14. Взаимные
замечания
Жизнь в монастыре –
это с одной стороны совместные молитвы и
труд, а с другой также – отдых и
развлечения. Что делать, когда те последние становятся важнее
молитвы? Как построить правдивую монашескую общину? Должны ли
мы делать друг другу замечания?
Нельзя в жизнь общины вводить
элементы соперничества между общей молитвой и
развлечениями. Отдых тоже может иметь духовный характер. Св.
Павел говорит: итак, едите ли, пьете ли, или иное что
делаете, все делайте во славу Божию (1 Кор 10, 31). Жизнь в
общине является одним из важнейших элементов монашеской жизни.
Она похожа на общую кассу – общий кошелек. Если хотим им
пользоваться, надо в него вкладывать. Такая будет община, какой
вклад или усердие всех ее членов. Такая духовная глубина
общины, какая духовная жизнь братьев или сестер. Если
большинство из них живет поверхностно, банально, то во время
отдыха и за столом будут доминировать мало значительные и
двусмысленные беседы. Говорим ежедневно о том, чем живем.
Однако речь идет не об изменении тем разговоров, а об изменении
жизни. Общину строим все вместе. Когда кто-то жалуется, что ему
тяжело в общине, чувствует себя нелюбимым, непонятым, ему
стоило бы задать вопрос: что ты сам вносишь в общину? Что лично
сам делаешь, чтобы было по-другому? Что бросаешь в общий
кошелек?
Любовь в общине никогда не бывает
безусловной и бескорыстной. Только Бог любит нас такой любовью.
Мы же любим друг друга с определенными условиями и «корыстно».
Иисус говорит: Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и
пророки (Мф 7, 12). Это золотое правило повторялось тысячу
лет и в греческой и в иудейской культуре. Иисус цитирует его
как собственное. Живя в общине, нужно себе неустанно повторять:
относимся к другим так, как хотели бы, чтобы относились к нам.
Нашим братьям в общине нужно жертвовать то, чего не хватает нам
самим, и что сами хотели бы получить. Если ищем одобрения,
стараемся ободрять других. Если в тяжелые минуты тоскуем по
сочувствию, стараемся понимать других. Когда хотим
доброжелательности, то стараемся быть доброжелательными к
другим. Когда требуем помощи, помогаем другим.
Как могу жертвовать другим
любовь, доброжелательность, сочувствие, прощение то есть все
то, чего мне не хватает? Даем ближним то, что получаем от Бога.
Когда любим, становимся любимыми. Прощая, получаем прощение.
Одобряя других, получаем одобрение. Чем больше даем, тем больше
получаем. Когда пробуждаем в себе сильное желание любить
ближнего, Бог сам даст нам то, в чем нуждаемся.
«Должны ли мы в монашеской общине
делать друг другу замечания?» Вопреки тому, как
нам иногда кажется, община не только не скрывает
наши слабости, но наоборот, подчеркивает их. Хотели бы иногда,
чтобы она затушевывала наши ошибки. Когда ведем себя
двусмысленно, неискренне, кажется нам, что община должна быть к
нам снисходительна. Но если атмосфера в ней здоровая, то
происходит как раз наоборот. Указывает нам ошибки и направляет
на путь обращения. Христианская община, которая скрывает и
маскирует ошибки своих членов, является больной. Осознание
ошибок не должно служить унижению. Община открывает нам
сущность наших падений, но для того, чтобы проявить милосердие.
Братское замечание выражает приятельскую и отцовскую любовь:
сына любит тот, кто с детства наказывает его (ср. Прит
13, 24). Перефразируя, можем сказать: брата любит тот, кто
делает ему замечания с милосердием, доброжелательностью и
тактично.
Возникает вопрос,
как делать друг другу замечания, в какой форме это
должно выражаться? Это очень существенный
вопрос. Непосредственные и напрямую высказанные замечания – это
очень тяжелое орудие взаимной помощи. Его стоит употреблять с
исключительной осторожностью и чутьем. В общине делать
замечания другим должны, сначала те, которым Церковь доверяет
эту миссию: начальники, исповедники, духовные руководители.
Это, прежде всего, их обязанность.
Можно добиться результата и
предотвратить зло, делая замечания не напрямую, а косвенно,
давая хороший пример. Потому что, добро всегда побеждает зло.
Когда, например, мы становимся свидетелями клеветы, наше
молчание или резкое изменение темы разговора может стать
выражением дружеского замечания. Вовсе не нужно в такой
ситуации быть невежливым, реагировать с возмущением, говорить
резко: «Перестань клеветать». Стоить помнить о том, что зло
можно победить добром, что все требуем замечаний. В старых
монашеских орденах созданы определенные общинные механизмы,
которые должны помогать во взаимном духовном росте. В
иезуитских обществах существует, например, институция
admonitora
(предостерегающего). Он
имеет право официально делать замечание настоятелю
общины. На практике admonitor делает это редко, но уже само сознание,
что есть человек, который может сделать замечание даже
настоятелю, создает хороший климат в общине. В
христианстве нет начальников и подчиненных, господ и
слуг. Все они слуги, хотя у каждого своя мера труда и
ответственности. Если кто-то, не являясь начальником,
хочет сделать замечание брату, должен предварительно
провести глубокое духовное распознание: поговорить с
исповедником, с духовным руководителем, со старшим и
более опытным братом. Если замечание выражает только
собственный гнев и неудовольствие, то лучше
промолчать.

|