6-Й ДЕНЬ, 2-Е
РАЗМЫШЛЕНИЕ
ТРИ СТЕПЕНИ
СМИРЕНИЯ
О смирении мы уже говорили и размышляли
неоднократно, в частности в «Царстве Христовом» и в «Двух
Стягах». И все же мы еще раз возвращаемся к нему и посвящаем
настоящее размышление. До того важно смирение, эта борьба с
гордым и самолюбивым «я», это добровольное принижение и
угнетение своего «я», для возвышения и возвеличения
Бога.
Смирение, как мы уже упоминали, не столько
отдельная добродетель, как общее расположение, состояние души.
Оно является источником всех других духовных благ, кроме трех
богословских добродетелей, его матерей, которые, однако,
развиваются вместе с ним, растут вместе с
ним.
1-е
предисловие. Как место действия представим себе холм, хотя
бы Голгофский, с тремя площадками на разных уровнях, связанными
крутыми подъемами. На верхушке, на самой верхней площадке,
Христос с крестом, как знаменем, в руках, приветливый,
улыбающийся, говорящий : «Если хочешь быть совершенным, следуй
за Мной» (Мат. 19, 21). Рядом, чуть ниже, Божья Матерь. Над
Ними отверзнутое небо с Богом Отцом, смотрящим с бесконечным
благоволением на Своего Сына и удостаивающим и меня Своим
взором, полным доброты.
2-е
предисловие. Попросим у Христа понимания, знания, мужества
и любви, чтобы проникнуть в истину Его учения и следовать
Ему.
1-й пункт.
Первая степень смирения
Первая степень это безусловное, беспрекословное
послушание во всем законам Божьим и всякой воле Божьей,
выраженной как непосредственно, так и через законных
представителей. Эта первая степень сопровождается твердым
сознанием, что неповиновение ведет к потере освящающей
благодати, ко греху и гибели, и тесно связана с подавлением
собственного независимого и гордого «я», для избежания греха,
во что бы то ни стало, без всяких
колебаний.
Даже если бы Сатана предложил ему, как Христу,
«все это дам тебе», (Мат. 4, 9), смиренный человек должен, не
задумываясь и не оглядываясь, ответить: «Какая польза человеку,
если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мат. 16,
26). Никакие угрозы его не смутят, ибо он будет помнить завет
Христа: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а
бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геене»
(Мат. 10, 28).
Расположение это может приводить к героизму. Оно
и приводило к нему мучеников. Из русской истории вспомним князя
Михаила Черниговского и боярина его Феодора, которые предпочли,
в Золотой Орде, мученическую смерть богоотступничеству. И это
далеко не единственные примеры.
А сколько наших безвестных солдат, - их же имена
Ты, Господи, веси, - во время Среднеазиатских походов, во
второй половине 19-го века, предпочли венец героев – мучеников
отречению от Христа?
Чрезвычайно важно, чтобы это смирение стало
обычным, привычным расположением. В обычности и привычности
главный залог его прочности.
2-й пункт.
Вторая степень смирения
Это более высокая степень. Она вырастает из
привычности, из навыка к смирению. Отличительный признак ее –
равнодушие, безразличие к благом мира сего, а следовательно, и
к лишениям и унижениям. Другим признаком ее является тщательное
избегание всякого, даже малейшего, повседневного греха. Оба
признака тесно связаны между собою. Если я отрешился от
человеческих слабостей, дурных наклонностей и вредных
привязанностей, мне не трудно избегать уклонов от праведной
жизни.
Если в первой степени удерживает от греха страх
перед наказанием, страх перед потерей освящающей благодати, то
на второй степени нас останавливает от греха, главным образом,
боязнь огорчить или оскорбить Бога, сыновняя к Нему любовь. Я
лучше соглашусь на все, даже на потерю жизни, чем в чем либо
обидеть Бога.
3-й пункт.
Третья степень смирения
Она заключает в себе, по мнению Св. Игнатия, и
две первых. Это та верхушка горы, на которой стоит
Христос.
Если мне предложено выбирать между достатком и
бедностью, между почетом и презрением, на что я решусь? Что
решит мой выбор? Привлекательности одного или другого для меня
больше не существует, так как я достиг уже безразличия,
отрешенности. Сверхприродная выгода для души может быть
обеспечена там и сям… Так же и слава Божья. Итак весы мои
пребывают в равновесии… Но вот я взглянул на Распятие, и все
сразу изменилось!
Я вспомнил Христа, Его добровольную бедность, Его
страдания, Его унижения. Равновесие поколеблено, безразличие
исчезло, перетянула чаша горьких испытаний, выбранных Христом.
Какая гирька перетянула? Гирька эта именуется любовью ко
Христу. Привлекало меня желание быть со Христом, желание делить
Его жизнь, желание подражать Ему, желание уподобляться Ему,
соревновать Ему в любви; привлекло благоухание Его
жертвенности. Если бы Он был в чертогах дворца или в волшебном
саду, я стремился бы туда, так же как рвался бы к Нему, если бы
Он находился в пытках и на костре…
Вот отличительные черты к страданиям, вернее к
страдающему Христу, является ли она мудростью? Не является ли
она скорее безумьем, безумьем креста, безумьем любви? Да,
безумьем, превосходящим мудрость и не исключающим ее. Разве не
мудро выбирать то, что выбрал Христос, эта вечная,
вочеловечившаяся Мудрость, «который вместо предлежащей Ему
радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление». (Евр. 12,
2). И разве не кажется нам безумьем любви поступок Бога-Отца,
«Который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного»?
(Ио. 3, 16). Или Бога-Сына, «возлюбившего меня и предавшего
Себя за меня»? (Гал. 2, 20). Как не ответить мне на эти
проявления «безумной» любви тем же, такою же «безумною»
любовью?
И если Христос выбрал страдания, то как же и мне
не выбирать их? Разве я выше Его, разве я Ему равен? «Ученик не
выше Учителя, и слуга не выше господина своего. Довольно для
ученика, чтобы он был, как учитель его». (Мат. 10,
24-25).
Итак, чтобы быть достойным достичь славы Божьей,
нужно следовать примеру Христа, пройти через Его страдания.
Чтобы быть хорошим солдатом под Его стягом, нужно дойти, через
отречения и унижения, до полного привычного
смирения…
Я убедил себя в этом, в моих мыслях, в моем
сердце. Но как стану я практически осуществлять мои решения? Не
буду же я ждать для их проявления больших, крупных, ярких
случаев: открытых, жестоких гонений, преследований, угроз,
побоев, тюрьмы, расстрелов? Отнюдь! Случаи для проявления
смирения дает сама жизнь, каждодневная, будничная жизнь, дает
сколько угодно, в любом количестве.
Приобретается смирение мелкими, ежедневными
победами над собой. Пусть эти победы станут для нас привычными,
естественными. Пусть униженный и страдающий Христос стоит
всегда перед нашими глазами. Будем в начале поступать, как
будто мы уже были смиренны, и мало по малу мы станем
втягиваться в смирение, оно станет привычным, оно укрепится,
укоренится в нас.
Любовь к униженному Христу сделает нам всякие
лишения, противоречия, трения сперва ими, и не только будем
переносить их с терпением и безропотно, но станем искать их.
Это значит, что мы уже дошли до третьей степени смирения,
которая открывает путь ко всем добродетелям. Это значит, что мы
уже созрели для больших испытаний, если Богу угодно будет
послать их.
Лишениями и унижениями была исполнена чаша,
испитая Христом. Этого для меня достаточно. Я не могу
допустить, чтобы Христос пил ее один!
Протестанты, по крайней мере некоторые секты их,
- мы можем только пожалеть их, - смотрят иначе. Они считают,
что унижения Христа освобождают их от унижений, Его страдания –
от страданий, Его любовь – от любви.
Мы, католики, как впрочем, и наши братья –
диссиденты, конечно, не согласны с
ними.
Для священника мало первой степени смирения.
Хороший священник тот, кто достиг второй степени и стремится к
третьей. Совершенный священник обладает третьей степенью
смирения.
Схематически, образно, я представляю себе три
степени смирения так:
На первой степени человек всегда чувствует над
собою, на большой высоте, Христа. Он, что называется, «ходит
под Богом». Страх преступить заповеди заставляет его не
уклоняться от исполнения их.
На второй степени человек чувствует Христа рядом
с собою, близко от себя, и, постоянно думая о Нем, стремится
всегда и во всем угождать Ему.
И на третьей степени, наконец, человек чувствует
Христа в себе, и горя любовью к Нему, во всем старается
походить на Него, отождествлять себя с
Ним.
Заключительная
беседа. Просить у
Христа, чтобы Он дал силы, веры и любви, чтобы стремиться к
высшей ступени смирения и достичь
ее.

|