ДУХОВНІ
ВПРАВИ

Теорія і практика духовних вправ
О. Николай Бок ОИ,
"Осьмидневные духовные
упражнения"
Самопізнання - молитва,
психологія, поезія
Нульовий
тиждень
Перший
тиждень
Другий
тиждень
Третій
тиждень
Четвертий
тиждень
Мойсей, Петро, Ігнатій
Святий Ігнатій Лойола
Авраам
Катехизм
Gospel
Illustrations
"Духовные
упражнения"
Молитва маку
Роздуми над Книгою Ісуса Навина
Що взяти з собою після
Фундаменту
Що взяти з
собою після 1 Тижня
Символ,
N026,1991
Э. Пуссе
ВВЕДЕНИЕ К ДУХОВНЫМ
УПРАЖНЕНИЯМ
Духовные упражнения представляют собой
своего рода делание – на это указывает само их название. В
человеке, который исполняет их, происходит некое свершение:
они приобщают к опытному познанию присутствия Бога и Его
действия. Опыт этот приобретается путем решительного
отсечения собственной воли; благодаря этому человек
подготавливается к познанию и приятию воли Божьей, какой она
раскрывается здесь и теперь тому, кто ее ищет. Итак,
Упражнения эти ставят человека на путь некой аскезы –
другое наименование, указывающее на ту же реальность. Такая
аскеза основана на познании, которое растворено любовью ко
Христу - нашему Господу.
Упражнения – плод личного опыта святого
Игнатия; они относятся к эпохе его обращения и последующим
годам: 1522 и позже. Одна из наиболее ранних частей
Упражнений содержит то, что мы называем правилами духовного
рассуждения: Игнатий отмечал все те движения, какие
рождались в его душе благодаря чтению, размышлению и
молитве; все это и побудило его сформулировать правила
духовного рассуждения. Очевидно, таким образом, что для
Игнатия понятие и реальность духовного опыта есть нечто
центральное, определяющее всю методику
Упражнений.
Именно поэтому книжица Упражнений не
предназначена для чтения – чтения, которое оказалось бы еще
более разочаровывающим, нежели чтение какого-либо
путеводителя в отрыве от мест, в нем описываемых.
Упражнения есть конкретное делание, совершаемое по
указаниям, содержащимся в этой книжице.
«Упражнения включают молитвенные темы,
которые подобны некой путеводной нити на духовном поприще, а
также множество заметок,
примечаний, правил, касающихся условий
жизни в молитве и, более общо, возрастания души в
самопознании и в повиновении Божьему
деланию».
С 1548 года (дата первого официального
одобрения) книжица Упражнений часто рекомендовалась Папами
как надежнейшее руководство на тех путях, где формируется
очередное поколение святых, в которых нуждается Церковь.
Упражнения помогли многим духовным руководителям и
множеству щедрых сердцем христиан.
Упражнения охватывают приблизительно месяц
и разделены на четыре Педели, каждая из которых включает
шесть или десять дней, соответственно нуждам человека,
ушедшего во временный затвор. В первую Неделю затворник
вспоминает грехи, совершенные в истории мира и в личной
жизни, а также прилагает усилия к тому, чтобы достичь
первичного обращения: выйти из греховного состояния и
сподобиться благодати. В начале второй Недели человек
приступает к созерцанию Господа Иисуса Христа, который
призывает человека последовать Ему – соответственно
особенностям личного призвания каждого; затем начинается
рассмотрение жизни Иисуса – от его рождения вплоть до конца
его общественного служения: таким образом совершается
подготовка к некому решению – ответу на призыв, к тому, что
представляет собой само сердце Упражнений – Выбору. Этим
определяется вхождение в третью Неделю: в этот период
человек прилагает усилия к тому, чтобы Бог соединил его со
Христом – в Его крестном страдании и Его смерти. Мы умираем
со Христом и воскресаем вместе с Ним – в этом суть делания
четвертой Недели. Духовный плод всех Недель заключается в
высшем созерцании – созерцании
ради обретения любви,которая дарует нам
возможность все возлюбить в Боге, а Бога - во
всем.
Центральный смысл Упражнений заключается в
следующем: затворник должен принять некое решение. Решение
это определяется бесстрастной и точной оценкой тех
обстоятельств и причин, которые склоняют его сделать тот или
иной выбор. В наиболее важных случаях такое решение
оказывает решающее влияние на окончательную ориентацию всей
человеческой жизни: брак, монашество или безбрачие
(целибат), избранное ради того, чтобы наиболее полно
посвятить себя выполнению той или иной
задачи...
Подобное решение предполагает наличие
широкой свободы действия в отношении самого себя и особой
способности совершать здравый, глубоко продуманный выбор. И
такое, конечно, доступно не каждому. Действительно,
множество людей уже стоят на пути, с которого нет возврата –
либо в силу неких обстоятельств и событий, либо в силу
сознательно принятого решения, которого ничего общего не
имеет с изначальной установкой Упражнений. И многие изо дня
в день, малыми шагами продвигаются на жизненном пути, более
или менее по свободному выбору, более или менее
сознательно. И если однажды в своем размышлении человек
отстранится, далеко уйдет от повседневности и должен будет
принять некое формальное и глубоко продуманное решение, то
это, быть может, поставит его в затруднительное положение.
Нет сомнений в том, что в своей жизни каждый человек
совершает целый ряд выборов, которые в конечном счете ставят
его лицом к лицу с абсолютностью Бога. Однако невозможно
утверждать, что «литургия» Духовных Упражнений, подвигающая
к совершенно ясному, всеохватывающему решению, подходит
любому и каждому. И самое важное: Упражнения есть период
времени в жизни человека, и период этот должен наступить в
свой час. И вообще говоря,
а prioriнельзя полагать, что
этот час актуален для любого момента жизни человеческой.
Необходимо постоянно, хотя бы в самом малом, внутренне
обращаться, но ни один человек не располагает собою в
любой час своей жизни для решающего
выбора.
Поэтому в «Предварительных замечаниях» к
Упражнениям Игнатий дает весьма ценные указания относительно
тех, кому будет разрешено совершить Упражнения: не каждому и
не в любое время – «Человеку, свободному от дел и желающему
преуспеть как можно более, нужно преподать Духовные
Упражнения полностью...» (20 примечание). Для тех, кто
трудится на общественном поприще или на ниве «благих
начинаний», но обладают требуемыми способностями, Игнатий
предусматривает особый подход: они должны выполнять
Упражнения на протяжении долгого периода, каждый день, час
или полтора; они должны выполнять различные упражнения
первой Недели, затем созерцать Тайны Жизни Господа нашего
Иисуса Христа, соответственно порядку прохождения,
указанному для всех четырех Недель (19
примечание).
Как известно, в современной практике,
которая имеет за собой достаточно долгую традицию,
применяются затворы от пяти до восьми дней – минимальный
срок, который позволяет говорить о Духовных Упражнениях.
Что же касается двух- или трехдневных молитвенных
уединений, даже в полном безмолвии, то необходимо со всей
ясностью сказать, что они представляют собой нечто
иное.
Упражнения даются: затворяющийся получает
их от духовного руководителя, который сопровождает его на
всем пути, давая ему краткие указания относительно молитвы и
размышления и помогая ему обрести ясное видение своего
внутреннего состояния. Даже если Упражнения представляют
собой некое личное делание, все же они совершаются в
церковном лоне: руководитель затвора и есть поддерживающее
присутствие Церкви.
Слишком частое исполнение всех в целом
Упражнений не предписывается и не рекомендуется. Это не
означает, что, пройденные один раз, они оказывают
окончательное воздействие на человека. Обращение, даже
глубокое и происшедшее по особой благодати, все же не
сопряжено с окончательным «прилеплением» к воле Божьей. И
даже если мы исполнены решимости следовать этой Воле, мы, по
самой своей природе, оказываем Богу бессознательное и
безобразное противление. Следовательно, необходимо на
протяжении всей последующей жизни прибегать к молитве и
трезвению, дабы углубить и укрепить полученную
благодать.
Поэтому было бы разумным периодически, на
протяжении хотя бы нескольких дней, повторять некоторые
Упражнения, помогающие нам достичь действенного
самоотвержения и безусловного прилепления к Божественной
Воле. Благодаря этим повторяющимся Упражнениям наша воля
начинает творить лишь то, что угодно Богу; десять, двадцать
лет терпения и растворенного любовью трезвения – и вот
ученик Иисуса Христа приобщается к тайному тайны Сына
Божьего: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не
увидит Отца творящего» (Еванг. от Иоанна, гл. 5, ст. 19).
Пища Его – творить волю Отца; и так как Отец есть исток
всякой реальности, ученик с восхищением открывает, что он
всегда знает то, что происходит, и всегда – своевременно.
Его можно взять врасплох и причинить ему страдание, но
невозможно выбить у него почву из-под ног То, что для других
– несвязанный хаос событий, для него – последовательная
цепь благоприятных обстоятельств, из которых он умеет
извлечь благо, дабы еще более приблизить то, что он считает
наивысшим: наступление Царствия Божьего.
Итак, Упражнения представляют собой некий
опыт. И это связано с определенной опасностью: опыт – это
то, что происходит в нас и полностью входит в область
нашего личного существования и нашей деятельности. Каким
образом подобный опыт может быть одновременно
встречей с Богом, Существом совершенно иным по отношению к
нам? Ответим сразу же: Игнатий с величайшей тщательностью
различает между тем, что в нас происходит, и тем, чему эти
«внутренние» события служат знаком – присутствием и
действием Божьим. Все делание, от упражнения к упражнению,
ведет нас – через некие свершения, но также и через
отречение, безмолвие и упрощение – к приятию дара
Божественной благодати в полном и безусловном
самосовлечении. Мы говорим: «полное и безусловное
самосовлечение». Самосовлечение по отношению к нашей
душевной деятельности, но еще более по отношению к нашей
собственной воле. Ибо в опыте познания Божественного опасна
не столько душевная деятельность, сколько собственная воля.
Включаясь в нашу деятельность, она становится препятствием
на пути истинной встречи с Богом. Однако, когда воля
по-настоящему умерщвлена в нас, деятельность нашего
сознания упрощается и становится «местом» этой совершаемой
в покое встречи, и к тому же она, эта деятельность,
устремляется к покою, безмолвию и благоговению, которые
становятся своего рода преддверием наивысших форм единения с
Богом.
Таким образом, существует два способа
понимания и совершения Духовных Упражнений. В первом случае
отсутствует поистине глубокое осуществление того, что
представляет собой эта школа отсечения собственной воли. И,
следовательно, Упражнения рассматриваются прежде всего как
методичное развертывание деятельности нашей памяти, нашего
ума и нашей воли, причем в основе лежит внимание,
направленное к Тайнам Жизни, Смерти и Воскресения Христовых.
Для первого способа чрезвычайно важным становится сам момент
принятия личного решения, и сторонники этого способа
рекомендуют с особым тщанием отнестись к решению, принятому
в затворе. Нельзя утверждать, что подобный подход ложен,
однако он остается достаточно поверхностным и может ввести
в тяжкое заблуждение: человек может начать действовать так,
как если бы усилием воли можно достичь единения с
Богом.
Второй способ предполагает первый, но
превосходит его, избегая только что упомянутого заблуждения.
И в этом случае человек ясно видит конечную цель, отсечение
собственной воли и безусловное прилепление к тому, чего
желает Сам Бог. Но при этом человек еще более глубоко
постигает, что подобную цель невозможно достичь лишь
посредством усилий, хотя бы и огромных, направленных к
самосовлечению и самоуничижению. Безусловно, и здесь всегда
уместна личная аскеза: необходимо твердо и непреклонно
стремиться к самосовлечению в той или иной точно очерченной
области. Тем не менее это должно быть сопряжено с душевным
миром и неким юмором, которые не смешивают легкие личные
жертвы с тем самоумервщлением и той смертью в самом себе,
которые предваряют воскресение – уже здесь! – со
Христом.
Нам неизменно дается благодать,
необходимая для всех этих жертв. Однако необходимо в
терпении и надежде ожидать от Бога эту неслыханную
благодать умервщления, отсечения собственной воли. И если
такая благодать дается, она сама осуществляет все то, к чему
устремлена наша надежда. Мы должны лишь воздать
благодарение Богу и принять этот дар с той великой любовью,
что неутомимо собирает те, подобные цветам, жертвы, великое
множество которых мы можем так или иначе
принести.
Именно в этом духе следует приступать – и
не нужно медлить! – даже к наиболее методичным и наиболее
«волевым» деланиям, входящим в состав Духовных
Упражнений.
|