21. Помоги своему
ребенку выработать стабильный режим дня
«Дело не в
том, чтобы отец раз и навсегда стал ребёнку опорой в жизни,
а в том, чтобы он стал тем, кто освободит чадо от искушения
постоянно опираться на других».
(Ф.
Кашини)
Для детей отец
является воплощением порядка, честности и стабильности. Под
влиянием авторитета и жизненного опыта отца ребёнок может
выработать более или менее стабильный ежедневный или даже
еженедельный режим жизни. Отец не подменяет ребёнка в его
творческом усилии, а лишь помогает ему выполнять свои
повседневные занятия, а также справляться с разного рода
внутренними состояниями: эмоциональной неустойчивостью,
капризами, унынием, неудачами, эгоистическим отношением ко
всему и так далее.
Отец лишь
помогает, но ни в коем случае не навязывает ребёнку своего
видения того, что и как тот должен делать. Обычно дети с
большим неудовольствием воспринимают ситуации, когда
родители детально регламентируют даже простейшие их
действия, контролируя каждый шаг, вплоть до того, как должно
играть с подаренными игрушками. Когда дети самостоятельно
изобретают или выполняют простейшие дела, это доставляет им
огромную радость.
Строгое
выполнение распоряжений отца в повседневных делах может
стать препятствием на пути детского развития. Разумеется, в
раннем детстве родители почти полностью планируют весь день
малыша. Однако постепенно под наблюдением и при помощи отца
и матери ребёнок сам должен выработать более или менее
стабильный режим дня. Конечно же, по мере того, как малыш
растёт, этот режим должен меняться. Чем старше становится
ребёнок, тем больше самостоятельности он будет проявлять в
планировании своих ежедневных и еженедельных занятий. Если
в юношеские годы в семье постоянно ссорятся из-за
неправильного детского распорядка жизни, это происходит от
того, что в раннем детстве этот режим не был
выработан.
Поскольку для
нормальной жизни определённый порядок, стабильность и
регулярность в ежедневных занятиях, работе, приёме пищи и
отдыхе просто необходим, дети довольно легко принимают некий устоявшийся режим дня,
выработанный ими с участием родителей. Эта упорядоченность
обеспечивает детям чувство защищённости, безопасности и
уверенности, а режим становится естественным элементом их
повседневной жизни. Более того, дети часто сами требуют от
родителей придерживаться чёткого дневного
расписания.

|