образом
созерцание, повторяет раз за разом именно эти слова: «Смотреть,
обращать внимание, созерцать то, что говорят…, что делают
личности, а, погрузившись во внутрь, найти из этого какую-то
пользу» (см. ДУ 115 и 116).
З а м е ч а н и е 2. Недостаточно только присматриваться, нужно
принимать живое участие в действии, возбуждая святые чувства:
то хвалить Иисуса и других, то восхищаться, то быть их
благодарным, то стыдиться, то просить и т.д. Ежели мы будем
взволнованы спасительным действием, то следует завязать
душевный разговор с Иисусом или же другими святыми
лицами.
З а м е ч а н и е 3. Рекомендуется записывать свои
постановления и их обоснование, а также существенные внутренние
движения, просвещения и т.п.

|