6-Й ДЕНЬ, 3-Е
РАЗМЫШЛЕНИЕ
ПРИЗВАНИЕ
АПОСТОЛОВ
Призвание Апостолов является одним из важнейших
актов общественного служения Спасителя. Ни одно действие не
имело больших последствий. Если бы Христос не совершил его, Он
оставил бы о Себе лишь воспоминание. Совершив же его, Он создал
установление для продолжения Его дела.
1-е предисловие. Представим себе берега Иордана и берега
Генисаретского озера, представим себе одинокую смоковницу в
поле, представим себе лачугу сборщика податей, представим
горку, на которой Христос говорил Нагорную проповедь. Все
эти благословенные места Палестины помогут нам вообразить
обстановку, в которой происходило призвание
Апостолов.
2-е предисловие. Через Пресвятую Деву Марию, попросим
Христа ниспослать нам благодать духа Святого для разумения
путей Господних в призвании Апостолов, а равно разумения
путей Господних и в собственном нашем призвании, коим и мы
приобщены ко Христу для продолжения дела искупления
Воплощенного Слова.
Для лучшего и более наглядного понимания разделим
призвание Апостолов на три части и обратим внимание на особые и
по разному поучительные обстоятельства их: 1) Призвание Иоанна
и Андрея и, через него, брата его Петра, а засим призвание
Филиппа, Нафанаила, нареченного Варфоломеем, и Иакова, 2)
Призвание мытаря Левия, названного Матфеем, 3) Призвание
остальных пяти Апостолов.
1-й пункт.
Первые шесть учеников
Призвание их как бы заключает три ступени: А)
Приглашение Христа к следованию, Б) Постепенно посвящение в Его
тайны, и В) Окончательное приобщение к Его
жизни.
А) ПРИГЛАШЕНИЕ К
СЛЕДОВАНИЮ
Иоанн Креститель крестил на берегах Иордана.
Через день после того, как он объявил, что пришел Мессия, он
видит Иисуса и говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя
грех мира», и прибавляет: «Я видел Духа, сходящего с неба, как
голубя, и пребывающего на Нем». (Ио. 1, 29-32). Некоторые
ученики его слышат эти слова. Они поражены. Они думают о Том,
Кто должен воплотить вековые надежды и ожидания Израиля: о
Мессии! Не Мессия ли Он? Мысль эта западает в их сердце,
наполняет его волнением, желанием,
молитвой.
На следующий день – обратим внимание на
хронологическую точность Евангельского рассказа – Иоанн
Креститель снова видит идущего Иисуса и снова говорит: «Вот
Агнец Божий!» «Услышавши от него сии слова, два ученика пошли
за Иисусом. Иисус же обратившись и увидев их идущих, говорит
им: «Что вам надобно?» Они сказали: «Учитель, где живешь?»
Говорит им: «Пойдите и увидите»… Было около десятого часа».
(Ио. 1, 35-39), то есть около десятого после восхода солнца,
значит около четырех часов пополудни. Опять обратим внимание на
точность, впрочем точность понятную. Ведь эти часы решали их
жизнь! «Они пошли и увидели», они поняли, что Он Мессия, и
остались у Него день тот. Один из них был Иоанн, который
впоследствии так подробно и точно опишет нам это событие,
другой Андрей.
Андрей позвал брата своего. Как только Иисус
увидел его, Он сказал: «Ты – Симон, сын Ионин: ты наречешься
Кифа, что значит камень (Петр)». (Ио. 1,
42).
На другой день Иисус отправился в Галилею. Это
понятно. Ведь все три ученика Его были Галилеяне. В
окрестностях Вифсфиды Он встретил Филиппа, который был из этого
города, как и Андрей и Петр. Иисус зовет его, Филипп следует
без промедления и, в свою очередь, приглашает сделать то же
друга своего Нафнаила. Он говорит ему: «Мы нашли Мессию. Это
Иисус, сын Иосифа из Назарета». (Ио. 1,
45).
Обратим внимание на уверенный тон этого
заявления. Филипп не сомневается. Он разделяет веру Андрея,
Петра и Иоанна. Он убежден, что в найденном ими Иисусе
осуществляются предсказания Закона и Пророков, несмотря на то,
что знает он Его лишь по виду, как сына Иосифа, внешне похожего
на остальных людей.
Нафанаил сначала удивлен. Родом из Канны,
отстоящей в
8 километрах от Назарета, он не особенно хорошего мнения о
Назарете. Он разделяет в этом отношении предрассудки своих
сородичей. «Из Назарета может ли быть что доброе?» Филипп
отвечает ему: «пойди и посмотри». (Ио. 1, 46). Правильный
совет: опыт убедительнее споров. Нафанаил
соглашается.
«Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит
о нем: вот, подлинный Израильтянин, в котором нет лукавства».
(Ио. 1, 47). Вспомним по этому поводу слова Ап. Павла в
послании к Римлянам: «Не тот Иудей, кто таков по наружности, и
не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто
внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а
не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога». (2,
28-29).
Тронутый словами Христа, угадавшего его душевные
чувства, Нафанаил спрашивает Его: «Почему Ты знаешь меня?», на
что Иисус отвечает: «Прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты
был под смоковницею, Я видал тебя». (Ио. 1, 48). Тот, Кто
сказал эти слова «не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о
человеке, ибо Сам Он знал, что в человеке», скажет Евангелист
Иоанн (Ио. 2, 25). Он понимал расположение сердца, читал мысли.
Он видел пред Собою простого и прямого Израильтянина, который в
дни Пасхи размышлял под смоковницею о чаяниях Израильского
народа.
Пораженный тем, что его разгадали, Нафанаил
воскликнул: «Учитель, Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев!» (Ио.
1, 49).
Это уже исповедание веры, превосходящее по смыслу
подобные же признания, которые будут произнесены впоследствии
одержимыми (Лука, 4, 41) или сотником. (Мат. 27,
54).
Под смоковницей в Палестине разыгралась
психологическая драма, которая повторится через три века под
смоковницей Милана. Как и Нафанаил, Св. Августин услышит под
смоковницей призыв Божий…
Христос пользуется случаем призвания Нафанаила,
чтобы приоткрыть тайны Царства Божья. «Ты веришь потому, что Я
тебе сказал: «Я видел тебя под смоковницей», увидишь больше
сего». «Увидишь больше сего», то есть увидишь вещи, которые еще
больше удивят тебя, вещи еще более таинственные и
замечательные, вещи, касающиеся не тебя только, а всего
мира!
И Христос прибавляет: «Истинно, истинно говорю
вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божьих,
восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ио. 1, 50-51).
Он обещает таким образом ученикам Своим, что они увидят то, что
видел Патриарх Иаков в Харране (Быт. 28, 11-12), как проявление
Божественного могущества и как залог Божественного
покровительства.
Когда, где и как случится это? Будет ли оно видно
и телесным очам или только духовным? Иисус об этом умалчивает.
Он окутывает будущее таинственностью, Он хочет веры от тех, кто
следует Ему.
Подчеркнем эту поразительную скромность и
кротость призыва Христова. Он подготовляет, внушает,
привлекает. Он применяется и в то же время действует прямо. Он
неотразим и мягок. Он властен и снисходителен. Это призыв
Владыки и в то же время призыв Друга.
Б) ПОСТЕПЕННОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ В ТАЙНЫ
ХРИСТА
С пятью учениками Христос отправляется в Кану.
Совершает там известное всем первое Свое чудо. И, свидетели
этого чуда, «ученики Его уверовали в Него». (Ио. 2,
11).
Из Каны Христос идет в Иерусалим. Там Он изгоняет
из храма, как власть имущий, продавцов и меновщиков. (Ио. 2,
13-22). Ученики, свидетели этого поступка, видят в Нем
могущество Бога.
Христос принимает Никодима, и отзвуки беседы Его
дают ученикам, в частности Св. Иоанну, тему для глубоких
размышлений (Ио. 3, 1-15).
Христос проходит мимо Иоанна Крестителя,
крестящего в Еноне, близ Салима, и принимает от него новое
свидетельство (Ио. 3, 22-30).
Христос останавливается у колодца Иаковлева, и
беседа Его с Самарянкой возбуждает в учениках чувство
ответственности за поспевшую жатву (Ио. 4,
4-22).
Христос исцеляет сына царедворца, и исцеление это
наводит на мысль о всемирности их будущего служения и о
значении веры (Ио. 4, 46-54).
Он проповедует в синагоге в Назарете (Лука, 4,
16-22).
Он приходит в Капернаум и исцеляет тещу Петра
(Лука, 4, 38).
Простой перечень этих событий показывает, с какой
постепенностью Он открывает Себя Своим ученикам и как Он
поднимает их до Себя, давая им, при помощи показательных
опытов, средство к самовоспитанию, самообразованию, к
формированию.
Божественный Учитель, научи нас Твоим приемам
воспитания!
В) ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ПРИОБЩЕНИЕ К ЖИЗНИ
ХРИСТА
Симон и брат его Андрей, после неудачной ловли,
свои сети, полные лишь водорослями и морскими отбросами.
Христос входит в лодку Симона. Он учит народ. Потом Он говорит
Симону: «закинь свои сети». Петр отвечает: «Учитель, по слову
Твоему я закину». Улов – чрезвычайно обильный. Они зовут Иакова
и Иоанна, оставшихся с другой лодкой на берегу. Обе лодки
наполнены рыбой.
Этот чудесный улов, это невероятное множество
рыбы на полняет сердце Симона и его товарищей страхом. «Не
бойся», говорит ему Христос, «отныне ты будешь ловить
человеков». Потом Он приказывает Симону и Андрею: «Идите,
следуйте за Мною!» И они последовали. Говорит Христос и Иакову
и последовали за Христом. (Лука, 5, 3-22. Мат. 4,
18-22).
Мы упоминали только что о призвании Иакова. У нас
нет указаний, чтобы он был до того с Иисусом Христом. Но не
будем поражаться, что и он без колебаний присоединился к душам,
уже подготовленным. Ведь он брат Иоанна. Удивительна в истории
душ действенная роль посредников!
Известный итальянский писатель Джиованни Папини,
бывший атеист и социалист, ныне убежденный католик, в книге
своей «Жизнь Иисуса Христа» пишет следующие строки по поводу
призвания Апостолов:
«Великий вызывает к жизни великих! В дремлющем
народе он находит будителей, в изнеженном – воинов, в
невежественном – учителей. Во все времена огонь воспламенялся,
когда появлялась рука, умевшая зажечь
его.
Достаточно появиться Давиду, чтобы нашлись его
соратники, Агамемнону – чтобы нашлись его герои, Артуру – и
находятся перы, Карлу Великому – и появляются его паладины,
Наполеону – и являются его маршалы. И так же находит Христос
Своих Апостолов среди Галилейского
народа.
Но Христос не искал воинов, убивающих людей и
покоряющих земли. Его Апостолы должны были вести добрую брань,
брань добродетели против порока, святости против греха,
здоровья против болезни, духа против материи, светлого будущего
против бесплодного прошлого. Они помогут Ему передать Его
радостную весть угнетенным, они проследуют в места, которых Он
не мог посетить Сам, они распространят Его слово, и во имя Его
продолжат Его дело после Его смерти».
Избранники Христа еще не стали из-за этого
святыми. Они должны будут пройти через продолжительную и
тяжелую подготовку, через длительное обучение. Призванные быть
ловцами человеков, они должны будут готовиться к более опасной
борьбе, чем со стихиями Генисаретского озера, к борьбе в бурном
житейском море. Но за то как благодатна будет их работа:
спасать души от бездны гибели, помогать им веровать в Иисуса
Христа и в Пославшего Его Отца
Небесного.
Взирая на Христа и на первых шесть Апостолов,
чудесное избрание которых мы проследили, восхитимся им и
возблагодарим Господа! Поистине изумительно это призвание
скромных и невежественных рыбаков к
апостольству!
Взирая на Христа и на первых шесть Апостолов,
чудесное избрание которых мы проследили, восхитимся им и
возблагодарим Господа! Поистине изумительно это призвание
скромных и невежественных рыбаков к
апостольству!
Но есть еще более изумительное призвание, которое
сделает Апостолом человека не только низшего положения, но и
социально презренного. Мы подходим к призванию мытаря – Левия,
прозванного Матфеем.
2-й пункт.
Мытарь Матфей
Что такое мытарь? Это сборщик податей, откупщик и
часто ростовщик, которому правительство поручало, давало на
откуп, сборы пошлин и недоимок. Слава у этих людей была дурная.
Обогащались они обычно незаконным образом, угнетая бедных. Люди
«порядочные», вернее считавшие себя таковыми, в частности
блюстители внешних законов фарисеи, находили предосудительным
общение с мытарями.
По пути из Капернаума к морю, Христос учил народ.
Проходя мимо лачуги сборщика податей Левия, он же Матфей,
Христос сказал ему: «Следуй за Мною». Левий, оставив все, встал
и последовал за Спасителем. (Мат. 9, 9-13, Лука, 5,
27).
Что приготовило почву для этого обращения, мы
можем догадываться. С внешней стороны расположили душу Матфея
ко Христу Его столкновения с фарисеями, с одной стороны, Его
проповеди и чудесные исцеления, о которых с восторгом
рассказывала тысячеустая молва, с другой. Внутри же на душу
эту, конечно, воздействовала Божья благодать, обратившая ее к
доброте, доверчивости, вере и любви. Став человеком доброй
воли, Матфей был награжден прямым и личным призывом Христа и
затем посещением Христа, вопреки всем господствовавшим
предрассудкам.
Поразительны быстрота, непосредственность,
прямолинейность Матфея. Для Христа он тотчас же бросает все. По
милосердию Божью этот грешник становится
праведником.
Призвание Матфея обнаруживает еще два
обстоятельства. Предпочтение, оказанное грешнику, и
всеобъемлемость, универсальность Христова искупления. Грешник,
сознающий свои недостатки, конечно, более расположен слушать
голос Бога, чем самоуверенный, холодный, неверующий или мнящий
себя правоверным фарисей. Что же до всеобъемлемости призыва
Христова, то она тоже не подлежит сомнению. Христос зовет всех,
в том числе и грешников, ибо никто решительно не может обойтись
без Божественного Врача.
И если наше призвание напоминает нам призвание
мытаря, то возблагодарим за него особенно горячо милосердного
Господа.
3-й пункт.
Призвание остальных пяти
Отправившись на гору, Христос провел на ней ночь
в молитве, потом Он призвал к Себе тех, кого хотел, и они
пришли к Нему, и Он поставил из них 12 Апостолов, чтобы они
были с Ним и чтобы посылать их на проповедь, с властью изгонять
бесов. (Лука, 6, 12-16, Матф. 10, 1-4, Марк, 3,
13-19).
Из этих 12-ти семь были уже раньше приближены к
Иисусу. Остальные тоже не были чужими, они были Его учениками.
Таким образом все Апостолы, до окончательного призвания, были в
Его окружении, посвящались в Его жизнь. Лишь после нескольких
месяцев проповеди и чудес Христос утвердил их
формально.
Избранию, как мы видели, предшествовала долгая
молитва, в горном уединении. Избрание было свободным актом Его
воли: «позвал к Себе, кого Сам хотел». (Марк, 3,
13).
Преклонимся перед тайною Бога. Иисус Христос
воплощенный Бог, Бог долготерпеливый и милосердный, но и Бог
державный. Никто не может навязываться Ему. И решения Его
неисповедимы. Преклонимся перед ними!
Преклонимся перед Божественным решением Его,
проявленным в призвании 12-ти Апостолов. Преклонимся перед Ним
и за мое призвание. Ты избрал меня и в избрании этом оказал
снисхождение и любовь ко мне! Как должен я любить Тебя,
Господи!
Заключительная беседа
с Иисусом Христом:
благодарность за призвание и обещание следовать за Ним, как
верный Апостол.

|