А. ВВЕДЕНИЕ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
А. 1. Молитвенное подготовление
Желая размышлять плодотворно – вообще молиться – нужно
соответственно приготовиться, как указывает Божье Слово (Сир.
18, 23).
Оно состоит из:
а) Прибытие в
присутствие Бога
Некоторые способы для примера:
1° Возбуждаем акт веры, что Господь Бог своим духовным
естеством присущ всюду, действует во всем, всем управляет и все
знает.
2° Глазами веры мы зрим над собой открытое небо, в нем Господа
Бога, перед которого Величием Ангелы поют песню хвалы. Также и
я теперь присоединяюсь к ним…
3° Посредством акта веры мы осознаем, что Господь Бог
Непостижимый присущ в самих нас.
«Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя
Он и не далеко от каждого из нас: Ибо мы Им живем и движемся и
существуем…» (Деян. 17, 27-28).
«…кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое: и Отец Мой возлюбит
его, и мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоанн. 14,
23).
4° Осеняю медленно и внимательно знаком креста: истинно во имя
Отца и Сына и Святого Духа – т. зн., что поддержанный Божьей
милостью, обращусь к моему Отцу и Его Сыну – Иисусу Христу и
Духу Святому.
Мы должны порвать с привычкой креститься торопливо и
машинально, обращая особенное внимание на знак креста, которым
мы начинаем молитву, чтобы вернуть значимость знака. Уже сам
этот жест, совершенный с верой, ставит нас в Божьем
присутствии.
З а м е ч а н и е 1. Явление в Божьем присутствии разрешает нас
сосредоточиться, без чего невозможна молитва.
З а м е ч а н и е 2. Это сознание Божьего присутствия следует
сохранить до конца, чтобы побуждать себя сознанием Божьего
присутствия к усердию к молитве. Ежели воображение втянет мысль
в разрозненность, нужно повторно вызвать акт веры в присутствие
Бога.
З а м е ч а н и е 3. Думая о присутствии Господа Бога, можно
следовать совету св. Игнатия Лойолы: «Готовясь к молитве, я
задержусь на время одного «Отче наш» перед местом, где буду
молиться, и, вознеся свое сознание к Богу, я разъясню себе, что
Бог, Господь наш, видит
меня, и затем я вызову в себе акт глубокого почитания или
смирения» (ДУ 75).
б) Акт преклонения и
покорения
Это признание величия и святости Господа Бога и своей
ничтожности и греховности (внутренний поклон). Бог должен
говорить мне грешному. Я должен говорить Богу… Насколько
разрешат условия, мы выражаем свое преклонение и покорение
также внешне, становясь на колени и наклоняясь как можно
ниже…
З а м е ч а н и е: Явление в присутствие Бога – как и целая
молитва – должны носить печать честью и смирением, так как «Бог
гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4,
6).
Основной чертой, которая привлекла к душе Пресвятой Девы Марии
Божью милость, была покорность и она именно способствовала
такому, не другому ответу. В смирении она полностью заверила
себя Богу, а Он «… призрел Он на смирение рабы
Своей» (Лук. 1, 48).
Сам Иисус возрадовался в Святом Духе и сказал:
«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от
мудрых и разумных и открыл младенцам» (Лук. 10,
21).
Можно воспользоваться следующими актами почитания и смирения,
почерпнутыми из Священного Писания:
«Господи, Боже наш! Как величественно имя твое по всей
земле!... То что есть человек, что Ты помнишь его, и сын
человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8,
2-5).
«Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный» (Лук. 5,
8).
«Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой» (Мат. 8,
8).
«Я согрешил против неба и пред Тобою, и уже недостоин
называться сыном твоим…» (Лук. 15, 21).
«Мы рабы ничего не стоющие» (Лук. 17, 10).
в) Вступительная
молитва о удостаивание милости хорошего
размышления.
После акта преклонения наступает молитва, в которой заверяем
Богу самих себя (некоторым образом отменяя все другие дела и
занятия), прося Его обобщенно об благословении в размышлении,
чтобы все намерения, решения и поступки были направлены чистым
способом на службу и хвалу Его Божественного Величия (ДУ
46).
З а м е ч а н и е: Данную молитву можно произносить постоянно,
пользуясь какой-то формулой или же извлечь ее из
сердца.
Вот пример вступительной молитвы:
Прошу Тебя, Отче Милосердия, научить меня достойно и
плодотворно разговаривать с Тобой. Пусть во время этого
размышления я стану в Твоих руках как глина в руках гончара,
чтобы Ты меня сформировал по своему желанию.
Иисусе Христе, Мастер молитвы, веди меня посредством Твоего
Святого Духа к жизни в правде и любви.
«Приди, Дух Святой, я жажду, я об этом сегодня умоляю
Тебя».
«Святая Дева Мария, представляй все мои чувства, желания и
решения Сыну Своему и выпроси у Него действенную
милость.
Святой Иосиф, святой Ангел Хранитель и все святые мои
Покровители, молитесь обо мне, чтобы я умел наподобие Вас жить
в истине и любви Бога. Аминь.
А. 2. Два введения или прелюдии.
Явление в присутствие Господа Бога, преклонение и вступительная
молитва вводят нас в размышление как таковое, в свою очередь
прелюдии вводят нас в
саму тему размышления.
З а м е ч а н и е: Известно, что отсутствие определенной темы
затрудняет всякий разговор и его плодотворность. Здесь св.
Игнатий Лойола предстает как хороший психолог, понятный и
конкретный в своем методе относительно исполненного любви
разговора с Богом. Он предписывает сосредоточиться на одной
теме: «Я хочу, Боже, поговорить с Тобой о…»
Прелюдия 1
или введение
Напомнить себе или
же отдать себе отчет в теме размышления, т.е. содержание данной
тайны или правды, о которой будем рассуждать.
Прелюдия 2
Просить нашего
Господа Бога о том, чего я хочу и желаю. Эта просьба должна
отвечать данному предмету размышления» (ДУ
48).
Здесь содержится просьба о результат размышления. Во
вступительной молитве мы просим в общих чертах о благословение
в размышлении, теперь снова просим о подробный плод, какой мы
хотим обрести путем размышления, напр. о терпеливость в том,
чтобы выносить унижение, о отдачу в Божьи руки, о умножение
веры…

|