4 . Ребенок не является собственностью родителей

 

«Ребёнок не является частью родителей, не является также их собственностью. Ребёнок - существо совершенно обособленное и лишь до определённого времени доверенное родителям, пока не станет способным вести самостоятель­ную жизнь».

(С. Славинский)

 

Настоящая встреча и истинный диалог отца с сыном (дочерью) может произойти только в обстановке свободы, взаимного уважения и пол­ного доверия. Только при таких обстоятельствах ребёнок подсознательно принимает, как собствен­ные, все те ценности, которые его отец считает самыми важными в жизни. То, что определяет смысл и цель человеческой жизни, никогда не может быть навязано в какой-либо форме насильно, но только пожертвовано как дар во взаимной встрече, протекающей в атмосфере дружбы, уважения, заботы и партнёрства.

Хотя отец и даёт ребёнку жизнь, он всё же ему не принадлежит и не является собственностью отца, даже тогда, когда полностью от него зави­сит. На каждом этапе своего развития дети - автономные существа, по отношению к которым родители лишь исполняют служебную роль. Отец - лишь «старший брат» в вере для своего сына (дочери). Он принесёт много вреда своему ребёнку, если, разрушая детскую свободу, будет принуждать его к принятию чего-либо, пусть даже самого прекрасного.

Поскольку дитя не является собственностью отца, тот не может владеть его свободой, не руко­водствуясь соображениями детского блага. Отец и мать могут осуществлять родительскую власть, лишь считаясь со свободой ребёнка. Если родите­ли не учитывают желаний, потребностей и чувств детей, их действия всегда воспринимаются ими как злоупотребление родительским авторитетом. Если же родители уважают свободу детей и всегда считаются с нею, дети относительно быстро начи­нают понимать, что свобода - это не угождение плоти. Скорее наоборот, свобода заключается в послушании и жертвенном служении друг другу, одушевлённом истинной любовью (ср. Гал 5, 13).

Отец должен внимательно, но, в то же время, с пониманием и доброжелательностью, следить за тем, как ребёнок пользуется предоставленной ему свободой. Дети могут также учиться поль­зоваться свободой на собственных мелких ошиб­ках. Исправлять эти ошибки ребёнку должен помогать отец.

В некоторых случаях молодой человек сам может нести ответственность за злоупотребле­ние своей свободой, но лишь в том объёме, кото­рый будет ему посилен. Только таким образом он может научиться тому, что свобода - это не произвол, а принятие ответственности и за себя, и за все доверенные ему дела.