4
. Ребенок не является собственностью родителей
«Ребёнок не
является частью родителей, не является также их
собственностью. Ребёнок - существо совершенно обособленное и
лишь до определённого времени доверенное родителям, пока не
станет способным вести самостоятельную
жизнь».
(С.
Славинский)
Настоящая встреча и истинный
диалог отца с сыном (дочерью) может произойти только в
обстановке свободы, взаимного уважения и полного доверия.
Только при таких обстоятельствах ребёнок подсознательно
принимает, как собственные, все те ценности, которые его отец
считает самыми важными в жизни. То, что определяет смысл и цель
человеческой жизни, никогда не может быть навязано в какой-либо
форме насильно, но только пожертвовано как дар во взаимной
встрече, протекающей в атмосфере дружбы, уважения, заботы и
партнёрства.
Хотя отец и даёт ребёнку жизнь,
он всё же ему не принадлежит и не является собственностью отца,
даже тогда, когда полностью от него зависит. На каждом этапе
своего развития дети - автономные существа, по отношению к
которым родители лишь исполняют служебную роль. Отец - лишь
«старший брат» в вере для своего сына (дочери). Он принесёт
много вреда своему ребёнку, если, разрушая детскую свободу,
будет принуждать его к принятию чего-либо, пусть даже самого
прекрасного.
Поскольку дитя не является
собственностью отца, тот не может владеть его свободой, не
руководствуясь соображениями детского блага. Отец и мать могут
осуществлять родительскую власть, лишь считаясь со свободой
ребёнка. Если родители не учитывают желаний, потребностей и
чувств детей, их действия всегда воспринимаются ими как
злоупотребление родительским авторитетом. Если же родители
уважают свободу детей и всегда считаются с нею, дети
относительно быстро начинают понимать, что свобода - это не
угождение плоти. Скорее наоборот, свобода заключается в
послушании и жертвенном служении друг другу, одушевлённом
истинной любовью (ср. Гал 5, 13).
Отец должен внимательно, но, в то
же время, с пониманием и доброжелательностью, следить за тем,
как ребёнок пользуется предоставленной ему свободой. Дети могут
также учиться пользоваться свободой на собственных мелких
ошибках. Исправлять эти ошибки ребёнку должен помогать
отец.
В некоторых случаях молодой
человек сам может нести ответственность за злоупотребление
своей свободой, но лишь в том объёме, который будет ему
посилен. Только таким образом он может научиться тому, что
свобода - это не произвол, а принятие ответственности и за
себя, и за все доверенные ему дела.

|