НАСТАВЛЕНИЕ
4-ГО ДНЯ
СВЯЩЕННИК И
БОЖЬЯ МАТЕРЬ
Невозможно быть хорошим священником без глубокой
преданности и всецелой приверженности Божьей Матери. Чтобы
укрепиться в них, чтобы развить их в нас,
подумаем
О благорасположении Божьей Матери к
священникам,
Об Ее могуществе и
О месте, подобающем Ей в жизни
священника.
Благорасположение Божьей Матери к
священникам.
Благорасположение Божьей Матери объясняется, во
первых, миссией священника. Преисполненная любви ко Христу,
Божья Матерь имеет одно желание, чтобы дело Ее Сына
продолжалось с успехом, чтобы оно удавалось, чтобы люди были
спасены. Взгляд Ее поэтому с особым доброжелательством обращен
на священников, как на продолжателей дела Ее Сына, как на
необходимых посредников между Богом и
грешниками.
Священники «соль земли» (Мат. 5, 13). Что будет,
если она потеряет силу? Они «свет мира» (Мат. 5, 14). Что
будет, если он погаснет? Они заместители Христа (Ио. 20, 21).
Что будет, если они исчезнут?
Внимательность и нежность, которыми Божья Матерь
окружала Христа от яслей до распятия, Она перенесла затем на
Его Апостолов, и далее на всех священников, продолжателей того
же дела.
На небе Ее любовь к Божественному Сыну и
стремление к возрождению мира, конечно, не ослабели. Напротив,
взгляды Ее расширились. С высот, на которых Она царит вместе с
Сыном, Она следит за всеми, кто верен Ей, в особенности же за
теми, от кого зависит осуществление Ее пожеланий, за теми, кто
занят спасением душ, их очищением и
освящением.
Другой причиною Ее расположения является
жертвенность священников. Если человек выбирает себе занятие,
сопряженное с лишениями и самоотвержением, он не может
почитаться простым наемником: он предан своему идеалу и
трудится для его торжества. Так именно обстоит дело со
священником. Из добродетелей его, конечно, особенно ценно – в
глазах Божьей Матери – целомудрие, отказ от брака и семейных
радостей. И если одиночество священника кажется иногда тяжелым,
то вспомним об особом благожелательстве и попечительстве,
которыми наша Небесная Покровительница награждает тех, кто
приносит жертвы…
Одиночество… Припоминаю, в связи с этим чувством,
случай из столь короткой, но в то же время столь поучительной и
назидательной, жизни юного и большого святого, Станислава
Костка. Из любви ко Христу, из-за желания поступить в Общество
Иисуса, он порвал с богатыми, знатными и могущественными
родителями. Лишившись родины, богатства, семьи, он пробирался,
как нищий, пешком, из Вены в Рим, преследуемый погоней
разгневанных родных. И вот уже вблизи Рима, в чужой стране,
среди чужих людей, на вопрос, очень ли ему тяжело одиночество,
он отвечает: «Нет, ведь у меня есть Мать, Которая меня любит».
Он говорил о Божьей Матери…
Да, Божья Матерь – наша Мать. Умирая на кресте,
Христос сказал Ей: «Се сын Твой». Церковь считает, что эти
слова относились не к одному Ап. Иоанну, а ко всем людям, ко
всем нам, так же, как и дальнейшие слова «Се Мать твоя». Это
Мать твоя, люби Ее, как Я Ее любил.
И если обращение это было сделано не к одному
любимому Ученику, а ко всем людям, то особенно оно должно
распространяться на священников, продолжателей апостольского
дела. И равным образом, распространяется на всех людей и, в
частности на священников, предсмертный завет Христа Божьей
Матери заботиться об Ап. Иоанне, как о сыне, любить его
Материнскою любовью.
Всякое слово Христа было законом для Его Матери,
тем более слова, сказанные в такое время, в такой обстановке,
на Кресте. Божья Матерь не могла забыть
их.
И Божья Матерь, конечно, любит нас, как
продолжателей дела Сына Ее, как Его усердных сотрудников, как
Его верных последователей. От всей души Она желает предохранить
нас от греха, помочь нам сделаться достойными священниками,
угодными Ее Сыну. Она желает помочь нам особенно, так как после
посвящения себя Непорочному Сердцу Ее в минувшем Декабре, мы
конечно обязаны к сугубой Ей преданности, но в то же время
можем надеяться на особливую Ее благосклонность, на нарочитую
Ее помощь.
Могущество Божьей Матери.
Но может ли пресв. Дева сделать все, что желает?
Обе Церкви, и восточная и латинская, отвечают на это
положительно. Восточная Церковь в каноне Пресв. Богородице
прямо говорит: «елика бо хощеши можеши»; а латинская – называет
Ее «Omnipotentia Supplex», то есть «ходатайствующее
всемогущество». Выражение это приписывается обычно Св.
Бернарду.
Где же источник этого
могущества?
Много авторов рассуждают так: Дав жизнь
Спасителю, Она осталась на веки Его Матерью. Как таковая, Она
не только может просить Его, но даже
приказывать…
Как знаменательно в этом отношении первое чудо
Иисуса Христа, совершенное в Кане Галилейской! Ведь совершено
оно по желанию и просьбе Богородицы, и совершено, несмотря на
первоначальный, и даже двойной, отказ. И все таки совершено,
ибо не мог Христос противостоять Своей Матери, Которая была в
этом уверена. «Делайте то, что Он вам скажет», спокойно заявила
Она слугам. (Ио. 2, 5). И как поучительно это Ее заявление:
послушанием и верою во Христа можно всего
достичь…
Есть еще одно место в Священном Писании, на
первый взгляд умаляющее значение Божьей Матери, на самом же
деле подкрепляющее его. «Кто будет исполнять волю Отца Моего
Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь» (Мат. 12, 50), иными
словами: послушание его делает его Мне более дорогим, чем брат
или сестра или мать по плоти… И дальше в том же Евангелии от
Матфея мы находим: (24, 46-47): «Блажен раб послушный… истинно
говорю вам, что над всем имением» будет он поставлен. Итак,
совершенное послушание дает право на неограниченную любовь
Христа и на полноту награды.
И вот Матерь Свою, Которую Христос возлюбил из
века, Он не только избавил от малейшего греха и порока, Он еще
украсил, и в высшей мере, Своею любимою добродетелью,
послушанием.
«Се раба Господня» (Лука, 1, 38) был ответ Пресв.
Девы во время Благовещения. Ответ, конечно, не случайный, ответ
внушенный Ей св. Духом, пожелавшим показать нам совершенство Ее
послушания. И, действительно, вся жизнь Пресв. Богородицы, от
Рождества Ее до Благовещения и от Благовещения до Успения, была
сплошным, непрерывным послушанием, которое по всей
справедливости заслужило Ей быть поставленной «над всем
имением».
И в награду Иисус Христос делает Ее нашей
заступницей, нашим ходатаем, нашей защитницей и подательницей
Божественныя благости, нашей молитвенницею, нашим пристанищем,
прибежищем и покровом, «предстательством христиан непостыдным,
ходатайством ко Творцу непреложным».
Существует старая легенда. Христос встречает в
раю много лиц «не в брачной одежде». На обращенный к Ап. Петру
упрек, Он получает ответ: «Я тут не при чем; все эти люди
проведены сюда через калитку, открытую им
Богородицею».
Св. Иоанн Дамаскин и Св. Бернар были главными
распространителями культа Божьей Матери на Востоке и на Западе,
и все последующие святые продолжали развивать
его.
Где Богородица, там и Христос. Протестанты
отвергли Богородицу, и храмы их лишены Христа. Православные
диссиденты чтут Ее, и Христос непреложно существует в их
Евхаристии.
Культ Божьей Матери является одним из лучших
факторов для сближения Церквей. В старой России, кроме хорошо
известных чудотворных икон Владимирской, Смоленской,
Тихвинской, Казанской, Иверской и других, было множество
местных чудотворных икон. Можно сказать, что они были рассеяны
по лицу всей Российской земли, до Дальнего Востока
включительно. Знаменитые католические святыни Ченстоховской
Божьей Матери в Ченстохове и Остробрамской в Вильне объединяли
в совместном почитании католиков и их отделенных братьев.
Непрерывной струей подходили к ним молящиеся двух
вероисповеданий, чтобы просить защиты и заступничества Той,
Кому эта защита и заступничество были вверены Христом, Той,
материнскому попечению Которой Христос поручил всех нас, Той,
Которую обе Церкви именуют Царицей
Небесной.
Место Божьей Матери в жизни
священника.
Место Божьей Матери в жизни священника определить
нетрудно, - место любящей Матери для всех верующих вообще,
Матери очень могущественной, нарочито поставленной Господом,
как наша Предстательница и Посредница, чтобы облегчить нам
обращение к Нему, даже в трудных случаях. Такова была воля
Того, Кто пожелал, чтобы мы получали все через Пресв. Деву
Марию. В особенности священники, - обязанности коих в данном
случае сводятся к двум: все просить через Нее и никогда при
этом не унывать.
Такой способ не может не нравиться Спасителю. Мы
доказываем им нашу скромность, наше мытарское смирение, и
одновременно оказываем наше почитание и доверие Божьей Матери,
Ее силе и доброте. «Милосердия двери отверзи нам благословенная
Богородице, надеющиеся на Тя не погибнем, но да избавимся Тобою
от бед: Ты бое си спасение рода
христианского».
Не будем же стесняться просить у Нее и вещей
нелегко исполнимых: как обращения закоренелых грешников, как
удачу в трудных делах, а главное собственного исправления и
освящения.
Вспомним Апостолов после
Голгофы.
Все они, кроме Ап. Иоанна, изменили Христу,
разбежались, были повинны в Его смерти. Казалось бы, последним
делом их было бы показаться на глаза Божьей Матери,
оплакивавшей Сына. И тем не менее они стали собираться к Той,
Которая была поставлена, за несколько часов до этого,
защитницей рода человеческого и, в частности, конечно
священников. Они приходили оплакивать свое падение и находили у
Нее, у этого «источника милосердия», утешение и надежду на
прощение. Она молилась с ними, молилась за них, и руководила
ими с материнскою нежностью до и после Пятидесятницы, и до и
после сошествия на них Св. Духа.
Мы хорошо знаем, кем стали Апостолы
впоследствии!

|