IX. Любовь в практической жизни
Эротическая любовь, восходящей к
греческому понятию «эрос», в отличие от любви «каритас», не
является бескорыстной. Девушка не может сказать парню: «Даже
если будешь меня избивать и унижать, я всё равно буду тебя
любить». Совсем другое дело - родительская любовь. Мать должна
любить своего ребёнка даже, когда он доставляет ей много
страданий. Родители не могут отвергать детей, сбившихся с пути:
начнут ли они употреблять наркотики, злоупотреблять алкоголем
или вести себя аморально. Именно в таких ситуациях крайне
необходима более глубокая и сильная родительская
любовь.
Нехорошо быть человеку
одному
Любовь-«эрос» (между влюблёнными,
помолвленными, супругами) - совсем иная. Она но сит
партнёрский характер и требует взаимности. Взаимность
является сущностью любви эротической. Библия подчёркивает, что
целью создания семьи является оказание друг другу взаимной
помощи: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему
помощника, соответственного ему» (Быт 2, 18). Среди множества
творений этим помощником смогла стать только женщина, созданная
Богом из ребра Адама.
«Эрос», или эротическая любовь,
зарождается уже в период полового созревания. Со временем она
постепенно ведёт к любви сексуальной. Поскольку в наше время
эротическая любовь ошибочно отождествляется с сексуальностью,
необходимо ясно и точно подчёркивать, что эти два вида
отношений не являются тождественными, хотя взаимно дополняют
друг друга. Эротическая любовь постепенно ведёт к включению
сексуальности, которая требует выполнения определённых условий,
поскольку с нею связаны неизбежные последствия. Сексуальные
действия не могут ограничиться одним лишь комфортом и
удовольствием мужчины и женщины, они также ведут к новой жизни,
которая с ними связана.
Церковь категорически возражает
против отделения сексуальной жизни от жизни семейной,
поскольку в самой сущности человеческой сексуальности заложено
создание семьи. Из любви возлюбленных должна родиться новая
жизнь, которая требует достойных условий для своего
существования.
Восхищение противоположным полом
- динамично, сильное чувственное увлечение предшествует
сексуальной любви. По-настоящему влюблённый молодой человек не
вынашивает мыслей о сексуальных отношениях, в начале для него
важнее всего - эмоциональная связь. Он стремится как можно
дольше находиться в присутствии любимой, укреплять свои
отношения с нею. И только эта чувственная привязанность
постепенно перерастает в желание связи личностной и интимной.
«Я хочу отдать тебе всю свою жизнь, хочу, чтобы и ты отдала мне
всю свою жизнь». Из такого взаимного вверения жизни
естественным образом рождается желание соединения на
физическом уровне.
Поспешность в достижении интимной
близости в начальном периоде восхищения и влюблённости
является огромной ошибкой, которая обычно тормозит развитие
эмоциональной и духовной связи. Вопреки существующей моде и в
соответствии с мудрыми аргументами, необходимо убеждать
молодых в необходимости сексуального воздержания. Однако
следует честно отметить, что без религиозной и духовной
мотивации психологическая и общественная аргументация не играет
существенной роли и попросту не действует.
Влюбленность
Подростковая влюблённость и
увлечённость друг другом совершенно естественны, поэтому, когда
дети влюбляются, родителям не следует удивляться или
беспокоиться. Они также не должны драматизировать ситуацию, но
тактично сопровождать молодых людей в этом жизненном
приключении. Доверяя своим детям, не нужно подозревать их в
безответственном поведении, ибо нет для ребёнка ничего более
ранящего, чем осуждение за поступки, которых он не совершал. В
фильме Кристофа Баратье «Хористы» о жизни ребят, попавших в
исправительную колонию, показан подросток, помещённый туда за
кражу, которой не совершал. Директор колонии крайне жестоко
пытается заставить парня сознаться в преступлении. Но
поскольку кражи мальчик не совершал, то наотрез отказывается
признать себя виновным. Спустя несколько месяцев, творя
возмездие, подросток поджёг колонию. На обвинение в
преступлении, которого не совершал, мальчик отвечает
преступлением. И таким образом он как бы подтверждает
преступление, за которое несправедливо был осуждён.
Влюблённый юноша должен
чувствовать ответственность не только за себя, но и за ту
девушку, в которую он влюблён. Именно о такой ответственности
родителям следует чаще напоминать детям в искреннем диалоге. В
состоянии эйфории влюблённости молодые люди забывают о той
неоспоримой истине, что человеческая жизнь очень хрупка, и
поэтому очень легко можно обидеть и самого себя, и своего
ближнего. По мере развития эмоциональных отношений влюблённые
должны отвечать себе на вопросы: «В каком направлении будет
развиваться наша связь? Чего мы друг от друга ожидаем? Какими
мотивами каждый из нас руководствуется в наших
взаимоотношениях? Ответственны ли мы друг за друга?»
Если двадцатилетний молодой
человек утверждает, что влюблён, то по мере развития связи со
своей возлюбленной он обязан поставить перед собой вопрос,
когда намерен жениться на ней. Это существенный вопрос. Если
юноша решил, что хочет жениться на ней по окончании учёбы и
достижения стабильности в материальном положении, в таком
случае следует посоветовать ему не входить с девушкой в
интимную и глубокую связь, и не создавать впечатление, будто
намерен жениться на ней в ближайшее время. Глубина и интимность
связи должна сопровождаться ответственностью за те последствия,
которые из неё вытекают.
Если встречи или период помолвки
затягивается на годы, крайне необходимо, чтобы обе стороны
откровенно решили вопрос о своём будущем. Мужчина, который на
протяжении многих лет держит девушку рядом с собой, наносит ей
вред. Биологические часы женщины и мужчины идут по-разному, и с
этим фактом следует считаться. Насколько для тридцатилетнего
мужчины не проблема найти женщину, будущую жену, настолько
женщина в том же возрасте испытывает большие затруднения в
поисках мужа.
Я многократно был свидетелем
сложных ситуаций, возникающих в период помолвки. Значительно
чаще создавала их мужская сторона. Случается, что мужчина
связан с женщиной на протяжении многих лет, они состоят в
сексуальной связи, однако он не хочет объявить, когда оформит с
нею брак, и когда они обзаведутся детьми. Такая ситуация
выгодна для мужчины, однако она свидетельствует о его эгоизме,
который ищет исключительно собственной выгоды. Девушки в таких
отношениях чувствуют себя обманутыми и использованными, и
нередко переживают психологический надлом. Даже если со
временем ситуация разрешается заключением брака, в сердце
девушки нет места для любви, которая далась ей столь дорогой
ценой. В рамках подготовки к семейной жизни, как молодых
девушек, так и взрослых женщин необходимо активно настраивать
на то, чтобы они не боялись предъявлять чёткие и ясные условия
мужчинам, с которыми устанавливаются отношения. Прежде всего,
это касается мужчин безответственных и эгоистически
настроенных. Человеческая любовь может сложиться и быть
счастливой лишь при определённых условиях, которых должны
придерживаться обе стороны. Девушка может и должна сказать:
«Если ты меня любишь, прекрати пить. Докажи, что любовь сильнее
твоей патологической привязанности. Если любишь меня, перестань
обманывать». Молодой человек также может сказать девушке:
«Если хочешь, чтобы мы были вместе, постарайся владеть своими
эмоциями».
Опираясь на взаимную любовь,
молодые люди должны ставить перед собой рациональные, здравые
требования, на которых будет основываться их связь. Эти
требования являются выражением их взаимной ответственности.
Поскольку сама природа накладывает на женщин большую
биологическую и психологическую нагрузку, именно им следует
быть более чуткими и более ответственными. В случае если во
взаимоотношениях между супругами недостаёт ответственности,
женщина страдает первая. Именно она несёт на своих плечах
последствия безответственных поступков - и своих, и мужа. При
подготовке молодых к семейной жизни разъяснять необходимость
ответственности должны, прежде всего, родители и воспитатели.
Молодые люди скорее прислушаются к их замечаниям и советам,
чем к наставлениям духовных наставников, ибо считают, что
живущие в целибате люди не обладают достаточным опытом в
вопросах семейной жизни.
Не принимать
желаемого за действительное
Иногда говорят, что влюблённость
суть своеобразное ослепление. Не даром в народе говорят:
«Любовь слепа». И хотя в этом утверждении есть доля юмора и
иронии, всё же оно - не так уж далеко от истины. Влюблённые
смотрят на мир сквозь розовые очки. Они склонны приукрашивать
как собственную ситуацию, так и объект своей влюблённости. Их
восприятие окружающего мира в розовом свете становится
источником ошибочного мышления, которое не в состоянии отличить
реальную действительность от желаемой. Однако человеческая
жизнь складывается далеко не так, как хочется, и часто идёт
вразрез с теми пожеланиями, которыми взаимно обмениваются
влюблённые.
Это удивительно, но ошибочное
мышление даёт о себе знать, даже когда влюблённый (влюблённая)
обнаруживает явные недостатки своей любимой (любимого). Ложный
оптимизм, рождающийся в контексте чувственной восторженности,
подсказывает ошибочные советы. Девушка, влюблённая в парня,
склонного к злоупотреблению алкоголем, думает (а вернее, ей
хочется, она желает, чтобы так было): «Когда он женится на мне,
станет ответственным и бросит пить». Молодой человек,
влюблённый в девушку, которая постоянно впадает в истерики,
мыслит подобным образом: «Когда выйдет за меня замуж,
почувствует себя в безопасности и успокоится».
Такое понимание ситуаций и
делающиеся из них поспешные выводы чаще всего возникают из
опасения быть покинутым, а также от нежелания брать на себя
ответственность за неопределённость отношений, намечающихся с
самого начала связи. Такое изменённое под влиянием иллюзий
мышление исчезает как мыльный пузырь, рассеивается как туман,
когда состояние влюблённости проходит. Тогда молодые супруги
испытывают разочарование друг в друге, поскольку их обманчивые
ожидания не сбылись. Начинают звучать взаимные обвинения: «До
женитьбы ты был совсем другим, а теперь ты очень изменился».
Такой упрёк чаще всего бывает несправедливым: не муж
изменился, просто пелена влюблённости рассеялась, и жена
увидела его совсем по-иному...
Взаимное уважение и
диалог
«Будем ли мы уважать друг друга и
сможем ли находить общий язык?» Вот два основных вопроса,
которые жених и невеста задают друг другу в добрачный период.
Без однозначного ответа на них дальнейшее развитие отношений
может завести молодых в тупик. На эти вопросы юноша и девушка
должны дать ответ, опираясь на факты, а не на иллюзорное
восприятие друг друга в розовом спектре
влюблённости.
Период помолвки должен служить
взаимному, более глубокому познанию друг друга. Помолвку нужно
переживать так, чтобы это стало возможным. Для этого жениху и
невесте следовало бы отказаться от посещения мест развлечений:
дискотек, кафе, кинотеатров, чтобы иметь возможность как можно
больше времени проводить в естественных, привычных условиях -
в местах учёбы, на работе, вместе выполнять свои повседневные
обязанности, оказывать помощь другим и т.д. В подобных
ситуациях легче узнавать интересы и вкусы друг друга, а также
можно приобрести опыт выхода из возникающих конфликтов и мелких
недоразумений, что, несомненно, способствует лучшему
взаимному познанию. Чем лучше молодые узнают друг друга до
брака, тем больше у них будет шансов построить крепкую и
дружную семью.
Существенное значение для
взаимного познания молодых людей в добрачный период играют
также частые контакты и встречи обеих семей. Часто юноши и
девушки стыдятся родных, поскольку особенно похвастаться
нечем. Во многих семьях не хватает взаимопонимания, единодушия,
доброжелательности. Иногда дело доходит до патологий:
алкоголизма, применения насилия, отсутствия элементарного
уважения. Подобными семейными ситуациями не следует
пренебрегать ни одной, ни другой стороне, необходимо хорошо
понять истоки и причины, чтобы при основании новой семьи
избежать ошибок, которые были допущены в жизни родителей
жениха или невесты.
Если юноша стыдится собственной
семьи, старается избежать знакомства девушки со своими
родными, то совершенно обоснованно может родиться опасение,
что и он в будущем будет повторять отцовские ошибки, свидетелем
которых был. Фильм Магдалины Пекож «Полосы» превосходно
раскрывает механизм подобных повторов. Четырнадцатилетний
подросток убегает из дома, потому что отец систематически
издевается над ним. Повзрослев, он, почти тридцатилетний
мужчина вдруг с ужасом осознаёт, что в своих отношениях с
людьми прибегает к тем же методам насилия, которые на
протяжении многих лет применял к нему его отец. И только любовь
к женщине позволила ему глубоко познать себя и преодолеть
укоренившиеся в нём патологические привычки.
Конфликтные ситуации являются
естественным элементом супружеской и семейной жизни. В период
помолвки жених и невеста также не должны их избегать, ибо
конфликты становятся поводом для углублённого диалога, в
процессе которого обе стороны могут исчерпывающе высказаться
сами и выслушать друг друга. Без взаимного высказывания и
выслушивания супружество легко превращается в неравный брак, в
котором одна сторона приобретает психологическое преимущество
и старается манипулировать своим партнёром, эгоистически его
используя.
Чаще всего более слабой стороной
оказывается женщина, поскольку её легче устрашить мужской силой
и агрессией. В наши дни многие женщины среднего возраста
находятся в состоянии депрессии, которая развивается в
результате многолетних унижений, переносимых в замужестве. Они
слишком поздно осознают, что постоянные безропотные уступки
мужу ради минутного спокойствия и видимого согласия были
серьёзными ошибками. Супружеское единство и согласие должны
быть плодом искреннего и открытого диалога, общего обсуждения и
разрешения сложных ситуаций, компромиссов с обеих сторон и
взаимного прощения. Малодушный отказ от собственного мнения и
рабское подчинение одного из супругов другому превращает брак
в неравную, а иногда даже патологическую связь.
Уверенно шагать по
земле
Влюблённость со всем её
романтическим шлейфом, должна опираться на твёрдую почву,
которая обеспечивается как собственными эмоциональными и
духовными возможностями, так и возможностями возлюбленного.
Если одна из сторон чувствует, что любимый им человек ведёт
себя неискренне или двусмысленно, необходимо выяснить
сложившуюся ситуацию, хотя бы и ценой серьёзных осложнений в
отношениях или даже их разрыва.
Если девушка замечает, что юноша
постоянно врёт, она не должна закрывать на это глаза. Его ложь,
сегодня такая незначительная и ничтожная, завтра может
превратиться в крупную, имеющую существенно важное значение в
супружеской и семейной жизни. Если одна из сторон пользуется
краплёными картами в столь серьёзной игре, какой является
человеческая любовь, то чем раньше произойдёт разрыв с таким
человеком, тем лучше, последствия будут менее болезненны. Если
закрывать глаза на непорядочное поведение в период помолвки, в
браке это грозит серьёзными конфликтами или даже разводом, и
постоянно растущее их количество - лишнее тому
подтверждение.
В открытом и искреннем диалоге
жених и невеста должны обсуждать разные принципиальные темы,
касающиеся их общего будущего: когда они намерены заключить
брак? Когда планируют появление детей? Как будут их
воспитывать? Как будут зарабатывать на жизнь? Как вести
домашние дела? Каким образом распределят между собой
обязанности? Какими видят отношения с родителями? Разумеется,
на многие из этих вопросов они не смогут дать однозначный
ответ, поскольку не в состоянии предвидеть того, что ожидает их
в будущем, но уже сам факт постановки подобных вопросов -
хороший прогноз для совместной жизни. Если же трудные вопросы
обходят стороной, рождается атмосфера неуверенности,
неискренности и подозрительности.
Влюблённость, которая содержит в
себе огромный потенциал, должна быть максимально использована
для совместного построения глубокой и ответственной связи.
Именно из влюблённости молодые люди должны черпать смелость для
открытого и искреннего диалога, в котором им следует объединить
как свои сильные, так и слабые стороны, ибо нет ни одного, кто
не имел бы недостатков.
Если до брака мужчина то и дело
демонстрирует свои бицепсы, девушке следует задуматься, с кем
она собирается связать свою жизнь, поскольку эти мышцы могут
служить разным целям. И наоборот: если девушка абсолютно не
способна признать за собой даже мелкой ошибки, только то и
делает, что оправдывается, а когда исчерпывает все аргументы,
начинает плакать, жениху необходимо подумать, сможет ли он
справиться с такими ситуациями. Люди, готовящиеся заключить
брачный союз, открывая друг в друге слабости и ограничения,
давая им реальную оценку, должны прислушаться к себе, в
состоянии ли они жить вместе под одной крышей «во все дни жизни
своей»?
Если между супругами возникают
конфликты, следует вспомнить супружескую клятву, которая
заканчивается словами «во все дни жизни моей». В период
помолвки нельзя легкомысленно отнестись к вопросу: «А не
станет ли это "во все дни жизни нашей" малым адом, от которого
можно избавиться лишь разводом? Или будет простым человеческим
счастьем, как для нас самих, так и для наших детей?»
Партнёрство
Истинный диалог ведёт к
партнёрству. Именно партнёрский характер в христианском
понимании должен носить брачный союз. Хотя у каждого из
супругов - своя роль, которую они исполняют в браке, ни одному
из них это не даёт права на установление какого-либо
превосходства или применения силы, пусть даже в самых
минимальных проявлениях. Перед Богом супруги абсолютно равны.
Брак не может выглядеть как симбиоз сильного со слабым, или
как отношения типа директор-подчинённый, раб-господин, которые
нередко наблюдаются во многих семейных союзах. Это - ярко
выраженное злоупотребление, и поэтому такой брак быстро
превращается в отношения использующего и использованного,
хищника и жертвы.
Слова апостола Павла «жёны,
повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть
глава жены» (Еф 5, 22-23) не могут служить аргументом для
психологического и эмоционального превосходства в супружеских
отношениях. Эти слова необходимо трактовать в контексте всей
Библии, в частности в соответствии со словами того же Павла:
«Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и
предал Себя за неё <...> Так должны мужья любить своих
жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо
никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и
греет её, как и Господь Церковь» (Еф 5, 25. 28-29). Если муж
именно так любит свою жену, тогда её повиновение ему является
естественным. В такой ситуации покорность жены не вытекает из
права и желания, которые предъявляет ей властвующий муж, но
происходит из любви и становится ответом на предваряющее
смирение мужа перед женой.
Однажды я смотрел интересную
телепрограмму для влюблённых, в которой принимало участие
несколько пар. Моё внимание привлекло одно очень интересное
упражнение. Одно из студийных помещений целиком было залито
водой, а посредине - узенький мостик. Влюблённые двигались
навстречу друг другу, но в середине им нужно было разминуться.
Мостик был настолько узкий и так расположен, что когда
влюблённые пытались разминуться, одному из них ничего не
оставалось, как сойти в воду. У первой же пары возник конфликт:
надменный молодой мужчина воспользовался своим преимуществом и
прошёл по мостику, не замочив ноги, а девушке пришлось
пробираться по воде. Это упражнение пара повторила несколько
раз, и всякий раз - с тем же результатом. Мокрые ноги оказались
у «слабой» стороны. И хотя всё происходило как бы несерьёзно,
в виде игры, однако зафиксированный телекамерами конфликт
между влюблёнными вовсе не был забавным.
Эта простая игра ясно показала,
что мужчина любой ценой желает играть главную роль, и не
намерен уступать. В данной ситуации он воспринял бы мокрые
ноги как уступку и унижение. Именно в таких, казалось бы,
незначительных моментах проявляется отношение влюблённых друг к
другу, и для того, чтобы жених и невеста могли лучше узнавать
один другого, они должны как можно чаще оказываться в подобных
конфликтных ситуациях.
Совершенно недопустимо торговать
чувством собственного достоинства и уважения за минуты мнимого
мира и спокойствия: «Уступлю ему: пусть будет так, как он (она)
хочет, лишь бы воцарилось согласие». Не следует этого делать,
особенно в период помолвки. Минуты святого покоя в период
помолвки слишком дорого стоят в браке. В ситуации конфликта
интересов или несовпадения вкусов крайне необходим мудрый
компромисс, основанный на справедливости, равенстве и
партнёрстве. Определённые уступки требуются с обеих сторон.
Если одна сторона в результате перехода по «конфликтному»
мостику всякий раз оказывается «мокрой», другой стороне не
мешает хотя бы раз уступить и пройтись по воде. Жених и
невеста, а также муж и жена не должны быть святыми, но должны
жить в согласии. Они обязаны проявлять по отношению друг к
другу добрую волю, искренность и доброжелательность: «Я знаю, у
меня - трудный характер, но я буду стараться работать над собой
и всегда буду искренен с тобой». Только на основе уважения и
добросовестного отношения к себе и ближнему можно построить
справедливую и порядочную партнёрскую и супружескую
связь.
Распределение
обязанностей
Несомненно, в супружеском
партнёрстве существенное значение имеет распределение семейных
обязанностей и тяжести ведения домашних дел. Этот вопрос должен
обсуждаться сообща и не только с полной откровенностью и
искренностью, но также с позиции понимания и взаимных уступок.
Недоговорённость или молчаливое перекладывание обязанностей
друг на друга вносит в отношения неопределённость и
неискренность, которые ведут к конфликтам, недоразумениям и
ссорам. Многие женщины ради святого спокойствия принимают на
себя почти все тяготы домашних дел, и годами вынашивают внутри
себя обиду на мужа. Он же воспринимает такую ситуацию как
совершенно естественную, поскольку подобное отношение вынес из
родительского дома.
Жениху и невесте следовало бы
посоветовать, чтобы они обсуждали проблему распределения
обязанностей. Такие беседы особенно полезны, когда влюблённые
витают в облаках, мало считаясь с действительностью
повседневности, с которой им вскоре придётся столкнуться.
Соприкосновение с конкретикой повседневной жизни помогло бы им
спуститься на землю. Благодаря этому начало совместной жизни в
браке было бы для них более спокойным. Острые конфликты,
возникающие между супругами на первых порах совместной жизни,
чаще всего являются следствием неясностей и недоговорённостей в
период помолвки.
Каждое принятое решение о
распределении обязанностей будет реальным и правильным, если
супруги будут принимать его по взаимному согласию. Однако не
следует добиваться какого- то абсолютно справедливого
распределения, где всё делилось бы поровну. Таким образом
понимаемую справедливость просто невозможно внедрить в жизнь. В
беседах о распределении обязанностей необходимо не только идти
на компромиссы, но руководствоваться обычным человеческим
благородством, которое не боится взять на себя «немного
больше», если в этом возникнет необходимость. При распределении
семейных обязанностей необходимо учитывать практический опыт,
личные способности, вкусы, психологическую
устойчивость.
К сожалению, при традиционном
распределении семейных обязанностей почти вся тяжесть ведения
домашнего хозяйства чаще всего ложится преимущественно на
женщину, даже если она, как и муж, работает. Разрушая
устоявшиеся семейные и общественные стереотипы, мужья должны
включаться в домашние дела. Правда, иногда это требует
известных усилий, чтобы переломить себя, но истинная любовь
выражается в отказе от собственных привычек ради привычек и
желаний того, кого любишь.
Когда дело
доходит до конфликта
Когда дело доходит до конфликта,
каждая сторона в полной свободе должна высказать своё
состояние, а также терпеливо выслушать то, что хочет сказать
другая сторона. Повышенный тон, которым может вестись беседа,
не следует сразу же воспринимать как великую проблему. Эмоции,
в том числе и весьма бурные, - это элемент повседневной жизни,
поэтому необходимо пытаться как-то владеть ими. Мы должны
учиться властвовать как над своими эмоциями, так и над эмоциями
своих близких. Апостол Павел говорит: «Гневаясь, не согрешайте:
солнце да не зайдёт во гневе вашем» (Еф 4, 26).
Жених и невеста, а также супруги
должны откровенно говорить о возникших конфликтных ситуациях.
Если жених или невеста в какой-то момент обидится и уйдёт, то,
вполне возможно, для данных отношений это будет наилучшим
разрешением. Если кто-то не может решить мелких конфликтов, то
наверняка не сможет справиться и с более серьёзными. «Не
согрешайте». Это означает: не приносите друг другу страданий,
не прибегайте к насилию, не манипулируйте другим человеком,
согласитесь с тем, что вы - разные, примите отличия, которые
существует между вами. «Грешить» в этом контексте - означает
причинять страдания друг другу.
И ещё один очень полезный совет,
помогающий разрешать конфликты и ссоры: никогда не следует
прибегать к крайним аргументам: унижению, злобным замечаниям
или жестам, применению физической силы, напоминанию о проблемах
давно разрешённых и закрытых. Попытка добиться победы любой
ценой, невзирая на средства, ведёт лишь к разрушению
супружеских отношений и оставляет после себя раны, которые
долго не заживают, месяцами, а то и годами, отравляя другому
существование.
Если жених и невеста начинают
унижать друг друга, им следует как можно скорее разойтись, ибо
это не предвещает ничего хорошего. Подобное же положение и в
супружестве. Если одна сторона унижает другую, если люди
отравляют друг другу жизнь, возникает серьёзный вопрос: не
лучше ли им разойтись? У человека нет права унижать или
разрушать жизнь другого, ибо никто не может владеть и
владычествовать над другим человеком. Если кто-то
систематически подвергается унижениям, то, безусловно, должен
протестовать против этого: «Ты не имеешь права отравлять мне
жизнь, и у тебя нет права разрушать жизнь наших
детей».
Для многих женщин брак
превращается в настоящий ад, когда, чувствуя себя запуганными,
они терпят постоянную тиранию собственных мужей. Когда один из
супругов пытается применять насилие, вторая сторона должна его
остановить, иногда стоит просто сказать: «Ты не являешься моим
богом, ты - лишь мой муж (жена), и у тебя нет права меня
унижать». Мы перестаём бояться людей, когда начинаем
осознавать, что один только Господь есть Бог, а любой человек -
лишь мой брат или сестра.
Такая решительная защита
собственного достоинства и требование уважения к себе, без
какого-либо проявления гнева, ненависти или мести, заставляет
сторону, применяющую насилие, остановиться и задуматься.
Унижение в супружеских взаимоотношениях никогда не может
расцениваться как личная проблема унижаемой или унижаемого -
это проблема всей семьи.
Жена, будучи также и матерью, не
умеющая (а часто также и не желающая) сопротивляться насилию
мужа, искажает образ супружеской любви в глазах своих детей,
тем самым она оказывает крайне отрицательное влияние на их
будущую семейную жизнь (то же относится к мужу и отцу). Супруги
обязаны требовать друг от друга взаимного уважения не только
из соображений соблюдения собственных интересов, но также с
учётом заботы о своих детях. Невозможно быть хорошей матерью,
не будучи хорошей женой, и нельзя быть хорошим отцом, не будучи
хорошим мужем. Подлинное понятие доброты - одно, хотя способы
её проявления могут быть разнообразными.
Я неоднократно проводил
конференции на тему «Боль обиды, радость прощения». Прежде
всего, в них участвовали женщины в возрасте после сорока лет,
за плечами у которых был уже приличный стаж супружеской жизни.
Их рассказы чаще всего имели одну и ту же схему: она старается
быть хорошей женой, готовит, стирает, во всём помогает мужу, он
же постоянно всем недоволен, отвергает её, унижает, часто
приходит домой пьяный. Из этого она заключает, что делает
что-то не так, как бы ему хотелось, и поэтому старается ещё
больше, а он ещё больше её унижает. И так всё идёт по кругу.
Что в таких случаях советовать? Ответ очень простой: в конце
концов, перестать быть «хорошей» женой, которая всем своим
поведением, словно милостыни, выпрашивает чувств у своего
мужа. У каждого должно быть чувство собственного достоинства:
муж и жена обязаны добиваться уважения к себе и своему
труду.
В
любви нет
страха
Любовь возможна лишь тогда, когда
люди чувствуют себя свободными и дарят её друг другу. Без
свободы союз с другим человеком превращается в рабство, а
неволя в любой её форме - это несчастье. Свобода же -
основополагающее условие истинной любви: и Божьей, и
человеческой. Господь, желая, чтобы мы были любящими Его
детьми, а не рабами, подарил нам свободу, нисколько не боясь
нашего возможного предательства Его любви.
Чтобы чувствовать себя
свободными, необходимо преодолевать наши человеческие страхи,
ибо они угнетают нашу свободу, лишают нас возможности творить и
созидать. Живя в страхе, мы не можем свободно распоряжаться
собой, не можем в полном объёме использовать наши человеческие
качества: разум, сердце, волю. Не можем жить, работать,
жертвовать собой и страдать ради любимого человека. Любовь
нуждается в динамизме и творчестве, а они блокируются страхом.
В истинной же любви «нет страха, но совершенная любовь изгоняет
страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в
любви» (I Ин 4, 18).
Конечно же, у каждого из нас есть
свои страхи, которые свидетельствуют о хрупкости нашего
существования и о чрезвычайной чувствительности к страданиям.
Страх толкает нас к эгоистической самозащите. Если мы
поддаёмся страху, то замыкаемся в себе и уже неспособны к
настоящему доверию, жертвенности и служению другим.
Союз влюблённых и супружеский
союз для молодых людей - большой вызов и приглашение к борьбе
со всякого рода страхами, сковывающими их. Только преодолев
собственные страхи, молодые могут возрастать во взаимной
любви и свободе. Ибо любовь не только способствует
возрастанию в свободе, но также обеспечивает и определённую
внутреннюю мотивацию, чтобы неустанно к ней стремиться.
Благодаря любви, у влюблённого молодого человека появляется
достаточно сил и отваги, чтобы порвать со всем тем, что делает
его рабом.
Влюблённые юноша и девушка должны
взаимно настраиваться на борьбу со страхами, парализующими их
любовь. Если заключение брака происходит под влиянием страха,
такой брак Церковь признаёт недействительным, потому что
любовь без свободы невозможна, невозможно без свободы
распоряжаться собственной личностью. Только в свободе можно
сказать тому, кого любишь: «Обещаю тебе хранить верность в
счастье и несчастье, в здравии и болезни, а также любить и
уважать тебя во все дни жизни моей».
Чего я боюсь? Что вызывает у меня
страх? В какие моменты жизни он рождается? Как мои страхи
могут влиять на мои супружеские отношения? Как они будут влиять
на воспитание детей? Вот вопросы, которые должны ставить перед
собой все влюблённые и супруги. Будучи скована страхом, жена
становится рабыней мужа и наоборот. Именно страх приводит к
тому, что люди так часто обижают друг друга, не всегда отдавая
себе отчёт, почему. Страх перед жизнью толкает многих к
злоупотреблению алкоголем, употреблению наркотиков, применению
насилия. Это происходит не только с молодыми людьми, но также и
со многими взрослыми.
Пренебрежение страхами и
опасениями, попытка обойти их стороной ведёт к тому, что
взаимоотношения между людьми становятся неискренними.
Супруги, живущие в страхе, не говорят друг другу правды, так
как боятся, что она может испортить их кратковременное хорошее
настроение. Муж боится сказать что-либо искренне, поскольку
жена легко обижается и начинает плакать. Жена также не
беседует с мужем откровенно, потому что тот легко
раздражается, злится, повышает голос, кричит. Таким образом,
взаимные страхи делают отношения скрытными и лживыми. В таких
ситуациях возникает вопрос о возможности дальнейшего
существования такого брака.

|