9. Ограждаюсь молитвой, как крепостью

 

Очень больно, когда перестаю молиться.

Томас Мертон

 

Молитва необходима для жизни, как воздух, как вода и хлеб насущный, без которых чело­век умирает. Ежедневно нам необходимо дышать Богом, пить из источника Его любви и питаться Его благодатью. Счастливой и хорошей может быть только жизнь, соединённая с Господом.

Без молитвы и духовной жизни человек ведёт себя неразумно, деструктивно, бессмысленно: разрушает себя и вредит другим; именно поэтому к молитве должно относиться с глубоким почте­нием и ответственностью. Она вносит в нашу жизнь порядок, согласие и гармонию. Молитва указывает направление как жизни преходящей, так и жизни вечной. Она особенно необходима, когда нас обуревают противоречивые чувства, реакции и потребности; когда мы стоим перед искушением совершить аморальные поступки. Молитва обязывает нас к работе над собой. У Евагрия Понтийского читаем: «Накапливающие в себе огорчения и памятозлобие, подобны тем [людям], которые черпают воду и льют её в про­дырявленную бочку. <... > Молитва же есть защита от печали и уныния».

«Ограждаюсь молитвой, как крепостью, - пи­шет в своём дневнике Этти Гиллезум. - Заточаю себя в молитву, как в монастырскую келью, после чего выхожу наружу более собранной и сильной. Погружение в замкнутую келью молитвы становится для меня реальностью и потребностью. Внутреннее сосредоточение воздвигает вокруг меня высокое ограждение, за которым я нахожу саму себя, за которым возрождаюсь монолитной и освобождаюсь от рассеяния. Я в состоянии пред­ставить себе, что, в конце концов, наступит вре­мя, когда на протяжении нескольких дней смогу стоять на коленях, пока не почувствую, что меня окружают защитные валы, за которыми мне не грозит бесформенность, затерянность и паде­ние».

«Кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот при­носит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего», - говорит Иисус (Ин 15, 5). Благо­даря молитве мы можем отдавать Богу все наши текущие ежедневные дела: всё то, что осознанно переживали в этот день, и то, что часто ещё не осознано нами, но что проявится в наших сно­видениях, полных беспокойства и опасения за себя. Это хорошо выражено в песне: «Смиренно, с благодарностью молю Тебя, мой Боже, / прими мой день, который я сегодня прожил. / А ночью, когда тело отдыхает, / пусть Тебя, Боже, сон мой прославляет».

Молитва - это не только усилия и плод нашего труда, это, прежде всего, дар Божьей благодати. Молодой Томас Мертон писал в своём дневнике: «Сейчас благодаря Тебе молюсь целый день с огромным желанием, повторяя снова и снова: "Позволь мне принадлежать только Тебе, отдать Тебе всё". Когда не молюсь, чувствую себя боль­ным и безучастным. Когда молюсь, Ты наполня­ешь меня невозмутимым спокойствием. Не могу остановиться! Не могу перестать молиться! Очень больно, когда перестаю молиться».

Нашей молитвой мы охватываем наши взаимо­отношения с окружающими, которые зачастую бывают сложными, конфликтными; благодаря молитве лучше понимаем причину многих недо­разумений. Она помогает нам устранить злобу и гнев в отношениях с близкими, пробуждает в наших сердцах милосердие и сострадание к ним.

Молитва подсказывает, как следует вести себя в трудных ситуациях. Она открывает закрытые сердца и наши, и наших близких. Молитва показы­вает, что любая попытка отыгрываться на других - это дорога в никуда. Святой Марк Еремит советует: «Лучше с почтением помолиться за ближнего, чем при любой возможности его отчитывать».

Молитва - это неиссякаемый источник радос­ти жизни. «Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия. Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь даёт благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ» (Пс 84, 11-12).

Детская молитва обычно проста, поскольку включается в молитву взрослых, поэтому, когда молятся родители или другие близкие люди, вмес­те с ними молятся и дети. Подростки в процессе созревания создают свой собственный внутрен­ний мир. Молодой человек сам должен почувство­вать себя ответственным за собственную молитву и духовную жизнь.

 

Упражнения:

                Что для меня - молитва?

                Молюсь ли я утром, в начале дня, и вечером, по его завершении?

                В чём состоит моя молитва?

                Есть ли в моём доме или комнате моё собственное место для молитвы?

                Доволен ли я своей молитвой?

                Исповедуюсь ли я в том, что легкомысленно отношусь к ежедневной молитве или пренебрегаю ею?

                Не пропускаю ли я воскресных богослужений. Если да, то почему?

                О чём я чаще всего прошу у Бога в молитве? За что Его благодарю? За что прошу у Него прощения?

                Молюсь ли я за близких?

                Кто является для меня образцом для молитвы?

                Испытываю ли я боль, страдание, если в моей жизни отсутствует молитва?

                Благодарю ли я Бога за благодать встречи с Ним в молитве?

                Приму решение помолиться вечером молитвой «Отче наш», останавливаясь и задумываясь на каждой из семи просьб, заключённых в ней.