VII. Воспитание веры
У маленького ребёнка ещё нет
собственной веры, он участвует в вере своих родителей, поэтому
в религиозном детском воспитании огромную роль играет та
атмосфера веры, которую в семье вместе создают отец и мать.
Именно эта атмосфера является той питательной средой, в
которой протекает процесс религиозного воспитания. Когда в
семье существует благоприятный климат, нет необходимости
применять какие-либо специальные воспитательные методы, чтобы
прививать детям опыт веры: ребёнок ценит всё то, что важно для
родителей и подсознательно это принимает. Если в родительском
доме царит атмосфера веры, дети воспринимают религию как нечто
совершенно естественное, и, само собой разумеется, что в семье
не только вместе принимают пищу, беседуют, трудятся, отдыхают,
но также вместе молятся.
Если общий опыт веры у родителей
отсутствует, то религиозное воспитание детей становится делом
весьма трудным. Когда дети наблюдают разницу в подходе по
религиозным вопросам между отцом и матерью, они оказываются
перед дилеммой: кому верить? Кто из них прав? Права ли мама,
которая молится сама и приглашает к молитве ребёнка, или прав
отец, который уклоняется от веры или вовсе безразличен к ней?
Сын, которому импонирует отец, обычно оказывается на его
стороне, ибо, прежде всего, именно с отцом он отождествляет
себя. Если отец, с которым мальчик имеет хороший контакт,
пренебрежительно высказывается о Церкви, Божьих заповедях,
требованиях морали, сын подсознательно будет принимать его
сторону. Отцы нередко не отдают себе отчёта в том, насколько
сильно своим поведением они влияют на моральный облик
сыновей.
Если в период, предшествующий
браку, родители не оговорили с молодыми людьми их подхода к
вопросу веры, то эта проблема должна быть чётко сформулирована
и откровенно обсуждена после того, когда они стали супругами.
Любые недомолвки и недоговорённости в этом вопросе часто
становятся источником конфликтов и недоразумений. Религиозное
воспитание детей не может осуществляться по аукционному
принципу: «Выигрывает тот, кто окажется более выносливым
психологически». Такой подход к религиозной проблеме в семье
является болезненным как для самих супругов, так и для
детей.
Если между супругами существует
расхождение в вопросах веры, им следует относиться друг к
другу с огромным уважением, тактом и деликатностью. В случае
каких-либо злоупотреблений с одной стороны, другая сторона
должна возражать, добиваясь уважения к своей собственной
позиции. Всевозможные методы давления, ограничения свободы и,
тем более, какие-либо формы насилия всегда будут проявлением
несправедливости и злоупотребления. Муж не имеет права с
пренебрежением или презрением высказываться о религиозном
опыте жены и наоборот. Если муж позволяет себе высмеивать
религиозность жены и её верность вере, то наносит глубокую
обиду и ей, и детям. И наоборот.
Различия по вопросам
вероисповедания всегда требуют принятия и уважения другой
стороны. Веры нельзя требовать, к ней можно только приглашать.
Если один из супругов декларирует позицию индифферентности по
отношению к вере, тогда возникает вопрос, а на каких принципах
основывается его порядочность и супружеская верность?
Добропорядочность, которая зиждется на естественном законе,
вписанном в человеческой совести, обязывает каждого. К ней
всегда необходимо стремиться в супружеских
отношениях.
Существует ли религиозная
непредвзятость?
В наши дни в некоторых
либеральных кругах стало считаться хорошим тоном вовсе не
принимать во внимание вопросов веры и религии в воспитании
детей. Сторонники такого подхода утверждают, что эти вопросы
следует отложить до времени, когда ребёнок подрастёт и сам
примет решение о своей религиозности: «Подождём и с крещением
и введением его в христианство. Пусть - когда повзрослеет -
самостоятельно и свободно выбирает религию, которую сочтёт
нужным принять». Представленная аргументация на первый взгляд
кажется вполне логичной, однако, на самом деле она - насквозь
ложная. Точно так же родители могли бы сказать: «Не будем
навязывать ребёнку какой-то конкретный язык и вводить в ту или
иную культуру, чтобы не ограничивать его. Когда подрастёт, сам
выберет себе народ, язык и культуру. В Европе - много языков и
культур, так зачем обучать его польскому языку, культуре и
истории? Почему он на всю жизнь должен быть обречён на эту
страну, язык и культуру?» Если бы родители и в самом деле
воспитывали своего ребёнка так, это было бы ужасно. А ведь
религиозные ценности намного важнее языка и культуры, поскольку
именно они определяют саму суть человеческого существования,
формируют мировоззрение, отношение к ближнему и собственной
жизни, а также оказывают решающее влияние на формирование
ответственности за себя и других.
Сегодня часто можно услышать
нарекания на грубое и жестокое поведение подростков, на то, что
они издеваются над слабыми, совершают преступления, воруют и
даже убивают. Слыша об этом, мы легко осуждаем молодёжь. Однако
когда мы сталкиваемся с фактами детской и подростковой
жестокости, следовало бы спросить: «А какая система ценностей
им прививалась? Что послужило причиной того, что
четырнадцатилетним подросткам вдруг приходит в голову убить
своего приятеля? Как они могут до такого додуматься? Откуда
эти дети и подростки взяли столько гнева, агрессии и ненависти,
что совершенно хладнокровно могут убивать как своих
ровесников, так и взрослых? Что за люди их отцы и матери? Как
они их воспитывали? Какой подавали им пример? Ведь человек не
рождается убийцей». Не следует перекладывать всей полноты вины
за подобное воспитание молодёжи только на средства массовой
информации, их влияние вовсе не является таким уж решающим.
Средства массовой информации лишь подтверждают то, чему дети
научились в родительском доме от собственных родителей.
Результатом безрелигиозного воспитания может быть лишь
аморальность ребёнка.
Свобода и религиозное
воспитание
Свобода - это фундамент
религиозного воспитания. Если свобода попирается
психологическим давлением или при помощи каких- либо иных форм
манипулирования, тогда привить молодому человеку религиозный
опыт невозможно. В таких случаях можно получить результат
совершенно противоположный ожидаемому: отрицательное отношение
к религии, агрессивная настроенность к Церкви и священникам,
сопротивление всему, что относится к вере и религии.
Демонстрация подобного отношения к вопросам религии нередко
бывает результатом оказываемого давления на детей со стороны
родителей или пастырей Церкви.
Одним из самых важных принципов
религиозного воспитания в семье, школе и приходах должен быть
принцип введения молодёжи в атмосферу открытости на человека и
таинства Бога. Если знакомство детей с таинствами Церкви
начинается с изучения сложных положений катехизиса и
непременного требования заучивать их наизусть; если навязывать
подросткам внешние обрядовые практики, когда они ещё не дозрели
до их адекватного переживания, то подобные методы введения в
религиозную жизнь не могут вызвать ничего, кроме отрицательного
отношения к религии, причём иногда на долгие годы. Если дети
вступают в юношеский возраст с такой настроенностью, они
нередко вообще отворачиваются от религии.
Самым лучшим методом религиозного
воспитания всегда была и остаётся общая практика веры в семье.
Ребёнок, с раннего детства молящийся вместе с родителями,
посещающий вместе с ними богослужения, приступающий к исповеди
и причастию, не может вдруг ни с того ни с сего заявить: «Не
буду больше ходить в церковь». Если сначала исповедуется отец,
а за ним к исповеди приступает сын, он не станет пренебрегать
исповедью ни в отрочестве, ни в юности, ни в молодости и
зрелости. Ежедневная общая молитва в семье, другие религиозные
совместные практики могут укрепляться другими мероприятиями,
например, семейными поездками по святым местам,
паломничествами. Родители также могут использовать
религиозные праздники или семейные торжества для общего
укрепления веры. В основе такого воспитания, прежде всего,
должно быть единство и согласие между супругами. Как можно
молиться сообща, когда муж с женой ссорятся и постоянно
находятся в конфликтных отношениях? Религиозный опыт носит
очень индивидуальный, интимный характер и поэтому требует
взаимного доверия, предельной искренности и
открытости.
Следующий весьма важный метод
религиозного воспитания в семье — это беседы с детьми. Беседы
с малышами носят естественный и спонтанный характер, они
доверчиво воспринимают всё, о чём повествуют им родители. Мать
и отец должны научить ребёнка воспринимать жизнь и окружающий
мир сквозь призму веры. Чем более спокойными и естественными
будут религиозные беседы родителей с детьми, тем глубже они
смогут воздействовать на них.
В 2002 году во время папского
визита в Польшу Святейший Отец часто пользовался выражением:
«Если Господь Бог позволит». «Если Господь Бог позволит, -
говорил он, приветствуя земляков, то во время Мессы на
Краковских Блонях я возведу в чин блаженных Зигмунта Фелинского
и Иоанна Бейзыму». В нашей жизни всё зависит от Бога, всё
находится в Его руках, в том числе и то, что мы намерены
сделать в ближайшие годы, как и то, что наметили на ближайшие
несколько дней и даже часов. Такую перспективу веры родители
могут передавать своим детям лишь тогда, когда сами живут
ею.
Не применять
силу
В педагогике и психологии
известен синдром, который развивается в результате унижения и
оказания мощного психологического давления на воспитанников, в
том числе и в некоторых религиозных учебных заведениях. О
довоенных иезуитских школах говорили, что они воспитывают или
святых католиков, или воинственных атеистов. И в этом
утверждении была доля правды. Давление, оказываемое на
некоторых воспитанников, приводило к тому, что учащиеся
оказывались либо на одной, либо на другой стороне: или
высказывались за Церковь, или против неё. Однажды в Италии я
встретился с женщиной, которая воспитывалась в одной из
монашеских школ, в которой существовал очень жёсткий
религиозный регламент. Окончив школу в возрасте восемнадцати
лет, женщина порвала с Церковью почти на тридцать лет. Спустя
долгие годы она призналась, что причиной тому послужила
нанесённая ей в школе тяжёлая психологическая травма. Этот
пример убедительно свидетельствует о том, что методы
религиозного воспитания молодёжи никогда не должны сочетаться
с психологическим давлением.
Моральные и религиозные
требования, которые мы предъявляем ребёнку, не могут
ограничивать его свободу и превышать его духовные и
психологические возможности. Если же это происходит, тогда
неизбежны тяжёлые последствия, в результате которых ребёнок в
последствии может порвать с верой и Церковью на всю жизнь. К
сожалению, история знает много таких примеров, которые иногда
носят драматический характер. Один из них - великий австрийский
поэт Райнер Мария Рильке.
В детстве Рильке воспитывала
мать, так как родители были в разводе. Мать была особой весьма
неуравновешенной эмоционально. Первые годы жизни она
воспитывала его как девочку, ограждая от общения с
ровесниками. Мальчика пичкали высокими религиозными идеями и
предъявляли высокие моральные требования. К сожалению, он был
лишён поддержки со стороны отца. В возрасте одиннадцати лет
его отдали в военную школу, где царил очень жёсткий режим.
Попав в агрессивное окружение ровесников, он не умел постоять
за себя. Чтобы переносить тяготы военной службы, Рильке искал
утешения и поддержки в своей религиозности. Об этом периоде он
вспоминает так: «Я сносил все унижения, никогда не отвечая хотя
бы резким словом. Наверное, какая-то судьба, исключительная и
неимоверная, повелевала мне держаться так терпеливо и
героически. Всё своё достоинство я вкладывал в своё поведение».
Однажды - вопреки его доблестной стойкости в принятии унижений
- эта выдержка оставила молодого человека: «Я рассуждал
по-детски, что смиренное поведение приближает меня к Иисусу. И
когда мне однажды дали пощёчину так, что подкосились ноги, я
спокойно сказал тому, кто без малейшего повода напал на меня
(эти слова до сих пор звучат в моих ушах): "Я сношу это так,
как сносил Христос - тихо и без упрёков. И когда ты бьёшь меня,
я прошу моего Бога, чтобы в Своей доброте Он простил тебя".
Жалкий трус на какое-то мгновение онемел, а потом взорвался
издевательским смехом, и все завыли вместе с ним, когда он
повторил им мои отчаянные слова». После этого молодой Рильке
категорически отказался повиноваться Христу и всем тем, кто его
воспитал в таком духе. И хотя окончательного разрыва с Богом не
произошло, и в его стихах так часто звучит величайшая
мистическая тоска по Господу, Рильке всё же решительно отошёл
от Церкви как религиозного института.
Молитва
Центральным местом в религиозном
воспитании является молитва. Молитва - важнейший опыт в
религиозной жизни человека. Кажется, мы явно переоцениваем
значение интеллектуального понимания и непременного знания
наизусть истин веры в религиозном воспитании, и недооцениваем
при этом необходимость пробуждать в ребёнке религиозные желания
и тоску по Господу. Вера, в том числе в детстве и отрочестве,
является фундаментальной потребностью. Она придаёт смысл многим
трудным испытаниям. Интуиция веры придаёт нашей жизни цель и
наполняет её смыслом. Когда естественная человеческая
мотивировка целеполагания и осмысленности исчерпывается (а это
происходит в моменты жизненных кризисов), тогда решающее
значение приобретает мотивировка веры: именно она позволяет нам
устоять в минуты слабости, неудач и падений.
Для того чтобы ребёнок мог
спонтанно обращаться к Богу, он должен почувствовать Его как
Того, Кто чрезвычайно ему близок, в Ком он нуждается, Кто им
интересуется, Кто никогда его не оставит, Кто охраняет и
неотступно сопровождает его. Молитва ребёнка должна иметь
глубокие корни в его личной жизни, ибо дети по природе своей
очень сконцентрированы на себе, и всё воспринимают сквозь
призму собственной личности. Разъясняя ребёнку содержание
молитвы, необходимо постоянно демонстрировать её связь с его
личной жизнью. Точно так же следует поступать, разъясняя
ребёнку, в каких намерениях нужно молиться. Детям свойственен
творческий подход к жизни и это следует использовать в
молитве: не нужно подсовывать им наши формулировки, напротив,
следует поощрять их к тому, чтобы они своими словами излагали
то, о чём хотят сказать Господу Богу.
Вера ребёнка, как и вера
взрослого человека, рождается из слушания. Однако прежде чем
ребёнок будет в состоянии слушать, сначала следует терпеливо и
внимательно выслушать его.
Дети испытывают огромную
потребность постоянно рассказывать о том, что они переживают.
Следовало бы деликатно, при помощи вопросов побуждать их к
изложению всего, что они испытывают. Наше свидетельство веры
может служить детям поощрением к высказыванию их собственных
религиозных переживаний. Мы можем рассказать детям, Кто для
нас - Господь, как мы обращаемся к Нему, о чём просим, за что
благодарим. Рассказывая детям о нашем переживании Бога, мы
вызываем у них ответное желание поделиться с нами своими
чувствами. Внимательное выслушивание ребёнка, рассказывающего о
себе и своём опыте переживания Господа, может служить родителям
огромной помощью в познании того, чем он живёт, каковы его
стремления и желания, что его огорчает, чего опасается, чему
по-настоящему радуется.
Образ
Бога
Введение ребёнка в молитвенную
жизнь становится также поводом для формирования правильного
образа Бога. Родители, воспитатели и духовные наставники с
великим вниманием должны относиться к тому, чтобы у ребёнка
не сложился искажённый образ Бога Ни в коем случае нельзя
пугать детей Господом, не представлять Его в образе
милиционера, судьи или директора, словом, того, кто облечён
правами, и во всеоружии законов, запретов и приказов, стоит на
страже своих интересов. «Господь тебя видит!» «Господь Бог
будет гневаться!» Подобные фразы, на первый взгляд кажущиеся
незначительными или произнесёнными случайно, глубоко и прочно
западают в детскую память и создают искажённый образ
Бога.
Формируя религиозные понятия
ребёнка, лучше всего обращаться непосредственно к Евангелию.
Существует множество изданий и религиозных рассказов для детей,
в то время как сам первоисточник - Евангелие - должным образом
и не используется. Всё учение Иисуса, вместе с Его притчами, -
очень пластичное, образное, яркое, именно такое, какое
необходимо ребёнку. Остаётся лишь умело его преподнести. Также
и в Ветхом Завете содержится много рассказов, которые могут
быть использованы для формирования и становления веры ребёнка.
Иногда мы напрочь забываем, что Библия и для детей является
святой книгой.
Несомненно, огромной помощью в
религиозном воспитании детей является также изучение Закона
Божьего. Родители должны следить за тем, посещает ли их ребёнок
уроки религии, проявляет ли к ним интерес? Как проводятся
занятия, в какой атмосфере они ведутся? Недостаточно
интересоваться только тем, какие оценки получает ребёнок на
уроках религии, следует обращать пристальное внимание на то,
какое влияние оказывают на него эти занятия. Если же известно,
что занятия по религии проходят не на высоком уровне, и
преподаватель не в состоянии пробудить в детях интереса и
энтузиазма, то родители должны помочь ребёнку настроиться на
положительное отношение к занятиям, чтобы, несмотря ни на что,
он смог извлечь из них какую-то пользу.
В наши дни из школы и общения с
ровесниками дети выносят отрицательное мнение о религии вообще,
о Церкви и священнослужителях - в частности. До них также
доходят слухи о злоупотреблениях и скандалах, которые имеют
место в Церкви. Родители не должны делать вид, будто ничего об
этом не знают, и, тем более, затыкать детям рот, утверждая: «Не
твоего ума дело! Ты ещё слишком мал, чтобы рассуждать об этом!»
Подобные трудные обстоятельства являются хорошим поводом для
искренних бесед с детьми, в которых можно показать
необходимость личной ответственности. Нередко в основе
злоупотреблений, о которых идёт речь, лежит отсутствие
ответственности уже на ранних этапах жизни. Если родители
чувствуют, что не готовы к подобным разговорам, они не должны
их начинать, но всё-таки не стоит делать вид, что проблем не
существует, или - что ещё хуже - объяснять и защищать
неподобающее поведение в Церкви, которое по сути своей -
откровенно двусмысленно. Ребёнок со своей впечатлительностью
сразу почувствует ложь, и тогда в равной степени, как родители,
так и защищаемая ими Церковь, утратят в глазах ребёнка свой
авторитет. Детские религиозные чувства и переживания надлежит
воспринимать со всей ответственностью и уважением, ибо они
имеют такую же ценность, что и переживания взрослых. Церковь
возводит в чин блаженных и святых не только взрослых и зрелых
людей, но также - детей и подростков. Признанные святыми дети
из Фатимы, Мария Горетти, Доминик Савио, Станислав Костка - вот
лишь некоторые примеры святости, которую Церковь признаёт за
детьми в такой же степени, как и за взрослыми.
Введение детей в опыт веры для
родителей часто является большим вызовом. Дети могут создавать
такие ситуации, которые нередко служат поводом к тому, чтобы
родители более глубоко и серьёзно задумались над своей
религиозной позицией. Благодаря детям, родители могут ответить
себе на вопрос, чем на самом деле является для них вера? Какую
роль она играет в их жизни? Какое влияние она оказывает на их
повседневное поведение?
Как-то ко мне обратился пожилой
мужчина с просьбой помочь ему подготовиться к исповеди. На
протяжении многих лет он держался вдали от Церкви. Его горячо
любимый сын готовился к первому причастию. Мальчик знал, что
отец не ходит в церковь, не исповедуется, не причащается. Когда
торжество первого причастия приблизилось, сын обратился к отцу
со словами: «Папа, может быть, ты вместе со мной пойдёшь к
Святому Причастию?» «Я, не особенно задумываясь, ответил ему,
что пойду. Должен сдержать слово», признался отец. Таким
образом, сын помог отцу преодолеть внутреннее
сопротивление.
Когда родители следят, как
подрастают их дети, они должны чувствовать, что приглашены
расти вместе с ними. Видя их веру, родители могут открывать для
себя истинность слов Иисуса: «Если не обратитесь и не будете
как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф 18, 3).
Совесть ребенка
Совесть ребёнка зависит от
совести его родителей. Опираясь на родителей, дети постепенно
вырабатывают в себе осознание того, что на самом деле хорошо и
что такое плохо. Совесть ребёнка это своего рода горчичное
зерно, в котором сокрыт динамизм развития. Родители помогают
детям открыть свою совесть и руководствоваться ею, но они вовсе
не хозяева их совести и не могут определять, что именно ребёнок
должен считать хорошим, а что - плохим. Матери не следует
диктовать: «Напроказил - теперь попроси у Господа прощения и
исповедуйся в этом». Открытость ребёнка на Бога будет
аутентичной, если он сам, исходя из собственной детской
свободы, выразит сожаление. Подготовить его к этому может
испытание совести. Никогда не следует диктовать ребёнку его
грехов, даже когда он просит сделать испытание совести вместе с
ним, то и тогда следует считаться с его свободой.
В деле воспитания совести,
особенно в детстве, основное внимание желательно направлять на
позитивные переживания и чувства. При испытании совести следует
поощрять ребёнка к тому, чтобы он, прежде всего, увидел то
хорошее, что сделано им в течение дня и за что хочет
поблагодарить Господа. «Подсчёт» доброго для детей значительно
важнее, чем признание в плохих словах, мыслях и желаниях.
Ребёнок, у которого ещё нет самостоятельно функционирующей
совести, не может отличить истинное зло, со всей его
аморальностью, от неприятных или вредных для здоровья и жизни
ситуаций, которые обычно также расцениваются как «зло». Если
особенно фиксировать внимание на «плохих» детских поступках, то
этим можно скорее деформировать, чем формировать их
совесть.
Не следует также насильно
заставлять ребёнка признаваться в своей вине. То, что для
взрослых представляется очевидным злом, совершенно иначе может
восприниматься детьми. Если заставлять
ребёнка признать свою вину, это может стать своеобразным
искажением его совести. Когда дети переживают внутреннее
сопротивление, не позволяющее признаться в совершённом, им
необходимо помочь. Это можно сделать в атмосфере доверия и
искренности, поощряя их к тому, чтобы они рассказали о том, что
и как переживают. При этом необходимо учитывать
впечатлительность каждого ребёнка. Нередко можно встретить
детей открытых, искренних, спонтанно реагирующих, которые не
испытывают особых трудностей, чтобы рассказать о себе,
признаться в чём-либо. Однако встречаются и дети необыкновенно
застенчивые, которым невероятно трудно поведать о своих
чувствах и переживаниях.
Религиозное воспитание не ограничивается культивированием
моральной безупречности и приобщением ребёнка к религиозным
практикам. Вера также должна выражаться в творческом подходе к
жизни и правильном образе жизни. Родителям постоянно следует
прилагать усилия к тому, чтобы дети внедряли свой опыт веры и
навыки в области религиозных практик в конкретные дела и
поведение. Нередко наше поведение в конфликтных ситуациях,
повседневная работа и отношение к людям, говорят о нашей вере
гораздо больше, чем исполнение религиозных
практик.

|