4-Й ДЕНЬ, 1-Е РАЗМЫШЛЕНИЕ  

 

ЦАРСТВО ХРИСТА 

 

1-е предисловие. Вид с птичьего полета на города и селения Палестины, по которым ходил Христос, уча в синагогах и проповедуя Евангелие Царствия (Мат. 9, 35). 

 

2-е предисловие. Попросим у Христа не быть глухими к Его призывам, а быть всегда готовыми с радостью и усердием исполнять Его святую волю. 

 

1-й пункт. Как бы мы отозвались на призыв воображаемого Вождя? 

 

Представим себе царя, чрезвычайно могущественного, наделенного всеми качествами ума и сердца, великодушного, знатного, помазанника Божья, окруженного всеобщей любовью, всеобщим доверием, всеобщим почитанием. Представим себе, что этот царь или вождь обратится с воззванием к своим народам и призовет их участвовать в деле исключительной важности, имеющем целью, скажем, освободить человечество от гнетущих его зол и установить мир, правду и справедливость. Успех дела не подлежит сомнению. Всем сподвижникам и участникам обеспечена и слава и награда, в соответствии с заслугами и понесенными трудами. 

Ясно, что на воззвание такого царя должны будут откликнуться немедленно и горячо его народы. Всякий будет считать за честь быть под его знаменами, всякий будет находить для себя выгодным быть участником. 

 

2-й пункт. Как отзовемся мы на призыв нашего истинного Вождя? 

 

Насколько же более привлекательно и необходимо участие в деле, во главе которого стоит не временный земной царь, а Царь вечный, Иисус Христос. Как ни высоки и велики качества только что упомянутого земного царя, они не могут сравниваться с достоинствами Вечного Царя, обладателя всех совершенств. Как ни властен придуманный нами царь, могущество его не выдерживает никакого сравнения с всемогуществом Христа, владельца неба и земли, нашего Творца, нашего Учителя, нашего Высшего Блага, конечной цели нашей жизни, нашего Бога. При этом наша служба Ему неизменно сочетается с нашей высшей пользою и выгодою, нашим спасением, и вознаграждение Его, по щедрости и великодушию, превышает все то, что мы когда либо можем себе представить. Где же нам найти иного подобного Владыку? 

Чтобы хорошенько понять дело, к которому наш Господь хочет привлечь нас, мы должны вникнуть в цель Его прихода на землю и Его земных трудов. Очевидно, что эта цель была исключительно возвышенной и превосходной. Чего добивался Сын Человеческий на земле? Он хотел чести и славы Божьей, ибо ничего не может быть выше сего, да и всякое создание всегда должно стремиться к этому. Он хотел, по воле Божьей, прославления Бога, посредством спасения и счастья людей. Он хотел сделать счастливыми отдельных лиц, семьи, народы, и здесь и в вечности, хотел привести их через земное счастье к вечному блаженству. И поэтому Он хотел, в первую голову, избавить их от власти греха, страстей и сатаны, защитить и прочно обеспечить их свободу законами и установлением большой общины, вселенского, всемирного Царства, включающего все народы всех времен: царства подлинного страха Божья, чистоты, мира и счастья, которое превратилось бы впоследствии в Царство вечное, божественное, небесное. Христос, следовательно, пришел в этот мир, чтобы основать это Царство, и установил его в Католической Церкви. Такова была цель Его жизни, Его учения, Его примеров, Его работы, цель установленных Им Таинств, цель Его страстей и смерти. 

Но от не желал устанавливать этого Царства без помощи людей, Он пожелал их сотрудничества. И Он призвал Апостолов, избрал их, чтобы они делили с Ним Его труды и власть: Он сделал из них основание Царства Церкви и вручил им ее управление. Через них и их преемников это Царство должно всегда существовать, защищаться и увеличиваться, и всякий человек призван содействовать этому делу по мере своих средств и возможностей. И каждый человек должен принять и установить в своем сердце это Царство при помощи веры, заповедей и благодати, должен быть, следовательно, частью этого Царства, и должен, кроме того, согласно требованию Воли Божьей и согласно способностям своим, содействовать установлению его в сердцах других людей. Чтобы достичь этого, всем и всякому надлежит начать и преследовать борьбу других и в распространении Царства Христа. Вот, в нескольких чертах, то дело, к участию в котором нас зовет Спаситель: оно ничто иное, как продолжение Его дела и как подражание Ему. 

В связи с ответом или откликом подданных на призыв Царя-Христа, нужно заметить, что на службе Его большое разнообразие, много различных постов и должностей. В войске Его, одни воюют в подчинении, отдавая лишь свои труды, а иногда и страдания, на общее дело, другие отдаются Ему всецело, до последних сил и жизни. Есть разница в большем или меньшем почине, в большем или меньшем размахе, разница в тактике, наконец, в наступлении и обороне. И совершенно то же в Подражании Христу, будь то в личном следовании Ему, в установлении Царства Его в собственном сердце, будь то в зарождении Его Царства в чужих сердцах. – И мы имеем таким образом мирян и священников, духовенство белое и духовенство черное, связанное особыми обетами, и огромное множество всяких орденов и конгрегаций, созерцательных, деятельных и смешанных, представителей Церкви учащей и пасомой, тех, кто довольствуется соблюдением заповедей, и тех, кто обязуется соблюдать и Евангельские предписания. Но все они, несмотря на разновидности, направляют усилия все к тому же насаждению Царства Иисуса Христа в них самих и в ближних. 

 

3-й пункт. Почему мы следуем за нашим Вождем? 

 

Что же побуждает людей следовать за Христом? Какие к тому стимулы и двигатели? Их много. Они все неопровержимы, неотразимы, и вообще и во всех частностях. 

1) Права Иисуса Христа на нас, двойные права, и как Творца и как Искупителя. Созданные Им, мы были Им искуплены, следовательно, принадлежим Ему вдвойне и всецело. 

2) Превосходство Его личности, Его гения, Его героизма, Его святости, Его несказанной доброты и проч. и проч. Каких только качеств нет у Него? Враги Христа говорят: «Он слишком хорош, чтобы мог существовать в действительности». А мы не это ответим: «Он слишком хорош, чтобы быть выдуманным». Да, мы твердо знаем, что Он существует и что Он еще гораздо и много лучше, чем мы можем себе Его представить. 

3) Его благодеяния… Им нет числа… Крещение, Евхаристия, мое призвание, все ведомые и неведомые дары Его благодати! Мы ими покрыты, и не только покрыты, мы все сотканы из них. Чтобы забыть их, мы должны потерять память и лишиться сердца… 

4) Его прощения… Генерал, изменивший своему государю, осужден. Он ждет казни. В темницу, вместо палачей, входит сам государь. «Вы безумец, но храбрец! Что бы вы сделали, если бы я подарил вам жизнь и вернул вам шпагу?» - «Государь, я жизнь свою отдам за вас!» Не в таком же ли положении находится грешник? Не должны ли подступить к глазам его слезы, слезы Апостола Петра, слезы раскаяния, благодарности, любви? Как могу я отказать Тому, Кто так много мне простил? 

И к этим четырем доводам можно присоединить еще четыре. 

1) Величие, благородство и справедливость дела, безупречного и по природе, и по цели, и по средствам. 

2) Необходимость для нас принять то или иное решение, быть за или против. – Середины нет, колебаний быть не должно! «Кто не со Мною, тот против Меня. Кто не собирает со Мною, тот расточает». (Лука, 11, 23). Или Царство Бога или царство мира и сатаны! 

3) Успех дела: будущность принадлежит ему. Победа вне сомнения. И все будет вознаграждено так, как не может, не хочет и не умеет вознаградить мир. Всякая жертва получит свою награду, да еще какую, и навсегда! 

И еще 4-й довод, чтобы откликнуться на призыв Христа, - примеры святых. В них Христос нашел Себе достойных солдат и слуг. Какой блестящий двор окружает Его! Он составлен из лучших людей всех времен, всех стран и народов! Это отбор человечества! И как святые ответили на Его призыв! И как следовали они за Ним! С какой верностью и самоотверженностью, с каким великодушием! И как за то они вознаграждены! Какая честь, какой почет иметь место среди них! 

Призыв Христа обращен ко всем, следовательно также и ко мне. Я глубоко проникнут всеми приведенными доводами, я убежден в их неотразимости. И я слышу голос Христа: «Я хочу покорить всю землю, я хочу покорить моих врагов». – «Каких, Господи? Где они?» - «Не ищи их далеко, не ищи их вне себя. Не думай о мире, о дьяволе. Они ничего не могут без помощи врагов, которые в тебе. Твоя чувственность, твоя гордость, твое самолюбие, - вот враги, с которыми следует бороться, которых нужно уничтожить». 

Конечно, я буду бороться, и не сомневаюсь в победе, нужно только хотеть ее. Ведь в этой борьбе погибает лишь тот, у кого нет смелости хотеть победить и жить. Победителям же обещано небо и вечное блаженство… 

И в этой борьбе я не буду одинок. Сам Христос не преминет помогать мне. Чувственность нужно лечить умерщвлением, гордость смирением, самолюбие и эгоизм – любовью к Богу и ближним. Так учил нас Христос, и не словами только, но и на деле, на примере. Чтобы помочь нашей немощи, чтобы облегчить борьбу с нашей строптивой природой и закоренелыми пороками, чтобы показать нам пример лечения, Он, в силу совершенства Своего вовсе в нем не нуждаясь, прошел через него до последних пределов, и умерщвления и смирения и любви. Неужели же мы, столь в нем нуждающиеся, не откликнемся на Его зов и не станем подражать Ему? Мы, которые считаем себя Его слугами? 

Да к тому же, как ни велики были бы наши жертвы, как бы горька ни была наша чаша, они всегда будут ничтожны по сравнению с теми жертвами, которые принес Христос, единственно из любви к нам, чтобы показать нам пример и открыть путь в Свое Царство. 

 

Заключительная беседа. Обещать Христу, Царю и Вседержителю нашему, неотступно следовать по Его стопам. Просить у Христа сил сдержать это обещание.