Иеромонах Николай Бок ОИ  

 

ОСЬМИДНЕВНЫЕ ДУХОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 

 

Предисловие 

 

  Осенью 1950 года я давал духовные упражнения студентам и отцам «Руссикума». Данные мною размышления и наставления, по настоянию моих слушателей, выходят ныне отдельною книгою. 

  Труд мой отнюдь не является самостоятельным. Я широко пользовался иностранными источниками: старыми испанцами, как Rodrigez и Del Ponte, и позднейшими и современными немецкими, французскими и бельгийскими знатоками аскетики, как Meschler, Longhfye, Pinard de la Boullaye, Valensin, Gaston Courtois, Vereruysse, Vermeersch и de Vroye

  Полагаю, что настоящая книга будет полезна, как священникам, так и мирянам, и внесет мою ленту в католическую духовную литературу на русском языке, пока до чрезвычайности бедную. 

 

Нью Йорк, 22 Октября 1951 г. 

 

ВСТУПЛЕНИЕ 

 

Всякая машина нуждается от времени до времени в просмотре, проверке, переборке, в замене изношенных частей, в починке. 

И так же наше тело требует по временам поправки, отдыха, чистого воздуха, перемены климата и обстановки, каникул, усиленных физических упражнений. 

А душа? Ясно, что и ей мы должны уделять наше внимание, наши заботы, и что от времени до времени нам следует проверять ее состояние, исправлять недочеты, давать толчек к преуспеянию. Задаче этой служат духовные упражнения. 

Духовные упражнения отнюдь не отдых для души. Как всякое упражнение, духовные упражнения требуют усилия, постоянства, усердия. В обычное время испытания совести, размышления, молитвы, богослужения и благочестивое чтение дают нам ежедневную пищу. Во время духовных упражнений эти занятия должны вестись усиленно, должны становиться исключительными. Свободные от всех обычных дел и забот, мы должны посвящать все наше время душе, внутренней нашей жизни, ее развитию, ее подъему, а главное, общению с Богом, нашим Творцом и Отцом. А для этого мы должны работать, усиленно работать, усиленно сосредотачиваться на внутренней жизни для самоочищения, для обуздания низких наклонностей нашей природы, для победы над самим собой. Для этого мы должны стремиться к проведению в жизнь заповедей Христа и к неуклонному следованию им, к исполнению воли Божьей во всем, к полной отдаче себя воле Божьей. Мы должны стремиться к избежанию во что бы то ни стало всякого греха и к осуществлению жизни угодной Богу. 

Духовные упражнения связаны с уединением и молчанием. Причины понятны. Уединение и молчание приближают нас к Богу, и потому, что эта малая жертва не может не быть угодна Ему, и потому, что она значительно облегчает нам сосредоточение, и потому, наконец, что душа наша в тишине и одиночестве становится более чуткой и восприимчивой к прикосновениям Божьей благодати, легче испытывает влияние Духа, ее освящающего. 

Делать духовные упражнения – это стремиться к уединению с Господом, чтобы слушать Его и чтобы размышлять при свете Его внушений и вдохновений. Да внемлет ухо наше лишь гласу Его, да отвергнет наша мысль все, что не Он, все, что не для Него! 

 

Духовные упражнения – это сотрудничество Господа Бога с нами. Всемилосердный Господь, конечно, не откажет нам в благодати, в свете, в совете, в утешениях и поощрениях. Но для того, чтобы они принесли плод, нужен труд, наше сотрудничество, наша сосредоточенность, наше внимание, наше усердие, наша отзывчивость и покорность на призывы Господни. 

Делает духовные упражнения не тот, кто ими руководит, а тот, кто совершает, кто подвергает себя им. Руководитель лишь старается помочь, облегчить. Он указывает путь, ставит вехи, предлагает материал, которым совершающий духовные упражнения пользуется, развивая и углубляя его, согласно потребностям и запросам своей души. Чем больше он проявляет при этом самостоятельности, тем обыкновенно лучше. Недостаточно схватывать истину и мысленно повторять ее, нужно проникнуться ею, перечувствовать и пережить ее, усвоить и расширить ее.  

Преобладать, понятно, должна молитва. Ею начинаются наши думы, ею они кончаются, ею они перемежевываются. Размышлениям предпосылаются предисловия. На них следует останавливать особое внимание, они способствуют сосредоточению и отвлекают нас от мирских забот и мыслей. 

В видах успеха упражнений, в целях пользы их для нашей души и внутренней жизни, св. Игнатий советует приступать к ним с решительностью и мужеством, т.е. с твердым намерением исправиться и совершенствоваться, каких бы жертв это ни стоило. Делающий духовные упражнения должен отдать себя всецело в распоряжение Господа, прося у Него света и совета и исполняя без колебаний и без оговорок Его волю. 

При этом наша работа должна быть неослабной, постоянной, настойчивой. Сухости и искушениям надлежит противопоставлять усиленную и более длительную молитву. С другой стороны, работа должна быть благоразумной, не следует брать на себя обязательств неисполнимых и непосильных. 

Духовные упражнения имеют четырех-вековую давность. Боговдохновенные, начертанные рукою тончайшего знатока человеческой души, они, в течение столетий, неизменно оказывались незаменимым орудием для обращения людей на путь истины, для их исправления и душевного преуспевания. 

Мы совершаем эти духовные упражнения в обстановке Святого Года, особенно богатого благодатными дарами и милостями Божьими. Да поможет нам Всемогущий и Всемилосердный Бог с чистым сердцем приступить к ним, и хорошо совершить и завершить их, для вящей Его славы, на пользу Церкви и ради нашего спасения.