3. КАК МОЛИТЬСЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕДИТАЦИИ?  

 

«Ты же, когда молишься, 

войди в комнату твою и, затворив 

дверь твою, помолись Отцу твоему, 

Который втайне; и Отец 

твой, видящий тайное, 

воздаст тебе явно» (Мф. 6, 6)  

 

Вступительные объяснения

 

Чем является медитация или размышление? 

         Медитация это внутренняя или мысленная молитва: 

- внутренняя, ибо при ней мы не пользуемся внешними молитвенными формулами и не придаем ей очертаний слов, 

- мысленная, ибо ее суть состоит в серьезном рассуждении об истинах веры, с целью построить жизнь согласно им, 

- и, наконец, она представляет собой молитву, значит искренний разговор с Господом Богом. 

Усвоение истин веры, которые мы созерцаем, составляет только ближайшую подготовку к истинной молитве. Таким образом, невозможно довольствоваться чистым рассуждением либо анализом данной истины веры. 

 

Значение и цель медитации 

Слова Иеремии, ибо «вся земля опустошена, потому что ни один человек не прилагает этого к сердцу» (Иер. 12, 11) никогда не перестанут быть истинными. И горе обществу, в котором нет более многочисленного сонмища душ, привыкших постоянно рассуждать в сердце своем то, что Господь Бог возвестил нам о Себе и о нас самих. По пути к совершенству и спасению это исполинское средство и нечего удивляться, что святая Тереза выражала убеждение, что каждому дано будет спасение, если он каждый день отвел бы хотя четверть часа на мысленную молитву (см.: Jacek Woroniecki , Pe łniamodlitwy , Pozna ń 1982, s . 127). 

Превыше всего надлежит помнить, что размышление ведет к жизни в истине и любви, ибо она является временем, наполненным рассуждением объявленных истин возвещенных и переживанием Божьей любви по отношению к нам и своей к Богу (у св. Игнатия Лойолы этот творческий процесс в истине и любви совершается с помощью трех властей души: памяти, разума и воли). 

Своеобразный и достойный внимания взгляд на медитацию найдем у Т. Мертона в его книге «Посев созерцания» (Краков, 1982). 

В главе «Мысленная молитва» - он пишет: «… Ежели медитация и мысленная молитва оказываются не очень пригодными в жизни многих людей, соблюдающих религиозные обряды, случается так из-за того. Что люди эти полностью не понимают их настоящей цели… Размышление является двойной дисциплиной, выполняющей также двойную функцию: 

- во-первых, оно должно дать тебе окончательное овладение разумом и памятью; способствовать твоему умению сосредоточиться и отстраниться от внешнего мира, от его дел, занятий, мыслей и забот о земной жизни; 

- во-вторых – и именно это является истинной целью – должно научить тебя осознавать присутствие Бога, и, что самое главное, довести тебя до почти непрестанного и любящего направления внимания к Господу Богу и возможности полагаться на Него… 

Те, кто умеет думать о Боге только в определенное время дня, далеко не продвинуться на пути внутренней жизни. На практике они не сумеют думать о Нем даже в момент, который себе скрупулезно выделили на мысленную молитву… Научись размышлять на бумаге. Рисование и писание это тоже формы размышления. Научись молиться на улице и на деревенских дорожках. Умей размышлять не только с книгой в руках, но также ожидая автобуса или путешествуя по железной дороге. Прежде всего войди в литургию Церкви и сделай из ее цикла часть своей жизни. Пусть ее ритм медленно проникает в твое тело и душу…» (ст. 144-246). 

 

МЕТОД РАЗМЫШЛЕНИЯ 

Метод размышления святого Игнатия при помощи трех властей души содержит в себе молитвенное подготовление, два введения или прелюдии, несколько главных «точек», т. з. способ и программа размышления и конечный разговор (ДУ 45).