3. КАК МОЛИТЬСЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕДИТАЦИИ?
«Ты же, когда молишься,
войди в комнату твою и, затворив
дверь твою, помолись Отцу твоему,
Который втайне; и Отец
твой, видящий тайное,
воздаст тебе явно» (Мф. 6, 6)
Вступительные объяснения
Чем является медитация или размышление?
Медитация это внутренняя или мысленная
молитва:
- внутренняя, ибо при ней мы не пользуемся внешними
молитвенными формулами и не придаем ей очертаний
слов,
- мысленная, ибо ее суть состоит в серьезном рассуждении об
истинах веры, с целью построить жизнь согласно
им,
- и, наконец, она представляет собой молитву, значит искренний
разговор с Господом Богом.
Усвоение истин веры, которые мы созерцаем, составляет только
ближайшую подготовку к истинной молитве. Таким образом,
невозможно довольствоваться чистым рассуждением либо анализом
данной истины веры.
Значение и цель медитации
Слова Иеремии, ибо «вся земля опустошена, потому что ни один
человек не прилагает этого к сердцу» (Иер. 12, 11) никогда не
перестанут быть истинными. И горе обществу, в котором нет более
многочисленного сонмища душ, привыкших постоянно рассуждать в
сердце своем то, что Господь Бог возвестил нам о Себе и о нас
самих. По пути к совершенству и спасению это исполинское
средство и нечего удивляться, что святая Тереза выражала
убеждение, что каждому дано будет спасение, если он каждый день
отвел бы хотя четверть часа на мысленную молитву (см.:
Jacek Woroniecki
, Pe
łniamodlitwy
, Pozna
ń 1982, s
. 127).
Превыше всего надлежит помнить, что размышление ведет к жизни в
истине и любви, ибо она является временем, наполненным
рассуждением объявленных истин возвещенных и переживанием
Божьей любви по отношению к нам и своей к Богу (у св. Игнатия
Лойолы этот творческий процесс в истине и любви совершается с
помощью трех властей души: памяти, разума и
воли).
Своеобразный и достойный внимания взгляд на медитацию найдем у
Т. Мертона в его книге «Посев созерцания» (Краков,
1982).
В главе «Мысленная молитва» - он пишет: «… Ежели медитация и
мысленная молитва оказываются не очень пригодными в жизни
многих людей, соблюдающих религиозные обряды, случается так
из-за того. Что люди эти полностью не понимают их настоящей
цели… Размышление является двойной дисциплиной, выполняющей
также двойную функцию:
- во-первых, оно должно дать тебе окончательное овладение
разумом и памятью; способствовать твоему умению сосредоточиться
и отстраниться от внешнего мира, от его дел, занятий, мыслей и
забот о земной жизни;
- во-вторых – и именно это является истинной целью – должно
научить тебя осознавать присутствие Бога, и, что самое главное,
довести тебя до почти непрестанного и любящего направления
внимания к Господу Богу и возможности полагаться на
Него…
Те, кто умеет думать о Боге только в определенное время дня,
далеко не продвинуться на пути внутренней жизни. На практике
они не сумеют думать о Нем даже в момент, который себе
скрупулезно выделили на мысленную молитву… Научись размышлять
на бумаге. Рисование и писание это тоже формы размышления.
Научись молиться на улице и на деревенских дорожках. Умей
размышлять не только с книгой в руках, но также ожидая автобуса
или путешествуя по железной дороге. Прежде всего войди в
литургию Церкви и сделай из ее цикла часть своей жизни. Пусть
ее ритм медленно проникает в твое тело и душу…» (ст.
144-246).
МЕТОД РАЗМЫШЛЕНИЯ
Метод размышления святого Игнатия при помощи трех властей души
содержит в себе молитвенное подготовление, два введения или
прелюдии, несколько главных «точек», т. з. способ и программа
размышления и конечный разговор (ДУ 45).

|