29. Быть отцом – великое искусство

 

«Помню медвежье объятие, в которое заклю­чил меня отец, когда я сказала, как сильно его люблю. Я почувствовала на щеке его дыхание. "Ох, - сказал он, - ради тебя я готов пере­вернуть вверх ногами целый мир"».

(Н. Синатра)

 

Зрелое отцовство - великое искусство. Оно должно сочетать в себе любовь, снисходитель­ность, тонкую деликатность и одновременно решительность, яркую эмоциональность и силу. Некоторые из перечисленных черт кажутся противоречащими одна другой, но это - лишь кажущееся противоречие. Искусство быть отцом, между прочим, заключается в умении распознать, в каких ситуациях нужно проявить деликатность и эмоциональную тонкость, а в каких - занять позицию решительности и твёрдости. Отец не может проявлять снисходительность, когда его ребёнок играет с огнём, острым ножом, мучает животных, издевается над слабыми; когда сын- подросток увлекается алкоголем, наркотиками, врёт, прогуливает уроки. Но даже и в таких слож­ных ситуациях решительная реакция отца должна быть не только тактичной, но и исполненной желания понять и разобраться в сути проблемы.

Если ребёнок в чём-то провинился, отец дол­жен помочь ему в искренней и непосредственной беседе определить степень его вины. Такой раз­говор нельзя вести в атмосфере недоверия, огуль­ного обвинения или подозрительности. Есть ситуа­ции, когда всё, казалось бы, указывает на вину ребёнка, на самом же деле может оказаться лишь случайным совпадением обстоятельств, отяго­щающих детскую вину. Полное доверие тому, что говорит ребёнок, - фундамент искреннего с ним диалога. Думаю, допустить детский обман намно­го безопаснее, чем излишней подозрительностью ранить доверие ребёнка, или вовсе утратить его на долгие годы, а возможно, и на всю жизнь.

Ребёнок откроется на отца, если тот с любовью, доверием и открытостью будет принимать, всё, что он ему говорит, даже если в этом и будет какая-то доля лжи. Родители так должны вести диалог со своими детьми, чтобы показать им, что никакой обман или сокрытие истины себя не оправдывают. Искреннее признание в своих недостатках или падениях не может быть связано, прежде все­го, с наказанием, но - с прощением, заботой и любовью.