1-Й ДЕНЬ, 3-Е
РАЗМЫШЛЕНИЕ
СВЯЩЕННИКИ
1-е
предисловие: Кто священники?
Мы говорили, что целью всякого человека должно
быть спасение своей души. Но есть люди, расширяющие эту цель,
стремящиеся спасти не только свою душу, но и души ближних. Это
священники.
Кто влечет нас на путь, полный лишений и
жертвенности, столь противоположный всем мирским эгоистическим
расчетам и материалистическим соображениям? Конечно, не люди
мира сего, которым этот путь чужд, и, конечно, не дьявол,
которому, он противен. Влечет нас не иначе, как призвание,
призвание свыше, призвание Бога. – «Не вы Меня избрали, а Я вас
избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ио. 15,
16), говорит Спаситель апостолам и, через них, священникам. И
еще: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мат. 19,
11).
Когда апостол Петр сказал Христу: «Вот мы
оставили все и последовали за Тобою», Иисус Христос ответил
ему: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом или
братьев или сестер или отца или мать или жену, или детей или
земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне во сто крат
более… а в веке грядущем жизни вечной» (Марк, 10,
28-30).
Священники – избранники, представители, служители
Христа, Его уполномоченные и доверенные, преемники апостолов.
Велика священникам честь, велика слава, велика награда, велика
и власть их. Власть, которой не имеет ни один богач, ни один
самодержец или диктатор. Только священники имеют власть
отпускать людям грехи, только по их молитве и их руками
превращает Христос хлеб и вино в Тело и Кровь
Свою.
Но не менее велика и ответственность священников,
ибо: «от всякого, кому дано много, много и потребуется», (Лука,
12, 48). На этой ответственности я хотел бы
остановиться.
Обратимся снова к первоисточнику всех истин, к
Евангелию. После того, что Спаситель говорил о долге слуг
вообще, изложив притчу о слугах, обязанных всегда быть готовыми
к возвращению Господина своего, Ап. Петр, в свойственном ему
непосредственном порыве, спросил: «к нам ли, апостолам, Ты
говоришь притчу сию или ко всем», Иисус Христос, вместо того,
чтобы сказать прямо: я говорю это для всех, но в особенности
для вас, перевел речь – как бы в ответ апостолу Петру – на слуг
привиллегированных: на домоправителей. При этом Он указал на
особые опасности их должности, на особую их ответственность и
на особое для них возмездие (Лука, 12,
35-40).
2-е предисловие: Представим себе эту беседу Христа с
Апостолами.
3-е предисловие: Попросим Бога, чтобы Он вразумил нас и
дал нам хорошо понять и запомнить, что, как получившие
больше, мы обязаны к большему послушанию Ему, и к большей
работе на Его славу.
1-й пункт.
Особая опасность
«Если домоправитель», - поясняет Спаситель, -
«скажет себе: нескоро придет господин мой, и начнет бить слуг и
служанок, есть и пить и напиваться…». Он выдвигает в этих
словах два рода проступков: насилие и излишество в питье и еде.
Эти проступки встречаются и у других, но домоправители
(привилегированные) особенно подвержены им, - насилиям, как
имущие власть, и излишествам, как располагающие погребом и
кладовой.
Насилия. В первую очередь
Христос осуждает насилия, - вероятно потому, что они больше
других проступков представляются Ему отвратительными,
противными Его природе.
Сам Он, обещанный Мессия, Который – «трости
надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Мат.
12, 20); Сам Он Учитель «кроткий и смиренный» (Мат. 11, 29),
желающий, чтобы иго Его было «благо и бремя легко»; Сам Он
«добрый Пастырь, душу Свою полагающий за овец Своих» (Ио. 10,
11); Сам Он, воплощенная Любовь, хорошо знает, что ничто так не
привлекает сердца, как доброта. Не для личных выгод, но для
пользы грешников, выбирает Он Своих служителей и, конечно, не
может допустить, чтобы они действовали иначе, чем Он. Проявляя
же себя грубыми и жестокими, они делают Его иго ненавистным,
они отталкивают тех, кого должны были
привлекать!
Не подлежит сомнению, что священники, настоятели,
воспитатели не насильничают физически, не калечат тела. Но
сколько у них способов калечить души, если они не следят за
собою?
Резкость и грубость начальников! Отдавать
приказания легко, но чтобы заставить с охотою исполнять их,
нужно суметь вызвать внутреннее их одобрение. Резкими
выражениями, грубыми повадками достигается обратное. Резкость
замечаний и внушений, вместо исправления, приводит к падению
духа и отчаянию, и может породить
озлобление.
Резкость в суждениях и осуждениях! Она закрывает
сердца. Даже если оценка верна, нельзя объявлять ее без
предосторожностей, в особенности под влиянием раздражения, в
особенности третьим лицам, способным переиначить и
преувеличить. Язык может причинять более жгучие раны, чем
побои. Доверие и любовь могут быть утрачены навсегда, в ущерб
Христу: поносят власть, перестают ее любить, когда она
осуществляется резкими людьми и грубыми
мерами.
То же самое с излишеством. Для примера Христос
указывает на чревоугодие, на невоздержанность в еде и пьянство.
Сколько других злоупотреблений, достойных бичевания, мог бы Он
привести? К таковым принадлежат, даже при отсутствии тяжких
грехов, все небрежности, всякая распущенность в поведении и в
исполнении священных обязанностей, как и все проявления
невоспитанности. То, что для простых слуг является небольшим
проступком, для привилегированных может стать вопиющим
преступлением и вреднейшим соблазном.
В общем все обвинения против религии, главным
образом, происходят от плохого назидания и дурных примеров,
даваемых священниками верующим. Св. Иоанн Златоуст в свое время
говорил, что не было бы более язычников, если бы мы жили
настоящими христианами. С не меньшим правом можем мы сказать,
что не было бы больше неверующих и плохих христиан, если бы
священники, монахи и миряне были бы тем, чем они должны быть.
Христа любили бы все из-за Его учеников и к закону Его
относились бы с уважением и любовью.
2-й пункт.
Особая ответственность
В дальнейшем Христос подходит к еще более
значительному вопросу, противопоставляя друг другу, с одной
стороны, простых слуг, не знающих или едва знающих волю
господина, и, с другой стороны, служителей привилегированных,
хорошо о ней осведомленных. Вот что в действительности до
крайности смягчает вину первых и сильно отягчает
ответственность последних.
Простые слуги, работая в полях и на
пастбищах, обычно не видят хозяина и судят о нем лишь по
требованиям, предъявляемым к ним его посредниками. Иное
дело управители, близко знающие хозяина, его доброту и
все другие качества.
Увы, что знает о Боге большинство людей? Что Он
очень могущ и что Он… очень требователен! Только священники,
монахи и немногие верующие имеют правильное представление о
бесконечных совершенствах Его, в силу которых Он заслуживает
быть любимым из за Него Самого и выше
всего!
Только священники имеют возможность посвящать
много лет изучению богословия, возносясь на его высоты и
проникая в его глубину. Только они проводят годы жизни,
окруженные назидательными примерами, под водительством опытных
духовных наставников в семинарии. Только им обеспечен досуг для
созерцаний, для ежедневных размышлений и ежегодных духовных
упражнений.
Различны также обязательства к признательности.
Управители обязаны к особливой благодарности хозяину за
оказываемое им доверие, за почет их положения и за получаемое
ими, более щедрое, вознаграждение… Тем более это относится к
тем, кого Спаситель соблаговолил приблизить к Себе и Своему
делу. Все мы, по происхождению и рождению своему, его рабы и
все обязаны повиноваться Ему. Но насколько больше те, которых
наш Господь, по свободному Своему почину, удостоил приобщить к
возлюбленным рабам Своим и сделать причастными к управлению Его
домом!
Св. Иоанн Златоуст писал: «Я не думаю, чтобы
большое число священников спаслось». Слова эти выражают лишь
личное мнение святого. Кто же из нас, однако, не задумается над
ними, вникая, как он, в ответственность своей должности? Не
тщеславие должна внушать нам наша должность, а частые
размышления над словами Христа о слугах знающих и слугах
незнающих волю своего Господина. Будем снисходительны, вместо
сурового осуждения, к изъянам и проблемам простых верующих, и
сохраним все строгости для самих себя. Будем молиться, как учит
нас Св. Иоанн Златоуст, в своей обедне, «о наших гресех и о
людских неведениях».
3-й пункт.
Особое возмездие.
Кончая притчу, Господь говорит о грядущих
возмездиях. Он говорит, конечно, и о наградах, но, боясь
злоупотреблений и любя Своих Апостолов, Он особенно настаивает
на наказаниях.
По возвращении Своем, Господин «поставит» верного
слугу «над всем имением своим» (Лука, 12, 43-44). Это значит:
Он отнимет у недостойных и даст тем, кто заслужил полное Его
доверие. В другом месте Христос говорит Апостолам, что они
сядут, чтобы судить 12 колен Израилевых (Мат. 19, 28), то есть
обещает им, как и Своим верным священникам, присоединить их к
вечной славе Своей.
Какое утешение! какую надежду! какое поощрение!
должны вызывать в нас эти мысли, и какую благодарность за наше
призвание, и какое доверие к Его неизменной помощи, даже
несмотря на мимолетные наши ошибки, Им предвиденные! Отец
предвидит некоторые промахи своих сыновей, но не лишает их за
них наследства.
Но есть проступки, которые не может оставить
безнаказанными Высшая и Бесконечная Справедливость. За них
следует строгая кара. При этом, к простому слуге, «не знавшему
воли Господина» своего, будет применено снисхождение, и «бит он
будет меньше»; управитель же, «знавший эту волю и не
исполнивший ее», будет наказан по всей строгости, будет «бит
много, будет рассечен и подвергнут одной участи с неверными»
(Лука, 12, 46-48), т.е. ввержен в ад и муки вечные. «Кому много
дано, от того много и потребуется, и кому много вверено, с того
больше взыщут» (там же).
В другой раз Христос, говоря на ту же тему,
сказал: «Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того
отнимется и то, что он думает иметь» (Лука, 8, 18). «То, что он
думает иметь» - это почести и звания, коими мы тщеславимся,
считая их заслуженными и неотъемлемыми. Какое заблуждение! Они
могут стать причиной нашей гибели! Все может быть
отнято…
Итак, будем принимать наши преимущества без
страха и смущения, с благодарной радостью, как признаки
предпочтения, сулящего нам бесценные блага в вечности, но будем
принимать их и без гибельных иллюзий, ибо мы всегда остаемся
«рабами», как и другие.
Одаренные большею благодатью, мы обязаны к более
совершенному послушанию. Не может быть, в час возмездия, общей
меры для нас и для менее получивших, более обездоленных.
Господь Бог – Бесконечная Справедливость, и поэтому мера
полученной нами благодати, если мы не ответим должным образом
на любовь Его, явится для нас мерою нашего наказания. «Кому
много дано, от того много и
потребуется».
Заключительная беседа.
Закончим тремя молитвами: 1) К нашему Ангелу – Хранителю, чтобы
он беспрестанно напоминал нам слова Христа: «кому много дано,
от того много и потребуется». 2) К Богородице, к образцу
покорности и послушания, чтобы Она помогла нам, взысканным
Божьей любовью, проявлять совершенную любовь и послушание Богу.
3) К Спасителю: Сказанное Тобою я принимаю на свой счет. Прости
мои прежние заблуждения. Помоги мне быть всегда послушным воле
Божьей!

|