4-Й ДЕНЬ, 1-Е
РАЗМЫШЛЕНИЕ
ЦАРСТВО
ХРИСТА
1-е предисловие. Вид с птичьего полета на города и
селения Палестины, по которым ходил Христос, уча в синагогах
и проповедуя Евангелие Царствия (Мат. 9,
35).
2-е предисловие. Попросим у Христа не быть глухими к Его
призывам, а быть всегда готовыми с радостью и усердием
исполнять Его святую волю.
1-й пункт.
Как бы мы отозвались на призыв воображаемого
Вождя?
Представим
себе царя, чрезвычайно могущественного, наделенного всеми
качествами ума и сердца, великодушного, знатного,
помазанника Божья, окруженного всеобщей любовью, всеобщим
доверием, всеобщим почитанием. Представим себе, что этот
царь или вождь обратится с воззванием к своим народам и
призовет их участвовать в деле исключительной важности,
имеющем целью, скажем, освободить человечество от
гнетущих его зол и установить мир, правду и
справедливость. Успех дела не подлежит сомнению. Всем
сподвижникам и участникам обеспечена и слава и награда, в
соответствии с заслугами и понесенными
трудами.
Ясно, что
на воззвание такого царя должны будут откликнуться
немедленно и горячо его народы. Всякий будет считать за
честь быть под его знаменами, всякий будет находить для
себя выгодным быть участником.
2-й пункт.
Как отзовемся мы на призыв нашего истинного
Вождя?
Насколько
же более привлекательно и необходимо участие в деле, во
главе которого стоит не временный земной царь, а Царь
вечный, Иисус Христос. Как ни высоки и велики качества
только что упомянутого земного царя, они не могут
сравниваться с достоинствами Вечного Царя, обладателя
всех совершенств. Как ни властен придуманный нами царь,
могущество его не выдерживает никакого сравнения с
всемогуществом Христа, владельца неба и земли, нашего
Творца, нашего Учителя, нашего Высшего Блага, конечной
цели нашей жизни, нашего Бога. При этом наша служба Ему
неизменно сочетается с нашей высшей пользою и выгодою,
нашим спасением, и вознаграждение Его, по щедрости и
великодушию, превышает все то, что мы когда либо можем
себе представить. Где же нам найти иного подобного
Владыку?
Чтобы
хорошенько понять дело, к которому наш Господь хочет
привлечь нас, мы должны вникнуть в цель Его прихода на
землю и Его земных трудов. Очевидно, что эта цель была
исключительно возвышенной и превосходной. Чего добивался
Сын Человеческий на земле? Он хотел чести и славы Божьей,
ибо ничего не может быть выше сего, да и всякое создание
всегда должно стремиться к этому. Он хотел, по воле
Божьей, прославления Бога, посредством спасения и счастья
людей. Он хотел сделать счастливыми отдельных лиц, семьи,
народы, и здесь и в вечности, хотел привести их через
земное счастье к вечному блаженству. И поэтому Он хотел,
в первую голову, избавить их от власти греха, страстей и
сатаны, защитить и прочно обеспечить их свободу законами
и установлением большой общины, вселенского, всемирного
Царства, включающего все народы всех времен: царства
подлинного страха Божья, чистоты, мира и счастья, которое
превратилось бы впоследствии в Царство вечное,
божественное, небесное. Христос, следовательно, пришел в
этот мир, чтобы основать это Царство, и установил его в
Католической Церкви. Такова была цель Его жизни, Его
учения, Его примеров, Его работы, цель установленных Им
Таинств, цель Его страстей и
смерти.
Но от не
желал устанавливать этого Царства без помощи людей, Он
пожелал их сотрудничества. И Он призвал Апостолов, избрал
их, чтобы они делили с Ним Его труды и власть: Он сделал
из них основание Царства Церкви и вручил им ее
управление. Через них и их преемников это Царство должно
всегда существовать, защищаться и увеличиваться, и всякий
человек призван содействовать этому делу по мере своих
средств и возможностей. И каждый человек должен принять и
установить в своем сердце это Царство при помощи веры,
заповедей и благодати, должен быть, следовательно, частью
этого Царства, и должен, кроме того, согласно требованию
Воли Божьей и согласно способностям своим, содействовать
установлению его в сердцах других людей. Чтобы достичь
этого, всем и всякому надлежит начать и преследовать
борьбу других и в распространении Царства Христа. Вот, в
нескольких чертах, то дело, к участию в котором нас зовет
Спаситель: оно ничто иное, как продолжение Его дела и как
подражание Ему.
В связи с
ответом или откликом подданных на призыв Царя-Христа,
нужно заметить, что на службе Его большое разнообразие,
много различных постов и должностей. В войске Его, одни
воюют в подчинении, отдавая лишь свои труды, а иногда и
страдания, на общее дело, другие отдаются Ему всецело, до
последних сил и жизни. Есть разница в большем или меньшем
почине, в большем или меньшем размахе, разница в тактике,
наконец, в наступлении и обороне. И совершенно то же в
Подражании Христу, будь то в личном следовании Ему, в
установлении Царства Его в собственном сердце, будь то в
зарождении Его Царства в чужих сердцах. – И мы имеем
таким образом мирян и священников, духовенство белое и
духовенство черное, связанное особыми обетами, и огромное
множество всяких орденов и конгрегаций, созерцательных,
деятельных и смешанных, представителей Церкви учащей и
пасомой, тех, кто довольствуется соблюдением заповедей, и
тех, кто обязуется соблюдать и Евангельские предписания.
Но все они, несмотря на разновидности, направляют усилия
все к тому же насаждению Царства Иисуса Христа в них
самих и в ближних.
3-й пункт.
Почему мы следуем за нашим
Вождем?
Что же
побуждает людей следовать за Христом? Какие к тому
стимулы и двигатели? Их много. Они все неопровержимы,
неотразимы, и вообще и во всех
частностях.
1) Права
Иисуса Христа на нас, двойные права, и как Творца и как
Искупителя. Созданные Им, мы были Им искуплены,
следовательно, принадлежим Ему вдвойне и
всецело.
2)
Превосходство Его личности, Его гения, Его героизма, Его
святости, Его несказанной доброты и проч. и проч. Каких
только качеств нет у Него? Враги Христа говорят: «Он
слишком хорош, чтобы мог существовать в
действительности». А мы не это ответим: «Он слишком
хорош, чтобы быть выдуманным». Да, мы твердо знаем, что
Он существует и что Он еще гораздо и много лучше, чем мы
можем себе Его представить.
3) Его
благодеяния… Им нет числа… Крещение, Евхаристия, мое
призвание, все ведомые и неведомые дары Его благодати! Мы
ими покрыты, и не только покрыты, мы все сотканы из них.
Чтобы забыть их, мы должны потерять память и лишиться
сердца…
4) Его
прощения… Генерал, изменивший своему государю, осужден.
Он ждет казни. В темницу, вместо палачей, входит сам
государь. «Вы безумец, но храбрец! Что бы вы сделали,
если бы я подарил вам жизнь и вернул вам шпагу?» -
«Государь, я жизнь свою отдам за вас!» Не в таком же ли
положении находится грешник? Не должны ли подступить к
глазам его слезы, слезы Апостола Петра, слезы раскаяния,
благодарности, любви? Как могу я отказать Тому, Кто так
много мне простил?
И к этим
четырем доводам можно присоединить еще
четыре.
1)
Величие, благородство и справедливость дела, безупречного
и по природе, и по цели, и по
средствам.
2)
Необходимость для нас принять то или иное решение, быть
за или против. – Середины нет, колебаний быть не должно!
«Кто не со Мною, тот против Меня. Кто не собирает со
Мною, тот расточает». (Лука, 11, 23). Или Царство Бога
или царство мира и сатаны!
3) Успех
дела: будущность принадлежит ему. Победа вне сомнения. И
все будет вознаграждено так, как не может, не хочет и не
умеет вознаградить мир. Всякая жертва получит свою
награду, да еще какую, и
навсегда!
И еще 4-й
довод, чтобы откликнуться на призыв Христа, - примеры
святых. В них Христос нашел Себе достойных солдат и слуг.
Какой блестящий двор окружает Его! Он составлен из лучших
людей всех времен, всех стран и народов! Это отбор
человечества! И как святые ответили на Его призыв! И как
следовали они за Ним! С какой верностью и
самоотверженностью, с каким великодушием! И как за то они
вознаграждены! Какая честь, какой почет иметь место среди
них!
Призыв
Христа обращен ко всем, следовательно также и ко мне. Я
глубоко проникнут всеми приведенными доводами, я убежден
в их неотразимости. И я слышу голос Христа: «Я хочу
покорить всю землю, я хочу покорить моих врагов». –
«Каких, Господи? Где они?» - «Не ищи их далеко, не ищи их
вне себя. Не думай о мире, о дьяволе. Они ничего не могут
без помощи врагов, которые в тебе. Твоя чувственность,
твоя гордость, твое самолюбие, - вот враги, с которыми
следует бороться, которых нужно
уничтожить».
Конечно, я
буду бороться, и не сомневаюсь в победе, нужно только
хотеть ее. Ведь в этой борьбе погибает лишь тот, у кого
нет смелости хотеть победить и жить. Победителям же
обещано небо и вечное блаженство…
И в этой
борьбе я не буду одинок. Сам Христос не преминет помогать
мне. Чувственность нужно лечить умерщвлением, гордость
смирением, самолюбие и эгоизм – любовью к Богу и ближним.
Так учил нас Христос, и не словами только, но и на деле,
на примере. Чтобы помочь нашей немощи, чтобы облегчить
борьбу с нашей строптивой природой и закоренелыми
пороками, чтобы показать нам пример лечения, Он, в силу
совершенства Своего вовсе в нем не нуждаясь, прошел через
него до последних пределов, и умерщвления и смирения и
любви. Неужели же мы, столь в нем нуждающиеся, не
откликнемся на Его зов и не станем подражать Ему? Мы,
которые считаем себя Его слугами?
Да к тому
же, как ни велики были бы наши жертвы, как бы горька ни
была наша чаша, они всегда будут ничтожны по сравнению с
теми жертвами, которые принес Христос, единственно из
любви к нам, чтобы показать нам пример и открыть путь в
Свое Царство.
Заключительная
беседа. Обещать
Христу, Царю и Вседержителю нашему, неотступно следовать по
Его стопам. Просить у Христа сил сдержать это
обещание.

|