25. Не
заражай детей собственными нездоровыми
амбициями
«Отец видит
дальше, чем мать. Он полнее открывает ребёнка на
будущее».
(С. Финци
Веджетти)
Приобщение к
творческому труду отнюдь не сводится к тому, чтобы родители
вели ребёнка по жизни за руку, они должны лишь сопутствовать
ему в его личных усилиях, поисках и развитии. О хорошем
процессе развития можно говорить лишь в том случае, когда
ребёнок всё меньше и меньше нуждается в родительских
поощрениях, наставлениях и указаниях, но самостоятельно
включается в работу, понимая, что именно так строит
собственное будущее.
Само собой
разумеется, ребёнок многому должен научиться, однако нигде
не сказано, что ему надлежит сделать это за тот период
времени, который определили ему родители, психологи и органы
просвещения. Ребёнок - не компьютер, накапливающий
информацию, независимо от своего эмоционального состояния.
Если ребёнок испытывает затруднения в учёбе, родители
должны поставить перед собой ряд вопросов: какие условия
жизни (и не только для учёбы) они создали ему дома? Каковы его взаимоотношения с
ровесниками? Какие внутренние проблемы он переживает? Как к
нему относятся школьные преподаватели? Категорическое
требование исключительно высоких школьных оценок, наказание
за леность, подчёркивание недостатков и напоминание о
всевозможных неудачах: всё это - проявления очень
несправедливого отношения к детям. Ребёнку чрезвычайно
обидно, когда его сравнивают с другими детьми, лишая тем
самым индивидуальности и личностной
неповторимости.
Родители ни в коем случае не
должны изливать на детей собственные неудовлетворённые
амбиции, недопустимо также директивно определять ребёнку его
место в обществе или жизненное призвание. Высокое общественное
положение, солидная должность, материальное благополучие,
учёные степени - всё это понятия весьма относительные, к тому
же они далеко не всегда подходят ребёнку. По крайней мере,
вовсе не ими определяется человеческое счастье. Подрастающим
детям необходимо осознание того, что они самостоятельно
принимают решения о своём будущем: учёбе, специальности,
уровне образования, духовной жизни, образе жизни.

|