26. Доброжелательное
отцовское замечание
«Отец,
требовательный к самому себе, в определённом смысле уже не
должен требовать от сына. Глядя на него, я научился тому,
что ставить требования надлежит самому себе, как и прилагать
усилия для выполнения собственных
обязанностей».
(Иоанн Павел
II)
Детям нравится, когда отцы их
поучают. Они воспринимают это как выражение любви и знак
отцовской ответственности. Даже в юности, когда подростки
склонны бунтовать и сопротивляться родителям, доброжелательные
замечания взрослых, их поучения и предостережения они
воспринимают адекватно, как проявление заботы и живой
заинтересованности их делами. Если же с отцовской стороны
решительная реакция на неправильное поведение ребёнка, особенно
сына, отсутствует, или более того, если папаша одобряет
отклонения в детском поведении, в таких случаях неизбежно
рождается недоверие мальчика к родителю. Для ребёнка это -
очевидное доказательство отцовского безразличия к его делам или
же моральной испорченности. Книга Притчей говорит: «Ибо, кого
любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к
сыну своему» (Притч 3, 12).
Доброжелательное отцовское
замечание даёт ребёнку чувство защищённости и безопасности.
Если между отцом и детьми существует хотя бы малейшее доверие и
взаимопонимание, его замечания воспринимаются как совершенно
очевидные и необходимые. И, тем не менее, отцы должны делать
замечания тактично, чтобы не ранить детей. Значение имеет не
только содержание замечания, но и его форма. Детей часто
обижает вовсе не содержание сделанных замечаний, а неприемлемая
форма, в какой это было сделано. Замечание ни в коем случае не
должно быть поводом для унижения.
Чтобы родительское замечание
возымело действие, необходимо учитывать свободу ребёнка и
доверие между детьми и взрослыми. Сыновья принимают советы и
поучения отцов не столько потому, что они правильные (как раз
этого дети часто не понимают), сколько потому, что чувствуют
доверие, которое им оказывается. Понимание отцовских
наставлений проистекает из взаимной любви: если ребёнок
чувствует себя любимым, то родительские советы и поучения для
него совершенно очевидны, хотя и могут казаться трудными для
принятия и претворения их в жизнь.
Однако самым важным в воспитании
детей всегда является личный пример родителя. Иоанн Павел II
вспоминает своего отца: «Я пристально наблюдал его жизнь и
видел, как он умел быть требовательным к самому себе; видел,
как он становился на колени для молитвы. Это было крайне важно
для меня в те юношеские годы, которые так важны в жизни
молодого человека».

|