21. Помоги своему ребенку выработать стабильный режим дня

 

«Дело не в том, чтобы отец раз и навсегда стал ребёнку опорой в жизни, а в том, чтобы он стал тем, кто освободит чадо от искушения постоянно опираться на других».

(Ф. Кашини)

 

Для детей отец является воплощением поряд­ка, честности и стабильности. Под влиянием авторитета и жизненного опыта отца ребёнок может выработать более или менее стабильный ежедневный или даже еженедельный режим жиз­ни. Отец не подменяет ребёнка в его творческом усилии, а лишь помогает ему выполнять свои повсе­дневные занятия, а также справляться с разного рода внутренними состояниями: эмоциональной не­устойчивостью, капризами, унынием, неудачами, эгоистическим отношением ко всему и так далее.

Отец лишь помогает, но ни в коем случае не навязывает ребёнку своего видения того, что и как тот должен делать. Обычно дети с большим неудовольствием воспринимают ситуации, когда родители детально регламентируют даже простей­шие их действия, контролируя каждый шаг, вплоть до того, как должно играть с подаренными игрушками. Когда дети самостоятельно изобрета­ют или выполняют простейшие дела, это доставляет им огромную радость.

Строгое выполнение распоряжений отца в повседневных делах может стать препятствием на пути детского развития. Разумеется, в раннем детстве родители почти полностью планируют весь день малыша. Однако постепенно под наблюдением и при помощи отца и матери ребё­нок сам должен выработать более или менее стабильный режим дня. Конечно же, по мере того, как малыш растёт, этот режим должен меняться. Чем старше становится ребёнок, тем больше самостоятельности он будет проявлять в планировании своих ежедневных и еженедель­ных занятий. Если в юношеские годы в семье постоянно ссорятся из-за неправильного детского распорядка жизни, это происходит от того, что в раннем детстве этот режим не был выработан.

Поскольку для нормальной жизни определён­ный порядок, стабильность и регулярность в ежедневных занятиях, работе, приёме пищи и отдыхе просто необходим, дети довольно легко принимают некий устоявшийся режим дня, выработанный ими с участием родителей. Эта упорядоченность обеспечивает детям чувство защищённости, безопасности и уверенности, а режим становится естественным элементом их повседневной жизни. Более того, дети часто сами требуют от родителей придерживаться чёткого дневного расписания.