1-Й ДЕНЬ,
1-ОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1-е предисловие: Представим себя, в наших мыслях, наедине
с Богом, лицом к лицу с Ним.
2-е предисловие: Попросим у Всемогущего Бога света, -
света, пронизывающего, не останавливающегося в области
хладного рассудка, а достигающего таинственных глубин, где
разум соприкасается с волею, где свет становится жаром, где
убеждение обращается в решение.
1-й пункт:
Бог наш Творец
«Верую во
единого Бога… Творца небу и земли, видимым же всем и
невидимым». Итак, Бог – наш Творец. Этой истине учит нас
Церковь, мы ей верим, мы ее исповедуем. Это же
подсказывает нам разум. Из ничего ничего не получается,
само по себе ничего не создается. Существование часов
предполагает их создателя – часовщика, существование
дворца – предполагает
архитектора.
Бог –
первопричина. Им создан человек, а также весь мир. Весь
мир с его непостижимым величием, невообразимой
целесообразностью, необъяснимой точностью, его
невыразимой красотой.
Бог –
создатель моего тела. Плоть моя восходит, от поколения к
поколению, и, согласно установленному Им закону, к той
первобытной глине, из которой Он сотворил плоть
Адама.
Тот же
Бог, та же причина причин или первопричина, является
непосредственным Создателем моей души. Душа моя
непосредственно создана Им. Следовательно я весь создан
Богом.
Но этого
мало. Так же, как я получил начало своей жизни от Бога, и
продолжение ее находится в Его руках. Это Он дает мне
жизнь ежедневно, ежечасно, ежесекундно. Чтобы прекратить
ее, Ему даже не нужно положительного действия. Ему
достаточно перестать давать ее, и нить моей жизни
оборвется. В том момент, когда я думаю и говорю об этом,
я получаю от него силы и способность думать и говорить
это.
2-й пункт.
Наша зависимость от Бога
Итак, я от
Бога и принадлежу Богу. Мое положение сводится к одному
слову: зависимость.
Зависимость
фактическая,
обусловливаемая моим происхождением и продолжающаяся всю
жизнь. Богу угодно было соединить мою душу с телом, от
Него же зависит разъединить, разобщить их. Когда? В свое
время. Как скоро? Я не знаю. Это Его
тайна.
Вот
главный и непреложный признак моей зависимости,
беспрерывно подтверждаемый и возобновляемый. Всякое
дыхание мое указывает на эту зависимость, всякое биение
моего сердца свидетельствует о ней… те, конечно, кто
умеет и желает понимать. Дыхание и биение моего сердца
сосчитаны. Они остановятся на числе, предопределенном
Богом, Ему одному известном. Сам я ничего не могу, ничего
не знаю. – Вот где фактическая зависимость. – Подлинно,
Господи, когда Ты захочешь!
Не менее
ясна зависимость правовая. Зависимость
основная, сплошная, безграничная. Как Создатель и Творец
наш, Бог в полном смысле слова наш Хозяин, Владыка, наш
Господин. Мы от Бога и, следовательно, принадлежим Богу.
Этою очевидностью мы должны проникнуться, должны быть
преисполнены. Беспримерная зависимость. Мы зависим от
Бога более, чем подданный от царя, более чем слуга или
раб от господина, чем животное от человека, чем поле от
земледельца, чем глина от горшечника. Ведь последняя,
т.е. глина, могла бы заявить горшечнику: ты хозяин моей
формы, но не существа, и принадлежу я тебе поэтому лишь
отчасти, лишь на половину. Но Богу сказать этого мы не
можем.
Зависимость
неотчуждаемая. Бог,
если захочет, может подчинить нас Своему представителю,
Своему делегату, но Он никогда не уступит нас, не
откажется от нас в пользу другого хозяина, ибо после
того, что Он создал нас, неограниченная власть Его над
нами составляет неотъемлемую часть Его славы, составляет
существенную часть установленного Им и ненарушаемого Им
порядка.
Зависимость
всеобъемлющая. Нельзя
найти в нас ничего, что не принадлежало бы Богу, что не
было бы от Него. Все Его – наше тело, наши чувства, наши
души, наши способности, наше время, даже всякий миг
нашего времени, ибо всякий миг нашей жизни есть дар
Божий.
Зависимость
теснейшая и
строжайшая,
составляющая основание нашего долга и нашей
нравственности. Зависимость, всецело подчиняющая и
поглощающая нас, отнимающая у нас всякое право на самих
себя. Принадлежа Богу, мы не принадлежим себе. Жить для
себя, располагать собою, как собственник по своей
прихоти, действовать единственно в целях личного
удовлетворения, это обкрадывать Бога, это красть самих
себя у Бога. Вот до чего строга эта
зависимость.
Но в то же
время до чего эта зависимость достославна, до чего
достохвальна!
Ведь в действительности мы свободны, мы хозяева наших
действий. Богу угодно было это, чтобы дать нам самим
возможность применять наши действия к существующему
правопорядку, приноравливать поведение наше к
существующему положению, творить самим правду,
а не только испытывать, переносить, терпеть ее. В конце
концов, что отнимает у нас эта полная зависимость? Всякое
право на эгоизм. Разве это нас
унижает?
А затем,
эта же зависимость, покорно воспринятая, может одна
освободить нас от всех других зависимостей. В
действительности она ставит нас на высшую степень
независимости, доступную для твари. Бог один совершенно и
абсолютно независим, ибо зависит лишь от Самого Себя, то
есть вовсе независим. Для нас, как Его созданий,
единственно достижымый идеал зависеть только от Бога. И
чем больше мы будем зависеть от Него фактически и чем
охотнее подчиняться Ему, тем меньше мы будем зависеть от
остального, от других людей и вещей. Кто не знает этого?
Кто не видит этого?
Люди с
красными флагами кричат на площадях: «Ни Бога, ни
хозяина!» Мы же хотим иметь Бога и хозяина, хотим иметь
Бога нашим Хозяином, и потому, что Он – правда, порядок и
справедливость, и потому, что это необходимое условие,
чтобы не иметь иного хозяина, кроме Бога. – Так, Господи,
я не принадлежу себе, вовсе не принадлежу себе. Я Твой,
весь Твой, только Твой. Я отдаюсь Тебе, я отрекаюсь и
отказываюсь от себя, без оговорок.
3-й пункт:
Ближайшая цель человека:
А) славить
Бога,
Б)
почитать Бога,
В) служить
Богу
Положение
человека является следствием его происхождения, вытекает
из его происхождения, а назначение человека, его
ближайшая цель, в свою очередь, является следствием его
положения, вытекает из его положения, - из положения
твари Божьей, но твари свободной, существа зависимого, но
созданного, чтобы сознавать и желать свою зависимость,
дорожить ею. Конечной, единственно достойной целью
человека является Бог. Она не может быть иною, как Бог.
Будучи от Бога и принадлежа Богу, мы должны быть для
Бога, должны стремиться к Богу всеми своими
способностями, должны согласовать свои желания с волей
Божией, должны добиваться по мере сил совершенства нашей
души, созданной по образу Божьему. Этому учат нас законы
Божеские и законы естественные, заповеди Господни,
Евангелие.
Св.
Игнатий сводит ближайшую цель человека к трем действиям:
славить Бога, почитать Бога, служить
Богу.
Славить
Бога это открыто признавать Его превосходства и
совершенства, воздавать Ему должную хвалу в проявлениях
религии, мыслями, словами, делами. Воздавать хвалу
Творцу, как наивысшему Существу, как бесконечному
Милосердию, как Источнику всех наших благ, что может быть
легче? Воздавать хвалу Тому, Кому мы всем обязаны, к Кому
мы обращаемся в утренней молитве как «к нашему
Сотворителю и всякого блага Промысленнику и Подателю»,
что может быть справедливее? – «Да святится имя
Твое!»
Почитать
Бога это оказывать почтение и Самому Богу и всему, что
непосредственно связано с Ним, Его культу, Его Церкви,
лицам Его представляющим, и Ему посвященным. Почитать
Бога – это проводить в жизнь наше к Нему отношение;
признавать Его нашим Царем и Владыкой; воздавать Ему
подобающий внутренний и внешний культ; поклоняться Его
бесконечному Величию в нескончаемом смирении и в
искреннем сознании нашей полной от Него зависимости;
желать Его полного, скорого и повсеместного торжества;
стремиться приблизиться к Нему… - «Да придет Царствие
Твое!»
И,
наконец, служить Богу это значит во всем исполнять Его
волю, в безусловном послушании делать лишь то, что Он
хочет и как Он хочет и потому что Он хочет. Это значит
еще, принимать все Им ниспосылаемое, как проявление Его
воли: бедность и богатство, почет и унижение, здоровье и
болезнь, жизнь и смерть. Мало служить Богу и работать,
учить, учиться, заниматься всяким делом. Мало также,
во-первых служить Ему, а потом уже работать, учить,
учиться, заниматься всяким делом. Нет, необходимо служить
Ему, работая, и уча, и учась и занимаясь всяким делом.
Нужно, чтобы вся наша жизнь, и все наши дела и действия
были беспрестанной службою Богу, никогда не
прекращающеюся, были постоянным исполнением Его воли. Все
то, что против этой службы, должно быть строго исключено,
а все то, что вне этой службы, должно быть старательно
избегаемо, отметаемо, как лишнее. – «Да будет воля
Твоя!»
Итак, Бог
– наше начало, Бог – наша ближайшая конечная цель, Бог
для нас все, «начало и конец», «альфа и омега».
(Откровение 22, 13).
Заключительная
беседа: Помоги мне,
Господи, во всякое время, во всякий час, славить Тебя,
поклоняться Тебе, служить и угождать
Тебе…

|