8. Я не одинок

 

Почему запрещено самоубийство?

 

Вопрос о запрещении самоубийства был задан на встрече с лицеистами. Долго думал над тем, стоит ли отвечать на этот вопрос, поскольку касался он узкого круга молодых людей, которые (чаще всего только им известными дорогами) приходят к границе жизни, постигая ее красоту, доброту, глубину и величие. Вопрос этот показался мне нужным для нас всех. У каждого из нас бывают минуты, когда уже нельзя терпеть, и – пусть даже на минутку охотно спрятались бы где-то, чтобы пережить трудные времена.

Поскольку встреча происходила после школьных занятий, пришли только желающие. С самого начала встречи царила атмосфера сосредоточенности и уважения. Эти молодые люди хотели услышать ответы на вопросы, которые сами задавали анонимно и передали мне за несколько дней до запланированной встречи. Среди банальных вопросов типа: «Можно ли целоваться?», которые подростки задают каждому священнику на уроках религии, нашлись серьезные, иногда даже очень тяжелые. Чувствовалось, что за некоторыми из них кроются личные драмы: страдание, растерянность, чувство несчастья или отчаянье, которое смотрит в глаза. Некоторые вопросы отражали открытость на будущее, оптимизм, привлекательность и интерес к жизни. Для многих собранных молодых людей встреча была возможностью, чтобы спросить – хотя бы коротко и анонимно – о своей важной проблеме.

Поскольку приведенный выше вопрос был анонимным, я не мог увидеть спрашивающего, чтобы посмотреть ему в глаза, чтобы попытаться понять был ли он чисто «теоретическим», происходил из игры в философа, которой увлекаются некоторые молодые люди, или породила его борьба с искушением покончить с собой. Не имея возможности узнать обстоятельства, в которых возник этот вопрос, попробовал отнести его к двум разным ситуациям, в которых мог он возникнуть, и в их контексте ответить.

Сначала попробуем себе представить молодого человека, который сам дошел к границе жизни и смерти через нарушение и разрушение всех барьеров, запретов и приказов, которые установлены Богом  и людьми для защиты человека. Проблема самоубийства может возникнуть также у подростка, доведенного до мысли о смерти из-за несправедливости, которую причинили другие люди. Поскольку жизнь представляется ему полосой вечных страданий, то лучше покончить с собой, чем так тяжело мучиться.

Ситуация первая. Молодого человека распирает ненасытное желание испытаний и впечатлений. Поскольку он молодой, то кажется, что весь мир принадлежит только ему. Считает, что является хозяином своей жизни. Слова глупого богача  хорошо выражают его жизненные планы: Много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись! (Лк 12, 19). На всех смотрит свысока. Уверен, что стоит ему пожелать, тотчас же все, что для других не доступно, станет принадлежать ему. Все границы нарушаются, все ему можно. Никто не имеет права ничего ему приказать, запретить либо что-нибудь требовать или ожидать.

Однако со временем он замечает: то, что должно было быть для него источником бесконечного счастья, становится источником смертельной тоски.

Эта легкость, с которой все достигается, не дает ему самоудовлетворения. Утомление, которое он испытывает, приводит к тому, что его начинает мучить то, чего он желал, к чему стремился. И хотя может удовлетворить все свои потребности, не получает от этого никакой радости. Замечает, что вместе с углублением монотонности нарастает страшная злость. Чем больше кто-то является лучшим, святым, тем сильнее злость к нему. А то, что в других людях вызывает отвращение и омерзение, нравится ему.

Скоро открывает для себя, что не одинок, что вокруг него есть подобные ему, мыслящие как он. И хотя он нарушает все запреты, его храбрость мнимая. Очень боится разоблачения, наказания, отторжения. Где-то в глубине своего сознания знает, что делает что-то странное, страшное и мерзкое. Живет так много недель и месяцев. Со временем рождается в нем безнадежность и отчаяние. Чувствует себя окруженным, Знает, что должен покончить с этим, но не знает как. А может покончить с собой? Итак, встает вопрос: «Почему  запрещено самоубийство?».

Сознательные и обдуманные переговоры со злом часто заканчиваются трагично. Перед многими людьми, иногда очень молодыми, открывается настоящий ад только потому, что дали увлечь себя демонической привлекательностью. Фильмы, снятые под влиянием демонологического вдохновения, наполнены трупами: таинственными убийствами и самоубийствами. Платой за сознательные переговоры со злом и с Носителем зла является смерть (ср. Быт 6, 23). Она приходит от злоупотребления наркотиками, через чужую агрессию и насилие или покушение на собственную жизнь. Все это является темным, грустным и трагически болезненным. Чтобы спасти собственную жизнь, молодой человек, должен сначала осознать, что он ее погубил. Должен также поверить  Тому, кто является Господом жизни и смерти. Это стало бы возможным, если бы доверился людям и начал все сначала.

Другая ситуация. Вопрос «Почему запрещено самоубийство?» звучит совершенно в других обстоятельствах. Задает его молодой человек, который с детства сильно страдает. Его отец алкоголик. В детстве, когда отец возвращался домой пьяный, унижал его и издевался над ним. Теперь живут рядом друг с другом в плохо скрываемой вражде. Его мать всегда потерянная и вечно несчастливая. Сама слишком измучена жизнью, чтобы еще интересоваться жизнью ребенка. Имеет слишком много комплексов относительно своих ровесников. Чувствует себя униженным. Он слишком беспомощный, чтобы достичь успехов в школе. Все привыкли к тому, что он хуже всех. Учителя не могут оценить его усилий и стараний. Он тоскует за дружбой, но боится контактов с другими. Ему кажется, что все отбрасывают его и пренебрегают им. Чувствует болезненное одиночество. Чувствует себя одиноким дома с пьяным отцом и беспомощной матерью и также среди ровесников. Тоскует по любви, но так боится отверженности, что не хочет рисковать и знакомиться с девушкой. Вокруг него есть много доброжелательных людей, которые, видя его вечную печаль и угрюмость – отодвигаются от него. И хотя часто унижает сам себя, то где-то в глубине сердца слишком гордый, чтобы просить о заинтересованности, доброжелательности и человеческом тепле. Живет на обочине и чувствует себя смертельно одиноким. Сначала ищет спасения в книгах, но общество бумажных героев не слишком утешает. Считается верующим, но его религиозность так чужда жизни, что не приносит ему практически никакого утешения и не помогает в решении проблем.

В мучении и одиночестве рождается вопрос: Стоит ли так мучиться целую жизнь? Или лучше прекратить эти мучения? Когда допускает такие мысли, то чувствует ледяной холод. Никогда не допускал мысли о прекращении собственной жизни, никогда ничего не планировал. Но это мысль присосалась к нему, как пиявка.  Набрасывается на него в тяжелых моментах и становится перед ним как «дьявольское» утешение: Наконец-то успокоился бы. Где-то в глубине души таится мысль, что, сделав такой страшный поступок, отмстил бы всем, которые его отбрасывали, унижали и пренебрегали им. Не боится вечной  гибели, но сдерживает его, прежде всего страх. Сдерживает также мать. Может даже больше чем страх удерживает его боязнь причинить ей страдания. «Это бы ее убило» - повторяет он.

Здесь представлены два вида несчастья молодого человека, хотя – как показывает жизнь – только один из них может быть мотивом для лишения себя жизни. «Почему запрещено самоубийство?» Потому что жизнь остается великим даром и благодатью, даже тогда, когда бывает очень трудна. Чтобы помочь, думающему о смерти молодому человеку, нужно его – в буквально и переносном смысле – обнять,  прижать и  помочь открыться на других. Его смертельное одиночество – это не только плод неблагоприятных условий дома, в школе или среди ровесников, но также его изоляции, в которой страх быть отверженным, перемешан с замаскированным высокомерием. Чувствует себя смертельно одиноким, потому что постоянно делает такой выбор.

Ты не одинок. Вокруг тебя есть много доброжелательных людей, которые готовы прийти тебе на помощь. Если до этой поры не помогли тебе, то только потому, что от них убегаешь – вот слова, которые в атмосфере доверия, тепла и сердечности и одобрения – следует сказать потерянному молодому человеку. Вместе с открытием добрых людей, нужно помочь ему открыть также Бога, который первый окружает его своей бесконечной любовью.