Вступление
«Жаждущие любви» - это запись
реколлекций, которые я проводил 16-18 мая 2003 года в
Иезуитском Центре в Чикаго по приглашению Общины Домашней
Церкви. Эта тематика освещалась автором в различных вариантах
на протяжении последних двух лет в различных Домах для
реколлекций, а также в его пастырской и преподавательской
деятельности. Материалы выступлений, прежде чем они были изданы
в данной книге, сначала увидели свет в виде фонограммы,
записанной телестудией «Иниго» Издательства
WAM.
Первые четыре раздела книги -
«Любовь растёт вместе с человеком», «Любовь и смирение»,
«Проявления жажды любви» и «Прежде всего любовь необходимо
принимать» - представляют собой размышления об истинных
признаках человеческой любви. Часто причиной недоразумений и
конфликтов, которые возникают во взаимоотношениях
помолвленных, в супружестве и семейных отношениях, является
слишком субъективное понимание любви, а также неоправданные
ожидания, связанные с этим. Потому и возникает потребность в
том, чтобы пользоваться объективными критериями в вопросах
распознавания и понимания переживаемой любви, как на этапе
первой влюблённости, так и в каждом последующем периоде жизни
человека.
В последующих трёх разделах -
«Родительская любовь», «Как мы любим наших детей?»,
«Воспитание веры» - речь идёт о любви родителей к детям. Мы
исходим из следующего положения: всё, что есть
наипрекраснейшего и наиважнейшего в человеческой любви, уходит
своими глубокими корнями в раннее детство и юность. И хотя мы
не всегда это осознаём, однако первые несколько лет жизни
являются решающими в формировании будущей супружеской и
родительской любви. Именно поэтому автор настойчиво приглашает
родителей, чтобы они своим личным примером и отношением к
собственным детям заложили в них прочный фундамент их будущей
любви. Существенным элементом этого фундамента является живая
вера. У каждого из нас есть шанс построить прочный супружеский
и семейный союз, но если в нашем детстве и юности было много
страданий, тогда это становится возможным лишь ценой
сознательного включения в процесс излечения ран, вынесенных из
прошлого.
В центре внимания последних двух
разделов - «Воспитание любви» и «Любовь в практической жизни»
- проблематика молодёжной восторженности и дружбы,
влюблённости и любви помолвленных, а также супружеской любви.
Автор убеждает молодых людей в необходимости ответственного
подхода к периоду между помолвкой и заключением брака, потому
что именно этот этап принципиально определяет отношения,
которые складываются в супружестве между мужем и женой.
Пренебрежительное отношение к построению глубокой
эмоциональной и духовной связи в добрачный период - с
огромными трудностями - можно исправить в процессе супружеской
жизни. Поскольку чаще всего складывается так, что у супругов не
хватает времени на беседы о проблемах, которые переживает их
брак, постепенно нарастает угроза его распада. Дело доходит до
развода, иногда после многих лет совместной жизни. Жертвами
этих болезненных ситуаций, прежде всего, являются
дети.
Проблематика человеческой любви,
изложенная на страницах книги, не ограничивается этими темами.
Автор не предлагает помолвленным и супругам готовых рецептов
счастливой жизни и семейных отношений. Скорее в книге
предпринята попытка вдохновить влюблённых, обручённых и
супругов на общую творческую работу ради любви. Вслед за
Киприаном К. Норвидом, автор утверждает: «Ради любви нужно
работать». До конца. До самой смерти. Труд, о котором говорит
Прорицатель, в определённом смысле оказывается важнее, чем
работа ради хлеба насущного, хотя оба вида человеческой
деятельности касаются разных сторон жизни и не исключают друг
друга, но дополняются взаимно. Однако если к скромным
материально-бытовым условиям жизни, возникающим по причине
низкой оплаты труда, можно приспособиться, то к страданиям,
которые доставляют друг другу супруги, - к унижениям,
издевательствам, отсутствию уважения и элементарной
человеческой доброжелательности - ни мужчина, ни женщина не
приспособятся никогда.
Эти размышления в равной степени
предназначены, как для молодёжи, так и для взрослых. Молодым
людям, переживающим свои первые увлечения и влюблённость, книга
может помочь в перспективном мышлении о любви, ибо нельзя
относиться к этому чувству всего лишь как к какому-то
приключению, любовь следует воспринимать как серьёзное чувство,
данное на всю жизнь. Для взрослых, уже имеющих свой собственный
семейный и родительский опыт, книга может стать приглашением к
неутомимой работе ради любви и своеобразной помощью в испытании
совести.
В заключение автор хочет сердечно
поблагодарить всех, кто на протяжении уже многих лет с большим
доверием и искренностью делится своим трудным опытом
человеческой любви. Истинная любовь не превозносится, не ищет
своего (ср. I Кор 13, 4), поэтому, когда мы испытываем её
красоту и благо, у нас не возникает потребности говорить о ней
всем и вся. Когда же любовь глубоко ранит нас, мы
подсознательно ищем доброжелательного человека, с которым могли
бы поделиться переживаемыми страданиями и получить человеческую
и духовную поддержку. Именно благодаря беседам с женщинами и
мужчинами, израненными в любви, появилась эта книга.
Иосиф Августин
ОИ Чёрный Лесок/ Олькуш, 1 января 2005 В Торжество Пресвятой
Богородицы Марии

|