1.
КАК МОЛИТЬСЯ, РАЗМЫШЛЯЯ О ГРЕХАХ В ОБЩЕМ?
А. Введение
О стиле барокко говорится как об огороде, только
«непрополотом». И нашу душу можно также сравнить с огородом в
разном состоянии. Если огородник не заглядывает в огород и не
полет его, то он зарастает сорняками и чертополохом, не
приносит хороших плодов. Похоже бывает и на нашей душой, если в
нее не заглядываем и не ухаживаем за ней. Вкрадываются
беспорядок, сорняки, а сама жизнь становится наподобие
неплодотворного, бесплодного фигового дерева, о котором
повествуется в Евангелие (Мт. 21, 18-22).
Чтобы жизнь наша не была жизнью неплодотворного фигового дерева
из-за состояния в греху, св. Игнатий Лойола в начале своих
«Духовных упражнений» вводит нас на очищающий путь. Он хочет,
чтобы любой из нас – грешник – дошел до ознакомления со своими
грехами и неверностями по отношению к Богу, до порицания их и
объявления решительной борьбы с ними. Нечего удивляться таким
образом, что в начале этого периода очищения дает Игнатий
методы размышления о грехах, вернее, размышлений о грехах, так
как рекомендует применять в борьбе с грехом два их вида:
размышление о грехах в общем и подробное размышление о
грехах.
Б. Ценность и цель общего размышления о
грехах
Общее размышление о грехах является борьбой со всеми грехами и
погрешностями, совершенными в течение дня.
Не будет преувеличением утверждение, что это молитва – минимум
в систематической работе над собой и в стремлении к спасению.
Именно здесь имеем дело
с особенным наблюдением за самим собой, чтобы жить в милости
искупления и всегда быть готовым к Божьему суду. О
необходимости бдительности говорит Господь Иисус в Евангелии:
«Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит
это время… Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин
дома, вечером или в полночь, или в пение петухов, или поутру.
Чтобы, пришед внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю,
говорю всем: бодрствуйте» (Мр. 13, 33-37).
Святой Игнатий Лойола коротко определяет цель общего
размышления о грехах: очищение и провидение лучшей исповеди.
Это существенное дело для нашего спасения. И из-за этого св.
Игнатий, допускающий иногда возможность сокращения ежедневного
созерцания, никогда не разрешает пропускать размышление о
грехах.
Еще одно существенное замечание. Размышление о грехах то
защита от сегодняшней
лавины иллюзий, лицемерия, и от манипуляций злого духа и
одновременно программирование своей жизни
согласно Божьей воле – и на молитве. Без этого элемента
молитвы размышление о грехах проходит на бесплодной рефлексии
над собой и ассоциируется с «бухгалтерией». Это не дорога
вперед и ввысь. Размышление о грехах в духе св. Игнатия должно
проходить в атмосфере благодарственной, извиняющейся, умоляющей
молитвы… отсюда правильнее говорится сегодня о размышлении о
грехах как о саморефлектирующей молитве.

|