Иеромонах
Николай Бок ОИ
ОСЬМИДНЕВНЫЕ
ДУХОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Предисловие
Осенью 1950 года я давал духовные упражнения
студентам и отцам «Руссикума». Данные мною размышления и
наставления, по настоянию моих слушателей, выходят ныне
отдельною книгою.
Труд мой отнюдь не является самостоятельным. Я
широко пользовался иностранными источниками: старыми испанцами,
как Rodrigez и Del Ponte, и позднейшими и современными
немецкими, французскими и бельгийскими знатоками аскетики, как
Meschler, Longhfye, Pinard de la
Boullaye, Valensin, Gaston Courtois, Vereruysse, Vermeersch
и de Vroye.
Полагаю, что настоящая книга будет
полезна, как священникам, так и мирянам, и внесет мою
ленту в католическую духовную литературу на русском
языке, пока до чрезвычайности
бедную.
Нью Йорк,
22 Октября 1951 г.
ВСТУПЛЕНИЕ
Всякая
машина нуждается от времени до времени в просмотре,
проверке, переборке, в замене изношенных частей, в
починке.
И так же
наше тело требует по временам поправки, отдыха, чистого
воздуха, перемены климата и обстановки, каникул,
усиленных физических упражнений.
А душа?
Ясно, что и ей мы должны уделять наше внимание, наши
заботы, и что от времени до времени нам следует проверять
ее состояние, исправлять недочеты, давать толчек к
преуспеянию. Задаче этой служат духовные
упражнения.
Духовные
упражнения отнюдь не отдых для души. Как всякое
упражнение, духовные упражнения требуют усилия,
постоянства, усердия. В обычное время испытания совести,
размышления, молитвы, богослужения и благочестивое чтение
дают нам ежедневную пищу. Во время духовных упражнений
эти занятия должны вестись усиленно, должны становиться
исключительными. Свободные от всех обычных дел и забот,
мы должны посвящать все наше время душе, внутренней нашей
жизни, ее развитию, ее подъему, а главное, общению с
Богом, нашим Творцом и Отцом. А для этого мы должны
работать, усиленно работать, усиленно сосредотачиваться
на внутренней жизни для самоочищения, для обуздания
низких наклонностей нашей природы, для победы над самим
собой. Для этого мы должны стремиться к проведению в
жизнь заповедей Христа и к неуклонному следованию им, к
исполнению воли Божьей во всем, к полной отдаче себя воле
Божьей. Мы должны стремиться к избежанию во что бы то ни
стало всякого греха и к осуществлению жизни угодной
Богу.
Духовные
упражнения связаны с уединением и молчанием. Причины
понятны. Уединение и молчание приближают нас к Богу, и
потому, что эта малая жертва не может не быть угодна Ему,
и потому, что она значительно облегчает нам
сосредоточение, и потому, наконец, что душа наша в тишине
и одиночестве становится более чуткой и восприимчивой к
прикосновениям Божьей благодати, легче испытывает влияние
Духа, ее освящающего.
Делать
духовные упражнения – это стремиться к уединению с
Господом, чтобы слушать Его и чтобы размышлять при свете
Его внушений и вдохновений. Да внемлет ухо наше лишь
гласу Его, да отвергнет наша мысль все, что не Он, все,
что не для Него!
Духовные
упражнения – это сотрудничество Господа Бога с нами.
Всемилосердный Господь, конечно, не откажет нам в
благодати, в свете, в совете, в утешениях и поощрениях.
Но для того, чтобы они принесли плод, нужен труд, наше
сотрудничество, наша сосредоточенность, наше внимание,
наше усердие, наша отзывчивость и покорность на призывы
Господни.
Делает
духовные упражнения не тот, кто ими руководит, а тот, кто
совершает, кто подвергает себя им. Руководитель лишь
старается помочь, облегчить. Он указывает путь, ставит
вехи, предлагает материал, которым совершающий духовные
упражнения пользуется, развивая и углубляя его, согласно
потребностям и запросам своей души. Чем больше он
проявляет при этом самостоятельности, тем обыкновенно
лучше. Недостаточно схватывать истину и мысленно
повторять ее, нужно проникнуться ею, перечувствовать и
пережить ее, усвоить и расширить
ее.
Преобладать,
понятно, должна молитва. Ею начинаются наши думы, ею они
кончаются, ею они перемежевываются. Размышлениям
предпосылаются предисловия. На них следует останавливать
особое внимание, они способствуют сосредоточению и
отвлекают нас от мирских забот и
мыслей.
В видах
успеха упражнений, в целях пользы их для нашей души и
внутренней жизни, св. Игнатий советует приступать к ним с
решительностью и мужеством, т.е. с твердым намерением
исправиться и совершенствоваться, каких бы жертв это ни
стоило. Делающий духовные упражнения должен отдать себя
всецело в распоряжение Господа, прося у Него света и
совета и исполняя без колебаний и без оговорок Его
волю.
При этом
наша работа должна быть неослабной, постоянной,
настойчивой. Сухости и искушениям надлежит
противопоставлять усиленную и более длительную молитву. С
другой стороны, работа должна быть благоразумной, не
следует брать на себя обязательств неисполнимых и
непосильных.
Духовные
упражнения имеют четырех-вековую давность.
Боговдохновенные, начертанные рукою тончайшего знатока
человеческой души, они, в течение столетий, неизменно
оказывались незаменимым орудием для обращения людей на
путь истины, для их исправления и душевного
преуспевания.
Мы
совершаем эти духовные упражнения в обстановке Святого
Года, особенно богатого благодатными дарами и милостями
Божьими. Да поможет нам Всемогущий и Всемилосердный Бог с
чистым сердцем приступить к ним, и хорошо совершить и
завершить их, для вящей Его славы, на пользу Церкви и
ради нашего спасения.

|