VIII. Воспитание любви
В любви родителей к детям имеет
значение то, что ребёнок подчинён им и зависим от них. Отец и
мать содержат и опекают ребёнка, но требуют от него послушания,
ибо они за него в ответе. Однако по мере того, как дети
подрастают, эта зависимость всё больше их угнетает. Хотя
ребёнок и привязан к маме и папе, но постепенно начинает
понимать, что не может оставаться с ними вечно, и должен
строить свою собственную жизнь. Молодой человек подсознательно
стремится ко всё возрастающей независимости и
самостоятельности. Он устанавливает взаимоотношения с
ровесниками, удовлетворяет свои естественные потребности и
желания в любви и дружбе, установлении приятельских отношений,
приобретает опыт партнёрства и состязательности. Общаясь с
ровесниками, молодой человек имеет возможность оценить
собственные силы и убедиться в своих возможностях и
способностях. Признание родителей, хотя и имеет для него
значение, всё же недостаточно для того, чтобы в нём
зарождалось и зрело чувство собственного достоинства и
независимости.
Братья и
сёстры
Опыт показывает, что наличие в
семье братьев и сестёр положительно влияет на развитие ребёнка,
поскольку все дети имеют прочную опору во взаимной любви
родителей. Такой ребёнок не требует индивидуальной
первоочередной любви матери и отца, но их взаимной супружеской
любви. Любовь и согласие между родителями становится
источником чувства защищённости и безопасности для
детей.
Родители должны следить за
взаимоотношениями между братьями и сёстрами, особенно, когда
отношения между ними складываются не лучшим образом. Когда дети
становятся свидетелями конфликтов между отцом и матерью, то
подсознательно переносят их поведение и суждения на отношения
между собой, ибо именно у родителей они перенимают опыт
межчеловеческих отношений. Например, если мальчик видит, что
отец унижает маму и кричит на неё, то сын аналогичным образом
ведёт себя с сёстрами, а старшие дети начинают поступать так по
отношению к младшим. Если же дети наблюдают, с каким уважением
родители относятся друг к другу, насколько доброжелательны и
всегда готовы помочь один другому, тогда в отношениях между
собой ребята будут следовать примеру отца и матери. Если же в
семье много конфликтов, раздоров, взаимного насилия, подобное
же поведение неизбежно будет царить и между детьми.
Родители также могут создавать в
семье атмосферу добрых отношений между братьями и сёстрами и
при помощи бесед, рассказывая и научая детей доброжелательности
и готовности к компромиссам. Иногда отцу и матери необходима
воистину соломонова мудрость, чтобы разрешать мелкие конфликты
между братьями и сёстрами. В основе таких столкновений нет
каких-то серьёзных причин, чаще всего - это результат
соперничества детей между собой или ревность. Острые же
конфликты между детьми родители легко могут гасить, справедливо
относясь ко всем детям и настраивая их на взаимную любовь и
согласие.
Родители не должны сравнивать
детей между собой, тем самым, демонстрируя, что одни из них
лучше, а другие хуже. Не следует ругать одного ребёнка и при
этом хвалить другого. Из подобного сравнения обычно рождается
взаимная ревность, зависть, соперничество и уныние. К каждому
ребёнку необходимо относиться индивидуально, и обучать детей
тому, чтобы и они воспринимали окружающих таким же образом.
Родители обязаны распознавать, уважать и считаться с
индивидуальностью каждого их своих детей: темпераментом,
потребностями, интересами, стремлениями, характерными только
данному ребёнку. Уважая отличительные особенности каждого из
детей, в свою очередь и их следует обучать с терпением и
уважением относиться к несходству других людей: родителей,
родственников, товарищей, приятелей. Ибо индивидуальные
отличия людей между собой всегда необходимо воспринимать как
личностное богатство и разнообразие, которым можно делиться с
другими, и ни в коем случае не воспринимать как слабость или
недостаток.
Товарищеские
отношения и дружба
Уже с самых малых лет дети
инстинктивно начинают обращать внимание на своих сверстников.
Удивительно, но даже в незнакомой обстановке они находят в
себе смелость идти на общение с совершенно незнакомыми
ровесниками. Дети постарше строят более продолжительные
товарищеские и приятельские отношения: делятся опытом,
приглашают друг друга домой, переписываются, обмениваются
разными безделушками. Эти привязанности бывают довольно
сильными и могут играть в жизни ребёнка большую роль. Родители
не только не должны препятствовать детям в налаживании
контактов с ровесниками, но, напротив, должны им в этом
помогать. Несмелым, робким и замкнутым детям нужно создавать
особые благоприятные условия для встреч со сверстниками,
например, с соседскими ребятами. Однако родителям не следует
слишком уж активно вмешиваться в мир детских отношений.
Вмешательство родителей оправдано лишь в случае, когда детям
грозит опасность, например, дело доходит до применения
насилия.
В дошкольном возрасте дети обычно
эмоционально связаны со своими родителями, а также с братьями
и сёстрами. Глубоких эмоциональных связей с ровесниками они ещё
не выстраивают, но чаще всего ищут общих приключений: игр,
соревнований, творческого познания окружающего мира, в
процессе которого можно делиться опытом. Чем сильнее чувство
безопасности и эмоциональной поддержки, которую ребёнок
получает от своих родителей, тем смелее он идёт на контакт с
ровесниками. Ребёнок не боится на какое-то время отойти от
родителей, потому что уверен, что они всегда держат его в поле
зрения и заботятся о нём, кроме того, знает, что всегда может
к ним возвратиться.
Богатые возможности для
построения товарищеских и дружеских связей детям даёт школа.
Однако иногда в той же школе ребёнка может подстерегать
опасность. Насилие, лёгкий доступ к наркотикам, преступные
детские и молодежные группировки - всё это, к сожалению,
повседневность для некоторых наших школ. Родители могут
следить за тем, с кем общаются их дети, беседуя с ними. Во
взаимном диалоге ребёнок сам расскажет отцу и матери о том, с
чем он сталкивается в школе и что с ним происходит. Такие
беседы возможны, если между родителями и детьми налажена связь,
основанная на доверии. Воспитательные проблемы возникают, когда
ребёнку намного важнее связь с ровесниками, чем с родителями.
Если ребёнок только и думает, как бы поскорее вырваться из
дома, возникает вопрос: как он чувствует себя в семье, какова
его связь с отцом и матерью? Родители обязаны прилагать все
усилия к тому, чтобы для детей семейные взаимоотношения были
куда важнее, чем товарищеские или дружеские связи за пределами
дома.
Почему
взаимоотношения с ровесниками
столь важны
для ребёнка?
Во-первых, потому, что они
открывают ребёнка на окружающий мир и людей. Человек рождается,
воспитывается и живёт в семье. Но однажды наступает момент,
когда молодой человек должен покинуть родной кров и, вступив в
мир, постепенно создать собственную семью. Если же детей
насильно удерживают дома, пугая тем, что окружающий мир полон
опасности и зла, они становятся неуверенными в себе,
пугливыми, растерянными. Человек создан для жизни в семье, но
семья живёт в окружающем мире.
Во-вторых, детские
взаимоотношения с ровесниками, товарищами, друзьями учат
ребёнка налаживать связи с окружающими. Хорошие приятельские
отношения, рождённые в детстве и юности, являются прекрасной
подготовкой к построению любовных, супружеских и семейных
отношений. Молодой человек, не имеющий ни друзей, ни приятелей,
целыми днями просиживающий дома за компьютером, обычно боится
устанавливать отношения с девушками. То же может произойти и с
девушками. Если детство и юность проходит в изоляции от
сообщества ровесников, тогда у молодых людей неизбежно
появляется робость и опасение при установлении отношений с
противоположным полом.
В-третьих, существующая в среде
ровесников здоровая конкуренция мобилизует молодых людей к
усилиям, творчеству и труду. Ребёнок не сможет определить свои
физические силы, собственные интеллектуальные, психологические
и творческие возможности во взаимоотношениях со взрослыми,
поскольку между детьми и взрослыми существует огромная
дистанция. Великий воспитатель Януш Корчак не запрещал
подросткам устраивать между собой небольшие драки, ибо
прекрасно понимал, что это - способ проверить себя и свои
возможности. Однако он всегда следил за тем, чтобы в таких
боях у ребят были равные шансы. Он высмеивал тех, кто позволял
себе издеваться над младшими и слабыми: в системе воспитания
Корчака такие случаи расценивались как проявления трусости и
позора.
Беседы о воспитании
любви
Родители должны чувствовать свою
ответственность за подготовку детей к семейной жизни. Кроме
личного примера, большое значение имеет непосредственное
введение ребёнка в сферу человеческой любви и ответственности.
Никто не просветит ребёнка в области любви и сексуальности
лучше, чем его родители. Однако они вовсе не должны вести
длительные воспитательные беседы на эти темы. Иногда
достаточно того, чтобы в подростковом возрасте отец дал
прочитать сыну (а мама - дочери) мудрую книгу, раскрывающую
проблемы сексуального созревания. Её следует подбирать
тщательно, и чрезвычайно важно, чтобы она действительно была
мудрой. Такой жест является для ребёнка ценным знаком. «Если
отец дал мне эту книгу, тем самым он принимает и соглашается с
той информацией, которую она содержит». Сын должен получить
такую книгу из рук отца, поскольку он как мужчина
отождествляет себя с ним; а дочь - из рук матери, поскольку
мать является для неё образцом. В отрочестве и юности следует
очень ясно говорить детям о неприемлемости и опасности
многочисленных сексуальных связей, ибо тогда разрушается
естественный фундамент прочной и верной супружеской
связи.
С молодыми людьми необходимо
спокойно, но одновременно очень чётко и однозначно говорить о
любви и сексуальности: объяснять, рассказывать,
предостерегать, информировать, приводить примеры. Молодые люди
- не самоубийцы, и в будущем они хотят иметь хорошие, здоровые
семьи. Одновременно необходимо разоблачать ложь о любви и
сексуальных отношениях, которой изобилуют многочисленные
молодёжные издания, а также разного рода дилетантские
руководства. Зачастую сексуальные отношения преподносятся в них
как игры и развлечения, молодым же необходимо осознать, что забавы эти чрезвычайно
горьки, и за них очень дорого приходится
платить.
Очищение
детского общения от эротики
В наше время детям и подросткам
приходится прилагать огромные усилия, чтобы оказывать
сопротивление массированному распространению и внедрению в
межчеловеческие отношения эротики, которую активно
предлагает современная цивилизация. Школьные занятия на темы
сексуальности, молодёжные журналы, книги о том, как входить
в возраст полового созревания, как становиться мужчиной
(женщиной), аналогичные радиопрограммы и телепередачи,
бесконтрольное распространение порнографии - всё это
преждевременно возбуждает эротическую фантазию молодых
людей и одновременно способствует раннему ознакомлению
несовершеннолетних с сексуальной проблематикой. Поэтому нет
ничего удивительного в том, что в последние десятилетия
заметно вырос процент молодёжи, которая рано начинает вести
сексуальную жизнь. Статистические данные также
свидетельствуют о том, что ознакомление со сферой
сексуальности начинается теперь в очень раннем возрасте.
Атмосфера, которую культивирует современная цивилизация
вокруг вопросов человеческой любви и сексуальности, с одной
стороны, толкает молодёжь к преждевременной беспорядочной
сексуальной жизни, а, с другой стороны, представляет
перспективы создания семьи очень отдалёнными: после
получения образования и достижения материальной
стабильности.
Французский врач, профессор Анри
Жуайо, занимающийся проблематикой семьи, подчёркивает, что
ранние эротические и сексуальные связи в подростковом возрасте
обычно являются результатом отсутствия эмоциональной
родительской поддержки в семье. У подростков, которые не
чувствуют себя любимыми родителями, очень рано пробуждается
потребность в эмоциональной и физической близости. Часто это
и ведёт к преждевременным сексуальным связям. Молодые люди,
истосковавшиеся по любви, таким способом пытаются наполнить
друг друга любовью. Однако следует задуматься, каким образом
юноша, ищущий защиты и жаждущий чувственных ощущений, сможет
стать опорой и поддержкой для растерянной девушки, обиженной и
оскорблённой своими родителями?
Ранняя осведомлённость в сфере
сексуальности, как правило, ведёт к унизительному
использованию друг друга и взаимному причинению страданий.
Такие связи в дальнейшем оказывают отрицательное влияние на
супружескую и родительскую жизнь. Многочисленные эротические
и сексуальные связи в юношеском возрасте приводят к тому, что
молодые люди утрачивают способность к длительной, крепкой и
верной супружеской и семейной любви. В подобных ситуациях
крайне необходимо глубокое духовное оздоровление, чтобы
молодой человек, израненный многочисленными сексуальными
контактами, смог стать нормальным мужчиной (а девушка -
женщиной), а также хорошим мужем (а девушка -
женой).
Тоскуя, не
могу я разрешить секрета...
При подготовке молодых людей к семейной
жизни следует подчёркивать огромное значение опыта крепкой
дружбы, которая является школой уважения, надёжности и
взаимопомощи. Дружеские связи подготавливают юношей и
девушек к правильному подходу к любви, ибо если молодой
человек научится быть верным, щедрым, благородным и
порядочным другом, то он будет способен таким же образом
вести себя и в супружеской жизни. Люди, неспособные к дружбе
из-за непомерного эгоцентризма, склонности манипулировать
другими или по причине повышенной обидчивости, также
неспособны и к любви.
Взаимные унижения и причинение друг другу
страданий, которые наблюдаются в отношениях между супругами,
возникают из-за чрезмерной сосредоточенности на себе и
собственных потребностях. В юношеском возрасте совершенно
естественно происходит постепенный переход от дружбы к
любви. Этот деликатный момент прекрасно передаёт Адам
Мицкевич в известном стихотворении «Сомнение»: «Тебя не видя
- в муках не терзаюсь, При встрече - не краснею, не теряюсь;
Но если друг от друга мы далёко - И грустно мне, и очень
одиноко, И не могу я разрешить секрета: Любовь ли это?
Дружество ли это?»[1].
В процессе семейного и школьного воспитания необходимо
обучать подростков ценить дружбу,
выращивать
её, укреплять и поддерживать. Раскрывая перед детьми
проблемы супружеской и семейной любви, следует
подчёркивать огромное значение религиозного и духовного
опыта, без которого построение зрелого супружества и
семьи совершенно невозможно.

[1]
Адам Мицкевич.
Стихотворения. Поэмы. М. Издательство «Художественная
литература». 1968. С. 58.
|