НАСТАВЛЕНИЕ
2-ОГО ДНЯ
СВЯТОЙ
ГОД
Происхождение святого или юбилейного года очень
древнее. Начало его восходит к временам Ветхого Завета. Слово
«юбилей» производят от древнееврейского «иобель», бараний рог,
в который трубили при наступлении каждые 50 лет и был связан с
огромными льготами и милостями: возвращением земель прежним
владельцам, прощением долгов, освобождением рабов и другими
мерами, направленными к восстановлению справедливости и
правды.
В христианскую эру стали праздновать, как
юбилейный или святой год, соединенный с прощением грехов и
другими духовными милостями, год, начинавший новое столетие. Об
этом свидетельствуют средневековые хроники и
записи.
Официально Церковь установила празднование
Святого Года в 1300 году. Папа Бонифаций VIII-й объявил этот
год юбилейным. В Латеранской базилике Св. Иоанна, с правой
стороны от входа, имеется фреска, приписываемая Джиотто,
изображающая это событие, а равно надпись, что семья Каетани в
18 веке приняла меры, чтобы предохранить эту ценную фреску от
порчи.
Итак, первым официальным Святым Годом, годом
покаяния, прощения и примирения с Богом чрез Церковь, был
тысяча трехсотый год. Успех его превзошел все ожидания. Наплыв
был чрезвычайный. Пешком, верхом, в тележках, из ближних и
дальних стран все устремились в Рим. Историки утверждают, что
число паломников за этот первый Святой Год доходило до двух
миллионов, что до 30-и тысяч их входило и выходило ежедневно
через городские ворота и что до 200.000 их непрерывно пребывало
в городе. Прокормление и размещение их были трудными
проблемами. – для стяжания юбилейных индульгенций требовалось,
кроме других условий, посещение пешком базилик Св. Петра и Св.
Павла, для местных жителей в течение 30 дней, для пришельцев в
течение 15-ти дней. – Из знаменитых участников первого юбилея
называют, кроме королей и принцев, Джиотто, Чимабуе и Данте.
Последний несколько раз упоминает в своих стихах об этом
юбилее.
Следующий, второй юбилей, был в 1350 году.
Несмотря на отсутствие из Рима Папы Климента VI-го, находившегося в Авиньоне и приславшего в
Рим своих представителей, статистики считают, что между
Рождеством и Троицею число паломником доходило до 1.200.000 и.
что ко дням Вознесения и Троицы их было до 800.000. Среди
участников юбилея называют, кроме королей и великих мира сего,
Св. Бригиду Шведскую и ее дочь Св. Екатерину, поэта Петрарку,
трибуна Кола ди Риенцо.
Из последующих юбилеев юбилей 1400 года называют
юбилеем «белых самобичевальщиков». В власяницах и белых мешках,
эти самобичующие братства шли, с юга Франции и из разных
провинций Италии (одна, красная ныне, Эмилия прислала их
25.000) нескончаемыми веерницами с пением молитв по дорогам
Италии и улицам Рима, направляясь в базилики
Апостолов.
Юбилей 1450 года именуют «юбилеем шести святых»,
вследствие участия в нем 6-ти святых, впоследствии
канонизованных: Иоанна дела Марка, Иоанна Капистрано, Петра
Регалато, Диэго ди Алкала, Риты да Кашиа, Екатерины Болонской.
Юбилей этот был омрачен катастрофой: до 200 человек было
раздавлено на мосту Сант-Анджело.
С 1475 года юбилеи стали справляться каждые 25
лет.
С 1500 года Папой Александром VI введен
существующий и поныне торжественный обряд открытия и закрытия
Св. Врат и прохождение чрез них паломников в 4-х Римских
базиликах. И на этот раз наплыв иностранцев был огромный, в
особенности из стран Средней Европы.
Следующий юбилей 1525 года прошел под знаком
реформации. Последняя не могла не нанести ему ущерба. Повредили
ему также войны в Италии и эпидемии. На враждебные выходки
протестантов Папа Климент VII-й ответил всепрощающим жестом:
была вычеканена медаль с изображением Иосифа, прощающего своим
братьям.
Юбилей 1550 года был отражением начавшейся
противореформы. Среди знаменитых участников его мы можем
назвать Св. Игнатия Лойола и Св. Филиппа Нери, а равно время
этого и во время последующего юбилея, чрезвычайно энергичную
деятельность, образовав свои прославленные братства.
Деятельность их была религиозно-нравственной, для поднятия
духовного и морального уровня среди паломников, и
человеколюбивой филантропической, по размещению и прокормлению
их и по уходу за больными.
Во время юбилея 1575 года Св. Филипп Нери кормил
постоянно до 100.000 бедных паломников и лечил в больницах до
150.000 больных. Не меньшее человеколюбие проявлял во время
того же юбилея другой святой, Св. Камилло де Леллис, всецело и
самоотверженно отдавшийся уходу за неизлечимыми и заразными.
Среди других участников мы можем отметить, кроме обычных
королей и принцев, Архиепископа Миланского Св. Карла
Борромейского и поэта Торквато Тассо.
Помимо братств, размещением и прокормлением
паломников стали заниматься, с этого приблизительного времени,
и национальные организации всех стран, представленных в Риме.
При национальных церквах они начали устраивать странноприимные
дома для своих паломников. К странам этим принадлежала и
Польша. По Венскому конгрессу 1814 года, польская церковь Св.
Станислава на Via della Botteghe Oscure и ряд странноприимных
домов при ней досталась России, которая в течение ста лет
управляла ими, а по восстановлении Польши вернула их
ей.
Четыре юбилея 17-го века считаются Римскими
историками особенно блестящими. Рим оправился после удара,
нанесенного ему протестантами. Возрожденное на Тридентском
соборе католичество вновь окрепло, восторжествовав над своими
врагами. Торжество это хорошо выражает Римский барокко, стиль и
сейчас преобладающий в Риме и наложивший отпечаток бесподобного
величия на главные красоты его: его соборы, дворцы, площади,
перспективы, фонтаны. Мы можем себе представить, как пышны и
величественны были церковные торжества в Риме 17-го века.
Приток паломников был исключительно большой. Так, в 1600 году
статистки насчитывают до трех
миллионов.
Гораздо скромнее были юбилеи следующего, 18-го
века. В 1700 году кончина Папы и пустование, вдовство Св.
Престола, в течение двух месяцев, а затем разливы Тибра и
наводнения, не могли не отозваться на успехе первого юбилея
этого века.
Третий юбилей этого столетия, в 1750 году, был
наиболее удачным и собрал в стены Рима более миллиона
паломников. Об этом юбилее сказал Вольтер: «Еще один юбилей и
ничего не останется от философии».
Антирелигиозные силы не дремали и продолжали свой
натиск на Рим. Под их влиянием в 1773 году были упразднены
иезуиты. В сентябре 1774 года скончался Папа. Конклав затянулся
на пять месяцев. И только в феврале 1775 года был объявлен
новым Папой Святой Год, в укороченном виде. Понятно, что
паломники уже исчислялись не миллионами, а лишь сотнями тысяч.
В 1775 году их насчитывали 300.000.
Следующий юбилей, на переломе столетия, вовсе не
состоялся из-за политических событий. Рим был занят французами.
Даже Конклав должен был собраться вне Рима, в
Венеции.
После Наполеоновских войн, умиротворения Европы и
возвращения Папы в Рим, был отпразднован юбилей 1825 года,
единственный в 19 веке, так как и в 1850 и в 1875 годах они не
могли состояться снова из-за политических
событий.
Следующий юбилей был только в 1900 году. Объявлен
он был Папою Львом XIII-м, так много сделавшим для
международного престижа Св. Престола. Лев XІІІ был живым звеном
между двумя юбилеями, разделенными 75 годами. В 1825 году он,
14-тилетним семинаристом, читал латинские стихи Папе Льву
XІІ-му после открытия им Св. Врат Собора Св. Петра. В 1900 году
он сам, 80-летним старцем, открывал их. Юбилей этот был удачным
во всех отношениях.
Так же удачны были и два последующих юбилея,
объявленных Пием XІ-м, в 1925 и 1933 годах.
Последний был
чрезвычайным, в воспоминание 19-ти веков, прошедших со
времени нашего искупления.
Что же сказать про нынешний
XXV-й
год? Статистику и итоги подводить рано: Святой Год еще
продолжается. Но уже теперь можно считать его не только
одним из самых удавшихся, но и превзошедшим все остальные
юбилеи. Он превзошел все другие, и по подготовке –
вспомним проповеди отца Ломбардии, его Crociata della
bontà, с которого он начался, и по осуществлению, и по
числу и блеску беатификаций и канонизаций новых святых, и
по огромному значению предстоящего провозглашения нового
догмата. Он превзошел все другие и по количеству
паломников, несмотря на то, что значительная часть света,
находящаяся в тисках коммунизма, лишена возможности
участвовать в нем. Зачастую базилика Св. Петра не могла
вместить всех желавших проникнуть в нее, вследствие чего
некоторые церемонии и приемы приходилось переносить на
площадь.
Бросается в глаза универсальность нынешнего
Святого Года, его всемирность. Принимают в нем участие люди из
самых отдаленных мест, люди самых разнообразных стран, народов,
рас, цветов, континентов. И все они объединены одной верой,
одним идеалом доброй христианской жизни, спаяны одним желанием
осуществления Царства Христа, под водительством Его
Наместника.
Мне не пришлось иметь прямого отношения к
организациям Святого года. Были у меня лишь отдельные беседы со
священниками и простыми паломниками разных стран. Общее
впечатление превосходное, в высшей степени назидательное.
Сколько духовного подъема, высокой душевной радости пришлось
мне видеть и наблюдать! Сколько поучительных
примеров.
Довелось мне, между прочим, встретиться с
приятелем после 36 лет разлуки. Тогда он был богатым
протестантом, тщетно метавшимся за счастьем. Сейчас он бедный
католик, нашедший счастье в вере; приезжал паломником из Швеции
с молодым сыном, мечтающим о
священстве.
Пришлось мне также быть свидетелем обращений,
обретения утраченной веры, которые я не могу назвать иначе, как
чудесными, и за которые мы можем только благодарить и славить
Бога.
Закончим настоящее наставление Молитвой Святого
Года. «Всемогущий и Вечный Боже, от всей души благодарим Тебя
за великий дар Святого Года. Отче Небесный, Ты видишь все, Ты
испытуешь и управляешь сердцами людей, сделай же их послушными
гласу Твоего Сына в это время благодати и спасения. Да будет
Святой Год для всех годом очищения и освящения, годом
внутренней жизни и исправления, годом великого обращения и
великого всепрощения. Ниспошли тем, кто страдает за веру под
гнетом гонений, Твой дар крепости, чтобы соединить их со
Христом и с его Церковью. Сохрани, Господи, на земле Наместника
Сына Твоего, Епископов, священников, иноческий чин и всех
верных. Устрой так, чтобы все – священники и мирские, молодые,
возмужалые и старые, в тесном единении мысли и чувств, слились
во единую несокрушимую скалу, о которую разбилась бы ярость
врагов Твоих. Благодать Твоя да воспламенит во всех людях
любовь к великому множеству страждущих, которых нищета и горе
принуждают вести образ жизни недостойный человека. Возбуди в
душах тех, кто Тебя зовет Отцом, голод и жажду социальной
справедливости и братской любви на деле и во истине. «Даруй,
Господи, мир во дни наши», мир душам нашим, мир семьям, мир
родине нашей, мир между народами. Пусть радуга умиротворения и
безмятежия ясным светом своего свода покроет Землю, освященную
жизнью и страданиями Твоего Божественного Сына. Боже всякого
утешения! Глубоко наше ничтожество, велика наша вина,
бесчисленны наши нужды; но еще большим является наше упование
на Тебя. Сознавая наше недостоинство, поручаем, как дети, нашу
судьбу в Твои руки, принося наши смиренные молитвы в единении с
заслугами Пресвятой Девы Марии и всех Святых. Подай болящим
безропотность и здоровье, юношам силу и веру, девам чистоту,
отцам благоденствие и святость семейного очага, матерям
действенность их воспитательного призвания, сиротам нежную
опеку, беженцам и пленным отечество, всем же Твою Благодать как
начаток и залог вечного счастья на небе.
Аминь!»

|