8-Й ДЕНЬ, 2-Е
РАЗМЫШЛЕНИЕ
ЯВЛЕНИЕ
ХРИСТА ПРИ МОРЕ ТИВЕРИАДСКОМ
Явление Христа при море Тивериадском подробно
описано в последней главе Евангелия Иоанна. Это было первое
явление Его в Галилее и третье явление нескольким Апостолам, на
этот раз в числе семи и во время рыбной ловли (Ио. 21,
1-23).
Почему были Апостолы в Галилее? Потому что так
велел Воскресший Христос, «чтобы шли в Галилею и там увидят
Меня» (Мат. 28, 7, 10). Почему они снова занялись рыбной
ловлей? По почину Апостола Петра, который сказал: «иду ловить
рыбу», на что другие ответили: «идем и мы с тобой» (Ио. 21, 3).
И в этом послушании Петру, мы можем усмотреть желание Апостолов
следовать за ним, можем усмотреть зачаток осуществления Царства
Христа.
1-е предисловие. Представим себе угол Тивериадского озера
на рассвете, лодку с 7-ю Апостолами, Христа на берегу,
разводящего огонь и готовящего обед.
2-е
предисловие. Попросим у Христа благодати веры, надежды и
любви, чтобы быть достойными преемниками Христовых учеников и
апостолов.
1-й пункт.
Явление Христа Апостолам
Когда, после неудачного лова, лодка с Апостолами
приближалась к берегу, Христос, неузнанный ими, с берега
попросил у них пищи, а затем предложил снова закинуть сеть, с
правой стороны. Сеть сразу наполнилась рыбой в небывалом
количестве.
Свет истины озарил тогда Ап. Иоанна: «Это
Господь!»
Да, он узнал Его и говорит Петру: «Это
Господь!»
Слова смирения. Вместо того, чтобы кичиться своей
прозорливостью, он скромно сообщает свое открытие Ап. Петру.
«Это Господь!»
Слова любви и милосердия, - он сообщает именно
Ап. Петру, несмотря на то, что видел и его отступничество и его
слезы и его колебания у пустого гроба. «Это
Господь!»
Слова убедительные. Услышав их, Св. Петр без
оглядки бросается в воду, чтобы доплыть до Христа, чтобы скорее
достичь Его.
Христос объявился. – «Это Господь!» Да, это
подлинный Владыка и Господь, все к Себе привлекающий и
притягивающий. По слову Его, рыбы наполняют сети; чтобы на
мгновение быть раньше около Него, Апостол Петр бросается в
воду! «Это Господь!».
2-й пункт.
Христос предуказывает Свой искупительный
план.
На берегу Христос предложил Апостолам разделить
Его скромный обед. У ног Его небывалая добыча, пойманная
Апостолами, выпростанная из сети, трепещущая на песке,
блестящая чешуей при первых лучах восходящего
солнца.
Толкователи Евангелия видят в этом обеде эмблему
единения, - совместная еда во все времена служила признаком
единения; - во множестве рыб – они видят символ
многочисленности и разнообразия в Церкви. Итак, единение при
множестве.
Как бы ни толковать, нужно согласиться, что
трудно найти обстановку более простую и первобытную, и в то же
время более привлекательную своей идиллической
рамкою.
За едой, беседа, по-видимому, не вязалась,
разговор не клеился. «Из учеников никто не смел спросить Его:
кто Ты?, зная, что это Господь», пишет Ап.
Иоанн.
Никто не смел спросить… Какая робость! Какая
разница с тем, что было раньше. Апостолы после Воскресения
Христова стали другими людьми. Где прежняя самоуверенность и
самодовольство? Сейчас они робки, растеряны, смиренны. И как
это понятно, если мы подумаем что пережили они за все эти дни,
какую тяжелую душевную драму, какую внутреннюю ломку? Как
созрели они нравственно, убедившись окончательно и навсегда во
всемогуществе Христа и в собственной слабости и ничтожности?
Да, смирения их понятно.
И вот, в этой изумительной обстановке, после
молчания, Христу угодно было произнести слова, решительные для
Ап. Петра и для Церкви, слова, предуказывающие Его
искупительный план, слова, заключающие и основной закон Церкви,
и существенное ее установление, - установление Папства, - и ее
вековую будущность.
А) ОСНОВНОЙ ЗАКОН
Это закон смиренной и чистой любви ко Христу,
любви, порождающей милосердие, любви, зажигаемой в сердце
человеческом Духом Святым. «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня
больше, нежели они?» (Ио. 21, 15). Трижды повторил Христос этот
вопрос и трижды выслушал ответ Ап.
Петра.
Новый порядок, который устанавливает в мире
Церковь Иисуса Христа, отличается этим именно законом. Будь то
отношения между отдельными людьми, будь то отношения между
народами, все они должны быть проникнуты милосердием. Любя
Христа и всех братьев своих во Христе, ученики Евангелия,
подлинные дети Церкви, должны основать на земле Царство Божье.
Не признавать этого, отступать от него, это ослеплять себя,
обрекать себя на соблазны и богоотступничество. Цивилизация
перестает быть христианскою, когда она прекращает быть
милосердной. Это основной закон Церкви, это то, чем
определяется ее лицо. Личность Церкви, на самом деле,
выявляется Духом Святым… Он ее душа, двигатель внутренней ее
жизни, ее связующее звено, ее единство, а Дух Святый – это
любовь.
Б) УСТАНОВЛЕНИЕ
ПАПСТВА
Это существеннейшее установление должно состоять
в пастырском первенстве Наместника Христова, который будет
иметь власть не только над овцами, но и над агнецами, над
Церковью учащею и пасомою. На троекратное заверение Ап. Петра,
Христос говорит ему: «Паси агнцев Моих»; «паси овец Моих» и
«паси овец Моих» (Ио. 21, 15-17).
И это первенство не будет владычеством, а лишь
водительством, самым святым, самым кротким из всех водительств.
«Servus servorum Dei», слуга слуг, раб рабов Божьих!
Водительство Пастыря, Доброта Пастыря, которого
Христос наделял чертами доброты, бдительности,
самоотверженности, попечительной
заботливости.
«Паси агнцев Моих, паси овец
Моих!»
Первенство Ап. Петра и его преемников, а равно их
непогрешимость, то есть безошибочность в делах веры и морали,
принадлежат к важнейшим догматам нашей Церкви. Этими догматами,
главным образом, мы отличаемся от наших братьев – диссидентов.
Все это должно заставлять нас относиться к этим догматам с
особым вниманием, в частности тех из нас, кто не родились в
католичестве, а приняли его и эти догматы добровольно и
сознательно.
Папа для нас Наместник Христов. Вследствие этого,
мы обязаны во всем и всегда подчиняться и повиноваться Ему. Мы
должны безусловно, с сыновней покорностью, слушаться Его, и не
только в крупных вопросах, но и во всех иных, до самых мелких
включительно. Воля Его – для нас священна, воля Его – для нас
закон, воля Его – для нас воля Самого Христа. Мы должны горячо
любить Его, как нашего Отца, мы должны во всем и всегда
защищать Его. Критика действий Папы недопустима, должна быть
исключена раз навсегда, как дело аморальное, омерзительное,
богопротивное.
Исповедуя догматы Папского верховенства и Папской
непогрешимости, мы должны делать это открыто. Ничего не может
быть ошибочнее мнения, которое мне приходилось слышать среди
нас: не будем говорить о Папе, чтобы не раздражать
«православных», то есть диссидентов. Какое заблуждение!
Напротив, подлаживанием, подделыванием мы не только ничего не
достигнем, но еще и уроним себя в «православных»
глазах!
Мы должны быть счастливы иметь Отцом Наместника
Христова и не должны скрывать этого
счастья!
В) ВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ
ЦЕРКВИ
Начинается она с непрекращающегося повторения
Распятия Христова. «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был
молод, то препоясывался сам и ходил, а когда состареешься, то
прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не
хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр
прославит Бога. И сказав сие, говорит ему: «Иди за Мною». (Ио.
21, 18-19).
Это история Первого Первосвященника, Первого
Папы, - предвосхищенный образ Церкви. Чтобы продолжать, нужно
следовать, и даже до смерти: «Иди за
мною».
И вот, Церковь продолжает и повторяет пути,
пройденные Спасителем.
Она пошла в пустыни, леса и пещеры со Свв.
Антонием Великим, Пахомием, Иоанном Дамаскиным, со Свв.
Феодосием Печерским, Сергием Радонежским, Серафимом Саровским и
всеми отшельниками: «Иди за Мною!».
Она пошла в храмы для проповеди Евангелия со Свв.
Василием Великим, Иоанном Златоустом, Франциском, Домеником,
Игнатием, Франциском Ксаверием и всеми проповедниками слова
Божья: «Иди за Мною!»
Она пошла лечить и исцелять больных со Свв.
Пантелеймоном, Филиппо Нери, Камилло де Лейлис, Иосифом
Коттоленго и всеми человеколюбивыми целителями: «Иди за
Мною!»
Он пошла на Голгофу со всеми своими мучениками и
страдальцами: «Иди за Мною!»
Церковь продолжает и повторяет пути, пройденные
Спасителем, и делает это с полной уверенностью в конечной
победе. «Врата ада не одолеют ее» (Мат. 16, 18), обещал Христос
Ап. Петру.
Заключительная беседа.
Попросим, чтобы Христос умножил нашу веру, надежду, любовь,
чтобы Он просветил наш ум для восприятия Его предначертаний и
чтобы дал нам силы всегда идти за
Ним.

|