17. Эмоции ребенка и
их выражение
«Бог же
терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между
собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными
устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса
Христа».
(Рим 15,
5-6)
Особенным образом любовь
выражается в уважении к тем эмоциям ребёнка, которые могут
вызывать обеспокоенность отца и матери: детский гнев, страх,
зависть, обидчивость и т.д. Эти и подобные им детские эмоции
требуют всецелого внимания со стороны родителей. Как и любой
взрослый человек, ребёнок имеет право на свои трудные эмоции.
Хочется ещё раз особо подчеркнуть, что детские эмоции имеют ту
же человеческую ценность и в такой же степени важны, как и
эмоции его родителей. Игнорирование, пренебрежение или попытки
заглушить эмоции ребёнка при одновременном подчёркивании
важности эмоциональных состояний отца является проявлением
вопиющей несправедливости по отношению к маленькому,
беззащитному, слабому человеку.
С первых минут своего
существования ребёнок бессознательно выражает свои эмоции. Это
- его естественное право. Своеобразную младенческую
«настойчивость» в выражении чувств необходимо воспринимать как
требование бережного к ним отношения. Когда ребёнок плачет,
сердится или смеётся, он посылает маме (папе) чёткий сигнал и
нечто им сообщает. Игнорирование собственных эмоций со стороны
взрослых малыш расценивает как факт, что его не принимают и не
любят. В таких случаях младенец испытывает чувство, что его
эмоциональный «зов» остаётся безответным, и тогда чувствует
себя одиноким и брошенным.
Совершенно неосознанно дети
выражают как свои отрицательные эмоции - злость, гнев, страх,
зависть, так и положительные - радость, удовольствие,
симпатию, любовь. Спонтанность детских эмоций является великим
даром этого периода жизни. Благодаря этим сигналам родители
могут узнать, чем живёт малыш, и установить с ним реальный
контакт. Полное принятие и уважение эмоций ребёнка позволяет
ему сохранить естественность, спонтанность и яркость
эмоциональных реакций не только в младенчестве, но также в
детстве, отрочестве, юности и взрослой жизни.

|