2-Й ДЕНЬ, 3-Е
РАЗМЫШЛЕНИЕ
Ад
В нынешние времена проповедники обычно избегают
распространяться об аде и вечных муках, и если касаются их, то
сильно их смягчают. Не так поступали Отцы Церкви, не так
Апостолы, не так Сам Христос.
1-е предисловие: Представим себе грешников в аду, их
нестерпимые муки, их плач и скрежет
зубовный.
2-е предисловие: Будем просить Господа, как великую
милость, страха адских мучений, страха разумного,
спокойного, действенного, который удерживал бы нас от
грехов, в особенности в том случае, если бы наша любовь ко
Христу была недостаточной, чтобы удержать нас от
них.
Остановимся
на трех вопросах и постараемся вникнуть в них: 1) обратим
наше внимание на настойчивость, с которой говорил
Спаситель об аде, 2) попытаемся объяснить себе, почему Он
так говорил и 3) подумаем о том, что Он
говорил.
1-й пункт.
Настойчивость, с которой говорил
Христос
Проповедуй,
настой, обличи грешников «во время и не во время», писал
Ап. Павел Тимофею (2, 4, 2). Так именно, снедаемый
ревностью к душам, говорил об аде Христос, «во время и не
во время», к случаю и без случая. Конечно, Он не говорил
о нем исключительно, - Ему надлежало открыть много других
тайн; Он не говорил о нем в первых проповедях, - Он
оттолкнул бы
слушателей; Он не говорил о нем предпочтительно, - нет,
речи о блаженствах и брачных пирах были ближе Его
милосердию. Но Он говорил об аде с начала до конца Своей
проповеди; в Евангелии мы встречаем речь о нем в 15-ти
местах, и с какой твердой решительностью! «И если
соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному
войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в
огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не
угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее:
лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами
быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их
не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой
соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом
войти в Царство Божие, нежели с двумя глазами быть
ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает, и
огонь не угасает». (Марк, 9,
43-48).
Он говорил
об аде особенно часто Своим близким, потому что Он больше
любил их. Мать запрещает играть с огнем всем детям, но
особенно строго собственным.
Он
упоминал об аде даже во время Тайной Вечери, говоря про
Иуду – предателя: «Лучше было бы этому человеку не
родиться» (Мат. 26, 24). И еще: «Кто не пребудет во Мне,
извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви
собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ио. 15, 6).
Он не говорил «сгорят», подобно дровам на костре,
превращающимся в пепел и исчезающим, Он говорил
«сгорают», ибо осужденные будут сгорать бесконечно! И
говорил Он это при прощании с учениками, как последний
завет, чтобы страх вечного огня никогда не покидал
их.
Говорил
Христос с удивительной настойчивостью и с невероятной
силой. Это отнюдь не было умышленным преувеличением.
Преувеличения недостойны Его, как Бесконечной Мудрости и
Правды. Да и все выражения Его мы должны принимать
дословно, «согласно букве».
2-й пункт.
Почему Христос так говорил об
аде?
Руководился
Он, говоря так, единственно опасением за нас, и потому,
что Ему хорошо были известны требования святости,
требования Божьего правосудия и непреложные законы
спасения.
Мы охотно
представляем себе кару Божью умеренной, как представляем
себе, что Бог больше нас, даже гораздо больше, что Он
справедливее нас, гораздо справедливее, но мы обычно не
отдаем себе ясного отчета во всей бесконечности Божьего
величия и беспредельности гнева Божья. Бесконечное
отвращение Его ко злу при бесконечном Его могуществе, вот
чего мы подлинно должны бояться. Христос хорошо все это
понимал, и желая всех нас искупить Своей Кровью, всех
спасти, всех сделать «сонаследниками Своими, наследниками
Божьими» (Рим. 8, 17), не прекращал предупреждать о
грозной опасности, предупреждать всех нас и, в частности,
конечно тех, кого Он избрал для спасения
остальных.
Имеется
еще одно соображение, которым мог руководиться Христос.
Это обольщения дьявола и его присных, которые стараются
внушить нам, что опасность ада преувеличенная, что у Бога
больше милосердия, чем строгости, и тем усыпить и
успокоить нашу совесть. Подобные рассуждения, даже если
они непродуманны и бессознательны, гибельны для
нас.
Страх ада,
который непрестанно сопровождается мыслью о бесконечном
милосердии вместе с мыслью о бесконечной справедливости и
бесконечном отвращении последней ко злу, совершенно
необходим. Он держит нас в повиновении, и наличие чувства
страха признак благости и залог предопределения. Наделены
были этим страхом все большие святые, и Христос старался
внушить его всем во время земной Своей
проповеди.
Даруй мне
его, Господи, дабы я не был вовлечен в искушения! Я хочу
служить Тебе любовью во все дни; но если бы любовь моя
стала слабеть, то пусть удерживает меня страх! Даруй мне
его! «Спригвозди мя страху
Твоему».
3-й пункт.
Что говорит Христос об аде?
Христос
настаивает на двух мучениях: на огне и на осуждении или
проклятии, а равно на их вечной длительности, до
бесконечности их отягчающей.
Огонь. Где
он? Мы не знаем. Что порождает его? Горение ли дерева,
угля или раскаленной лавы, кипящей тысячелетиями в недрах
земли? Электричество ли это, иные неизвестные нам волны и
лучи? Не ведаем!
Подобен ли
он нашему огню? Да, он, как и наш огонь, причиняет ожоги
и страшные боли. Если бы он не «горел», Спаситель не стал
бы называть его «огнем». Однако, есть и разница. Наш
огонь уничтожает в несколько мгновений нашу плоть, огонь
же ада ничего не разрушает, в частности человеческого
ощущения, человеческой чувствительности: «Я мучусь в
пламени сем!» (Лука, 16, 24), вопиет богач к Аврааму и
Лазарю. Значит тело его остается. Здешний огонь
воспламеняется и затем гаснет; адский же огонь
«неугасимый» (Мат. 3, 12), (Марк, 9, 43). Наш огонь
служит нашим потребностям, это дар Провидения. Адский же
огонь «уготован» Всемогущим для «проклятых», для дьявола
и ангелов его (Мат. 25, 41), чтобы наказать их, и чтобы
показать, что «Бог поругаем не бывает» (Галл. 6, 7).
Таким образом разница между здешним и загробным огнем
огромная!
Небольшая
боль, скажем у больного, неспособного переменить
положения в постели, становится, если она длительна,
невыносимой. Что же ожидает тех, кто будет заживо и
навсегда погребен в пламени? Как вынести подобные
мучения?
Допустим,
что в течение тысячи лет я могу позволить себе все
возможные удовольствия и прихоти, все вообразимые и
невообразимые удовлетворения, чтобы затем искупить их в
вечном огне. Разве я поколебаюсь отказаться от них,
отвергнуть их, если я хорошенько подумаю? И в то же
время, как ничтожны и преходящи теперь все
удовлетворения, доставляемые грехом? Допустим, что в
течение тысячи лет я должен подвергаться самым ужасным
страданиям, чтобы избежать навсегда вечного огня. Разве я
поколеблюсь принять их по здравом обсуждении? Вместе с
тем, как ничтожны теперь мои жертвы, требуемые
послушанием законам Божьим!
Если бы
мысль о вечном огне была всегда со мною, я никогда не
согласился бы на смертный грех, никогда не пожелал бы
подвергаться его опасности!
Прими,
Господи, мои решения. Укрепи их, сделай их
непоколебимыми: дабы заповеди Твои никогда не вызывали во
мне сомнений, дабы я никогда не подвергался опасности
нарушать их!
Осуждение.
Самое страшное наказание – отстранение навсегда от
вечного «брачного пира», от «вечной вечери». Вечный
брачный пир, - Христос выбрал этот образ, как наиболее
понятный для простых людей, как олицетворение избытка,
богатства и нескончаемой радости. Лучше осведомленные, мы
знаем, что он выражает «участие в наследстве Слова Божья»
(Рим. 8, 17), участие в жизни и счастья Самого Бога (1-е
Ио. 3, 2).
И вот, Сам
Христос утверждает, что осужденные никогда не будут
допущены к этому вечному
празднику.
Так,
«неразумные девы», хотя и приглашенные, приходят поздно.
Они стучат в двери «брачного пира», но жених отталкивает
их, говоря: «не знаю вас!» (Мат, 25,
1-13).
И далее,
еще более определенная угроза, еще более жесткие слова:
«многие скажут Мне в тот день: Господи, Господи! Не от
Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем
бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса
творили? – И тогда Я объявлю им: Отойдите от Меня
делающие беззаконие. Я никогда не знал вас!» (Мат. 7,
22-23), «Не знаю вас откуда вы!» (Лука, 13,
25).
Осужденные
безостановочно стучат в двери небес. И с какой
настойчивостью стучат, зная уже по опыту адский огонь и
без труда догадываясь, какова должна быть вечность с
Богом, участие в Его счастьи! Вместо карающего
всемогущества, Отчая любовь в вечном
блаженстве!
И чем
дольше длятся муки, тем сильнее растут сожаление,
нетерпение, зависть, отчаяние. «Да отвори же нам,
наконец, Господи! Разве мы недостаточно плакали и
страдали?» Ответ один: «Не знаю вас!» - Да дай же нам
хотя бы последнее место в Твоем небе!» Тот же ответ: «Не
знаю вас!» - Ну хоть бы какое нибудь смягчение для наших
мук!» Ответ все тот же: «Не знаю вас!» - «Уничтожь нас по
крайней мере!» - Но нет и уничтожения. Бог сотворил душу
бессмертной и предупредил нас, что как награда, так и
наказания будут бесконечными.
Итак,
вечное отчаяние, усугубленное окружением других
отчаивающихся. Каждый и всякий прибавляет свое отчаяние к
отчаянию остальных.
Можно было
бы сойти с ума, если бы Всемогущий, чтобы обеспечить
требуемую справедливостью расплату, не сохранил нам
ясности разума, так же как чувствительности плоти. «Не
бывает Бог поругаем». (Гал. 6, 7). Ясно, что последнее
слово принадлежит Ему. Кто нарушает Его заповеди,
раскается навсегда.
И снова я
повторю решения, которые были мне внушены страхом адского
огня. Даже если бы послушание стоило мне в тысячи и
тысячи раз больше, я не только не стану колебаться в
отношении тяжкого греха, я ни за что на свете не
подвергну себя опасности, ни по небрежности, ни по
неосторожности, быть вовлеченным в
грех!
Я обязан
поступать так ради личной пользы, я должен делать это и
ради признательности. Почему же Божественная
Справедливость пощадила меня, в то время как она так
многим отказала в досуге для раскаяния? Безвоздмездное
предопределение, предопределение подтверждаемое и сейчас:
эти моменты напряженного размышления Бог дает их мне,
дабы страх осуждения спас меня.
Взысканный
Его благодатью, я не стану оскорблять Его и буду служить
Ему во что бы то ни стало, как Он того
хочет!
Заключительная
беседа. Обратимся с
молитвами: 1) К Ангелу – Хранителю, чтобы он непрестанно
напоминал нам роковые слова: «идите в огонь вечный» и «не
знаю вас». 2) К Богородице – благодарность за Ее
предстательство и просьба дальнейшего покровительства. 3) К
Спасителю, чтобы Он удержал нас в страхе, любви, вере и
послушании от осуждения и вечных мук. «Просвети нас верою
Тебе служащих, и вечного огня
исхити».

|