7. МЕТОДЫ УПРОЩЕННОЙ МОЛИТВЫ  

 

А. Опираясь на известную молитву – проникновение и «наслаждение» значением каждого слова данной молитвы (ДУ 249-257) 

Введение – Подготовительная обычная молитва, как при созерцании, с тем, что после явления в присутствие Господа Бога, после акта преклонения и смирения просим света, чтобы мы данную молитву хорошо поняли. 

Ход молитвы – предметом размышлений согласно этому способу, могут быть любые формулы молитвы, напр. Отче наш. Мы не составляем содержания молитвы по пунктам, только рассуждаем поочередно каждое ее слово и предложение. Итак, в Молитве Господней начинаем со слова «Отче». Мы задумываемся над этим одним словом, вникаем в его содержание и соответственно мысли пробуждаем в себе чувства. Когда мы исчерпаем слово «Отче», тогда переходим ко второму слову «наш», так как и это слово наводит на нас много мыслей и чувств. Далее мы переходим к дальнейшим словам или же предложениям. Важно, чтобы остановиться на рассуждении на так долго, как долго будем находить в слове молитвы разные значения, сравнения, блага и духовные утешения. 

Святой Игнатий говорит даже о созерцании, т. е. в некотором смысле присвоении и нахождении благости в значении каждого слова данной молитвы, а не только в попытках понять смысл

З а м е ч а н и е 1. Ежели тот, кто созерцает Молитву Господню, найдет в одном слове или в двух хорошее и насыщенное содержание для раздумий, благо и утешение, пусть не пытается идти дальше, хотя бы и целый час ушел на то, что им найдено. Проведя этот час, пусть остальную молитву «Отче наш» произнесет по обыкновению. 

З а м е ч а н и е 2. Если целый час продолжалось обсуждение одного или двух слов Молитвы Господней, а на следующий день есть желание вернуться к этой молитве, тогда раньше обдуманное слово или слова можно произнести, как обычно, а созерцание начать со слова, которое непосредственно следует, как в замечании 1. 

З а м е ч а н и е 3. Следует заметить, что после окончания Молитвы Господней в течение дня или нескольких дней, рекомендуется поступать таким же образом с Ангельским Поклоном, литургическими текстами, гимнами, с другими молитвами, таким образом, чтобы всегда некоторое время упражняться в какой-либо из них. 

Заключение – После окончания данной молитвы следует обратиться в нескольких словах к лицу, которому направлена молитва и просить добродетели или милость, которые по нашему ощущению больше всего нам нужны. 

 

Духовная польза от такого способа молиться  

1° Это молитва менее мучительная и более доступная. 

2° Усваивает нам содержание молитв, произнесенных нами, как с точки зрения мысли, так и чувств. 

3° Имеет целью предохранить нас от формализма и рутины в нашей повседневной религиозной жизни, а также от духовной опустошенности, от жизни, лишенной чувств, т. е. положительных аффектов, тесной связи с Богом. 

4° Эта помощь содействует возникновению необходимости (благости) внутренней молитвы, притом в духе Иисуса. Господь Иисус в Евангелие говорил нам: «… истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе» (Иоанн. 4, 23). 

 

Б. Мысленная молитва по ритмичности дыхания (см. ДУ 258-260). 

Введение – Подготовительная молитва будет такая же, как в предыдущем случае мысленной молитвы. 

Ход молитвы – Этот метод молиться является сокращением и упрощением выше описываемого метода. Больше всего он похож на обыкновенную устную молитву и является ее незначительной модификацией, стремящейся к большей сосредоточенности, а тем самым к большей пользе для молящегося. Он состоит в том, что с каждым дыханием соединяем в мысли одно слово из напр. «Отче наш» или из другой молитвы. Следовательно, на одно дыхание приходится только одно слово. В течение этого короткого промежутка времени стараемся вникнуть в смысл данного слова или обратиться к лицу, которому мы молимся. 

З а м е ч а н и е 1. Произношение молитв такого типа очень полезно в случае болезни или сильной усталости, когда мы не способны к усиленному размышлению. Притом благодаря такому способу молиться мы приучаемся к внимательному и набожному произношению устных молитв. Святой Игнатий очень заинтересован в том, чтобы наши устные молитвы были лишены бессмысленности и тупой барабанщины. 

З а м е ч а н и е 2. Если кто-либо захочет молиться таким образом, пусть произнесет на таком же ритмическом дыхании молитву «Богородице, Дево, радуйся, Благодатная…», а другие молитвы по обыкновению. 

З а м е ч а н и е 3. «Согласование темпа молитвы с ритмом дыхания, с естественной функцией организма, удивляет простотой и новшеством. Это подтверждение взаимозависимости духа и тела. Этот метод применял святой Игнатий и учил ему. Благодаря ему образуется своеобразный духовный и молитвенный ритм, облегчающий концентрирование и сосредоточение без затруднительного усилия. 

От кого Игнатий перенял этот метод? Сам ли напал на эту мысль? Трудно сказать. Бросается в глаза некоторое случайное сходство с дыхательными методами, применяемыми индусскими йогами» (комментарий О. М. Беднажа ОИ). 

Заключение – согласно состоянию и нужде сердца.