7. МЕТОДЫ УПРОЩЕННОЙ МОЛИТВЫ
А. Опираясь на известную молитву – проникновение и
«наслаждение» значением каждого слова данной молитвы (ДУ
249-257)
Введение
– Подготовительная обычная молитва, как при созерцании, с тем,
что после явления в присутствие Господа Бога, после акта
преклонения и смирения просим света, чтобы мы данную молитву
хорошо поняли.
Ход молитвы
– предметом размышлений согласно этому способу, могут быть
любые формулы молитвы, напр. Отче наш. Мы не составляем
содержания молитвы по пунктам, только рассуждаем поочередно
каждое ее слово и предложение. Итак, в Молитве Господней
начинаем со слова «Отче». Мы задумываемся над этим одним
словом, вникаем в его содержание и соответственно мысли
пробуждаем в себе чувства. Когда мы исчерпаем слово «Отче»,
тогда переходим ко второму слову «наш», так как и это слово
наводит на нас много мыслей и чувств. Далее мы переходим к
дальнейшим словам или же предложениям. Важно, чтобы
остановиться на рассуждении на так долго, как долго будем
находить в слове молитвы разные значения, сравнения, блага и
духовные утешения.
Святой Игнатий говорит даже о созерцании, т. е. в некотором
смысле присвоении и нахождении благости в значении каждого
слова данной молитвы, а не только в попытках понять
смысл
.
З а м е ч а н и е 1. Ежели тот, кто созерцает Молитву Господню,
найдет в одном слове или в двух хорошее и насыщенное содержание
для раздумий, благо и утешение, пусть не пытается идти дальше,
хотя бы и целый час ушел на то, что им найдено. Проведя этот
час, пусть остальную молитву «Отче наш» произнесет по
обыкновению.
З а м е ч а н и е 2. Если целый час продолжалось обсуждение
одного или двух слов Молитвы Господней, а на следующий день
есть желание вернуться к этой молитве, тогда раньше обдуманное
слово или слова можно произнести, как обычно, а созерцание
начать со слова, которое непосредственно следует, как в
замечании 1.
З а м е ч а н и е 3. Следует заметить, что после окончания
Молитвы Господней в течение дня или нескольких дней,
рекомендуется поступать таким же образом с Ангельским Поклоном,
литургическими текстами, гимнами, с другими молитвами, таким
образом, чтобы всегда некоторое время упражняться в какой-либо
из них.
Заключение
– После окончания данной молитвы следует обратиться в
нескольких словах к лицу, которому направлена молитва и просить
добродетели или милость, которые по нашему ощущению больше
всего нам нужны.
Духовная польза от такого способа молиться
1° Это молитва менее мучительная и более
доступная.
2° Усваивает нам содержание молитв, произнесенных нами, как с
точки зрения мысли, так и чувств.
3° Имеет целью предохранить нас от формализма и рутины в нашей
повседневной религиозной жизни, а также от духовной
опустошенности, от жизни, лишенной чувств, т. е. положительных
аффектов, тесной связи с Богом.
4° Эта помощь содействует возникновению необходимости
(благости) внутренней молитвы, притом в духе Иисуса. Господь
Иисус в Евангелие говорил нам: «… истинные поклонники будут
поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец
ищет себе» (Иоанн. 4, 23).
Б. Мысленная молитва по ритмичности дыхания
(см. ДУ 258-260).
Введение
– Подготовительная молитва будет такая же, как в предыдущем
случае мысленной молитвы.
Ход молитвы
– Этот метод молиться является сокращением и упрощением выше
описываемого метода. Больше всего он похож на обыкновенную
устную молитву и является ее незначительной модификацией,
стремящейся к большей сосредоточенности, а тем самым к большей
пользе для молящегося. Он состоит в том, что с каждым дыханием
соединяем в мысли одно слово из напр. «Отче наш» или из другой
молитвы. Следовательно, на одно дыхание приходится только одно
слово. В течение этого короткого промежутка времени стараемся
вникнуть в смысл данного слова или обратиться к лицу, которому
мы молимся.
З а м е ч а н и е 1. Произношение молитв такого типа очень
полезно в случае болезни или сильной усталости, когда мы не
способны к усиленному размышлению. Притом благодаря такому
способу молиться мы приучаемся к внимательному и набожному
произношению устных молитв. Святой Игнатий очень заинтересован
в том, чтобы наши устные молитвы были лишены бессмысленности и
тупой барабанщины.
З а м е ч а н и е 2. Если кто-либо захочет молиться таким
образом, пусть произнесет на таком же ритмическом дыхании
молитву «Богородице, Дево, радуйся, Благодатная…», а другие
молитвы по обыкновению.
З а м е ч а н и е 3. «Согласование темпа молитвы с ритмом
дыхания, с естественной функцией организма, удивляет простотой
и новшеством. Это подтверждение взаимозависимости духа и тела.
Этот метод применял святой Игнатий и учил ему. Благодаря ему
образуется своеобразный духовный и молитвенный ритм,
облегчающий концентрирование и сосредоточение без
затруднительного усилия.
От кого Игнатий перенял этот метод? Сам ли напал на эту мысль?
Трудно сказать. Бросается в глаза некоторое случайное сходство
с дыхательными методами, применяемыми индусскими йогами»
(комментарий О. М. Беднажа ОИ).
Заключение – согласно состоянию и нужде
сердца.

|