17. Эмоции ребенка и их выражение

 

«Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа».

(Рим 15, 5-6)

 

Особенным образом любовь выражается в уважении к тем эмоциям ребёнка, которые могут вызывать обеспокоенность отца и матери: детский гнев, страх, зависть, обидчивость и т.д. Эти и подобные им детские эмоции требуют всецелого внимания со стороны родителей. Как и любой взрослый человек, ребёнок имеет пра­во на свои трудные эмоции. Хочется ещё раз особо подчеркнуть, что детские эмоции имеют ту же человеческую ценность и в такой же степе­ни важны, как и эмоции его родителей. Игнориро­вание, пренебрежение или попытки заглушить эмоции ребёнка при одновременном подчёркива­нии важности эмоциональных состояний отца является проявлением вопиющей несправед­ливости по отношению к маленькому, беззащит­ному, слабому человеку.

С первых минут своего существования ребё­нок бессознательно выражает свои эмоции. Это - его естественное право. Своеобразную младен­ческую «настойчивость» в выражении чувств необходимо воспринимать как требование береж­ного к ним отношения. Когда ребёнок плачет, сердится или смеётся, он посылает маме (папе) чёткий сигнал и нечто им сообщает. Игнорирова­ние собственных эмоций со стороны взрослых малыш расценивает как факт, что его не принима­ют и не любят. В таких случаях младенец испыты­вает чувство, что его эмоциональный «зов» остаёт­ся безответным, и тогда чувствует себя одиноким и брошенным.

Совершенно неосознанно дети выражают как свои отрицательные эмоции - злость, гнев, страх, зависть, так и положительные - радость, удоволь­ствие, симпатию, любовь. Спонтанность детских эмоций является великим даром этого периода жизни. Благодаря этим сигналам родители могут узнать, чем живёт малыш, и установить с ним реальный контакт. Полное принятие и уважение эмоций ребёнка позволяет ему сохранить естест­венность, спонтанность и яркость эмоциональ­ных реакций не только в младенчестве, но также в детстве, отрочестве, юности и взрослой жизни.