7-Й ДЕНЬ, 3-Е
РАЗМЫШЛЕНИЕ
ГОЛГОФА
В настоящем размышлении нам предстоит проследить
весь скорбный путь Христа от задержания Его в Гефсиманском саду
до смерти Его на Голгофе.
1-е
предисловие. Как место и обстановку, лучше всего вообразим
себе двор претории и Пилата, указующего на Христа в терновом
венце и багрянице: «Се человек!», или вообразим себе Лобное
место, Голгофу, с Христом, распятым между двумя
разбойниками.
2-е
предисловие. Попросим у Христа, чтобы все удары, полученные
Им во время святых Его страстей, отозвались в нашем сердце.
Попросим еще уразумения великих тайн Его страстей. Попросим,
наконец, чтобы Христос, так жестоко страдавший за нас,
воспламенил наши сердца любовью, вместе с всегдашней
готовностью страдать и унижаться за Него и вместе с
Ним.
Как и в прошлый раз, разобьем наше размышление на
два пункта: как страдал Христос и что Он
делал.
1-й пункт.
Как страдал Христос?
Христос мученик, мученик из мучеников. Но мученик
особенный. Не только потому, что добровольный, но и потому, что
Он заранее знал что Его ждет, заранее позволил, допустил, от
предвечности определил все то, что сбылось. Но это отнюдь не
уменьшило Его страданий. Напротив, как человек более
совершенный, а значит и более чуткий и чувствительный, и
морально и физически, Он страдал сильнее, чем обыкновенный
человек. Больше, Он ничего не делал, чтобы уменьшить страдания.
Когда на кресте «Ему давали пить вино со смирной», чтобы
заглушить боль, «Он не принял» (Марк, 15,
23).
Физические страдания. После нервного напряжения и
подъема во время Тайной Вечери и после падения сил в
Гефсиманском саду, - задержание, наручники, удары слуг, ночь
без сна и без пищи. Далее, бичевание, по мысли Пилата, чтобы
разжалобить народ в пользу Христа и, таким образом, добиться
Его освобождения. Как вероятно, подчиненные, в угоду
начальству, перестарались при этом.
Его тело сплошная рана. Даже пальцы Пресвятой
Матери не могли бы трогать Его, не причиняя резкой боли, а Его
трогало и толкало грубое солдатье, срывая одежды и наряжая в
другие. Сколько переодеваний! Сколько передвижений! А терновый
венец? А трость, ударявшая по Нему? А крестный путь? Как велик
и тяжел должен был быть этот деревянный
крест!
Боялись, что Он не донесет, не доволочит его до
места казни «и заставили Симона Киринеянина нести его» (Марк.
15, 21). Дошли до Лобного места. Христос еще жив, чтобы
страдать дальше. Его распяли. Даже если бы Его привязали к
кресту веревками, боль была бы нестерпимой. А Его пригвоздили!
И Он прожил пригвожденным еще целых три часа, в невыносимых
муках, при невыносимой жажде! Подлинный мученик из мучеников,
венец мучеников!
Наши обычные распятия, щадя наши чувства, всегда
сильно смягчают картину страданий. Гораздо реальнее они
изображены у Пророков, в частности у Пророка Исаии. Но ужас
действительности, конечно, превосходил даже видения
Пророков.
«Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело
уготовал Мне», говорит Христос Своему Отцу у Ап. Павла (Евр.
10, 5). Так вот для чего «уготовано было Ему тело», вот как
распорядился им Христос!
А я? Как поступаю я со своим телом, этой
темницей, этой клеткой моей души, как говорили мы во второй
день наших духовных упражнений? Забочусь ли я о нем лишь
постольку, поскольку это необходимо? Пусть и эта мысль не
оставляет нас, когда мы смотрим на
Распятие!
Страдания нравственные. Нравственные страдания
Христа были не менее болезненными, чем физические, и список их
не был короче.
Его продают, о Нем торгуются. Его кровь, Его
жизнь оценены в тридцать сребреников. Первосвященники, может
быть, находят, что это много. Скупой Иуда находит эту цену
достаточной. «И взяли тридцать сребреников, цену Оцененного,
Которого оценили сыны Израилевы (Иеремия, Мат. 27,
9).
Его задерживают и схватывают с оскорбительными
предосторожностями, «как будто на разбойника вышли вы с мечами
и кольями взять Меня» (Мат. 26, 55). Его связывают, как
забаву!
А обвинения? Сколько в них лжи и клеветы! Его
обвиняют в богохульстве, - «вот теперь вы слышали богохульство
Его» (Мат. 26, 65); обвиняют в злодействе, - «если бы Он не был
злодей, мы не предали бы Его тебе» (Ио. 18, 30); в обмане, -
«мы вспомнили, что обманщик тот сказал» (Мат. 27, 63); в
мятеже, - «мы нашли, что Он развращает народ наш» (Лука, 23
,2).
А Ирод? Оживавший от Него чудес и волшебства и
разочаровавшись, «уничижив Его и насмеявшись, … он отослал Его
обратно» (Лука, 23, 11).
А народ? 5 дней тому назад он встречал Его
приветствиями и пел Ему «осанну», а теперь предпочитает Ему
последнего.
А все насмешки солдат, слуг, прохожих;
бутафорский венец и скипетр, шутовские наряды? А все хождения
по улицам Иерусалима, взад и вперед, с места на место, чтобы
больше унизить и опозорить? И, наконец, позорная казнь между
двумя преступниками.
И все эти бегло перечисленные крайние муки Его и
все крайнее бесчестие усугублялись еще иными страданиями, не
менее мучительными. Страданиями уже упомянутыми в сегодняшнем
утреннем размышлении, страданиями все продолжающимися и
повторяющимися. Страданиями за еврейский народ, который Он так
любил; страданиями за всех тех, кто в ослеплении своем
уподобится еврейскому народу и пойдет по пути гибели, отвергнув
спасение; страданиями за своих Апостолов, которые на всю Его
любовь ответили предательством или малодушием; страданиями за
муки, испытываемые Его Пресвятою Матерью. И, наконец, последний
и самый чувствительный удар, - сознание, что Он покинут Своим
Отцом, для славы Которого Он так страдает. Эта последняя и
самая горькая капля чаши страданий заставляет Его снова
ощущать, как в Гефсиманском саду, Свое полное одиночество и
вырывает из груди Его последний крик: «Боже Мой, Боже Мой! Для
чего Ты Меня оставил?» (Мат. 27, 46).
2-й пункт.
Что делал Христос?
Что делал Христос? Как будто ничего. Он отдается,
Он молчит. В Гефсиманском саду Он вначале еще проявляет
признаки могущества. По слову Его, «падают воины» (Ио. 18, 6);
от прикосновения Его исцеляется ухо Малха (Лука, 22, 51); по
приказу Его, не трогают Апостолов (Ио. 18, 8). Но затем,
могущество Его кажется исчерпанным. Наступает бессилие, власть
тьмы.
Он молчит. Молчание прерывается лишь изредка
кратким словом, всегда ради других, или ради Бога. Несколько
слов первосвященникам и Пилату, несколько слов женам
мироносицам для их назиданий, два слова прощения разбойнику,
два слова заступничества за палачей, два слова заботы о
Матери.
Только однажды Он возвышает голос, когда Каиафа
спрашивает, Мессия ли Он, Сын ли Он Божий? Здесь дело касается
высшей правды, и Он отвечает не обинуясь, прямо, открыто,
громко, зная, что этим подписывает Свой смертный приговор. И
далее снова погружается в молчание, к удивлению и раздражению
допрашивающих.
Но эта пассивность Его, эта бездеятельность
только видимая, кажущаяся. В действительности Он отнюдь не
бездействует. Напротив, Он действует многосторонне,
энергично.
Попытаемся при свете веры войти в божественную
сущность вещей. Не забудем, что Он стал жертвой по доброй воле:
«Я отдаю жизнь Мою… Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю
ее» (Ио. 10, 17-18). Сам Христос – первопричина всего
происходящего с Ним. Он Сам державно распоряжается всем, что
делается против Него.
И чего Христос не достигает за это время молчания
и кажущегося бездействия?
По отношению к силам ада, Он победоносно поражает
их: - «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их
позору, восторжествовав над ними Собою», как говорит Ап. Павел
(Кол. 2, 15)
По отношению к человеку, Он дает выкуп за все
наши грехи: - «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо»,
как говорит Ап. Петр (1-е, 2, 24). Пилат прикрепил к Кресту
надпись, а даже рукопись, даже божественный автограф, нас
раньше осуждавший и потерявший, благодаря кресту, свою силу.
«Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против
нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол. 2,
14).
По отношению к Богу, Он принес жертву,
непосильную всему человечеству. Искупив грехи, Он удовлетворил
и прославил Божественную Святость всецело и достойно.
«Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал:
вот иду». (Евр. 10, 6-7).
Своими муками и смертью Христос примирил Бога с
человеком, сблизил их лучшим единением, чем было прежнее, до
грехопадения. «Ибо благоугодно было Отцу… чтобы посредством Его
примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, кровью креста
Его, и земное и небесное». (Кол. 1,
19-20).
На кресте Он принес ту единственную жертву,
которая продолжает приноситься Им в Евхаристии каждодневно, до
скончания века.
На кресте Он совершил дело наиболее крупное,
наиболее значительное из всех дел, совершенных в истории
человечества.
На кресте Он одержал победу самую решительную,
несравнимую по значению ни с какими другими
победами.
И одержав эту победу, Он дал нам самый
поучительный из всех Его уроков, дополняющий то, о чем мы
говорили и думали в наших размышлениях о Трех Грехопадениях, о
Царстве Христа и о Двух Стягах. Взяв на Себя наши грехи, Он
победил невероятным смирением, невообразимыми унижениями,
невыносимыми страданиями. Как же нам, грешникам, не следовать
Его святому примеру, если мы хотим быть в Его войске, если мы
стремимся в Его Царство?
Заключительная
беседа. Приникнув к
Распятию, вознесем нашу молитву к Спасителю с горячей
благодарностью за все, что Он сделал для нас, за все, чему
научил нас, и попросим Его сил для жертвенного служения и
подражания Ему.

|