8. Бдительно следите
за вашим указательным пальцем
Если будешь
уповать на Бога, дано тебе будет мужество с небес и станет
подвластным тебе всё мирское и телесное.
Фома
Кемпийский
«Всячески избегайте присваивать
себе статус жертвы. Из всех частей тела наиболее бдительно
следите за вашим указательным пальцем, ибо он жаждет обличать.
Указующий перст есть признак жертвы, <...> он является
синонимом капитуляции»[1],
- советовал американским студентам русский поэт, лауреат
Нобелевской премии Иосиф Бродский.
Источник чувства уныния и
неудовлетворённости жизнью кроется в отсутствии работы над
собой и нежелании прилагать малейшие усилия. Это ведёт к
культивированию постоянной жалости к самому себе, к восприятию
себя как жертвы и обвинению в своих жизненных неудачах всех и
вся. Человек считает, что источник всех его несчастий
исключительно в том, что окружающие обижают и во всём вредят
ему. Любое страдание, любое зло, с которым такой человек
сталкивается в жизни, он считает исходящим от его близких. А
поскольку каждый человек бессилен перед страданием и злом, то
в подобной ситуации он инстинктивно отворачивается от
«обидчиков» с оскорблённой миной. Казалось бы, обнаружение
причин собственных несчастий и неудач в действиях
недоброжелателей должно приносить облегчение. «В конце концов,
статус жертвы не лишён своей привлекательности. Он вызывает
сочувствие, наделяет отличием»[2],
- добавляет Иосиф Бродский. В то же время следует
подчеркнуть: когда мы возлагаем вину на других, это
парализует нашу волю и какое-либо желание изменить хотя бы
что-то в своей жизни. «В момент, когда вы возлагаете вину на
что-то, вы подрываете собственную решимость что-нибудь
изменить»[3].
В переходном возрасте (особенно у
мальчиков) часто наблюдаются состояния, когда под влиянием
малейших трудностей вдруг пропадает какой бы то ни было интерес
к жизни, опускаются руки и появляется уныние, рождается обида
на весь свет; подростки замыкаются в себе и в эти моменты
весьма склонны к самоуничижению. В подобных ситуациях легко
формируется деструктивное поведение: подростки начинают
злоупотреблять алкоголем, прибегают к употреблению наркотиков,
«отыгрываются» на тех, кто слабее, пускаются в беспорядочные
сексуальные авантюры. Малейшие неудачи и поражения
воспринимаются ими как лишнее подтверждение собственной
слабости и неполноценности. В романе Достоевского «Бедные
люди» Макар Девушкин говорит о себе: «И подлинно <...>
часто самого себя безо всякой причины уничтожаешь, в грош не
ставишь и ниже щепки какой-нибудь сортируешь. А если
сравнением выразиться, так это, может быть, оттого происходит,
что я сам запуган и загнан, как хоть бы этот бедненький
мальчик, что милостыни у меня просил»[4].
Иногда чтобы побороть собственную
слабость, некоторые подростки начинают играть роль «крутых»:
прибегают к насилию, как в отношении самих себя, так и по
отношению к другим. Однако, несмотря на видимость твёрдости и
решительности, они не в состоянии защитить себя, когда с ними
поступают несправедливо; не умеют сопротивляться, когда ими
манипулируют или причиняют зло. Молодой человек должен быть
внутренне сильным, смелым и решительным по отношению к
превратностям жизни, чтобы не дать себя в обиду и не позволить
людям нечестным и недобросовестным использовать
себя.
В трудных
ситуациях, в случаях неудач, конфликтов, унижений необходима
воля к борьбе. «Жизнь есть борьба», - утверждает римский
философ Луций А. Сенека. Именно эту волю к борьбе с
жизненными трудностями, органически присущую юности,
прекрасно определил Адам Мицкевич в «Оде к молодости»: «Кто
в младенчестве гидру задушит, / Подрастёт - взнуздает
кентавров, / Изведёт из Тартара души, / Удостоится вечных
лавров. / Досягни, куда глаз не глянет! / Чего разум неймёт,
исполни! / Орлим взлётом молодость прянет, / Обнимая перуны
молний!»[5].
Когда
опускаются руки, пропадает охота к чему бы то ни было, когда
охватывает пессимизм и разочарование, когда одолевают
искушения всё бросить и перестать сопротивляться, когда
нечестные и недобросовестные люди пытаются нас подчинить
себе, тогда крайне необходимо молиться Святому Духу,
испрашивая у Него дар мужества. В конечном же итоге источник
нашей отваги, мужества, смелости - Иисус. Он призывает нас к
борьбе: «Не думайте, чтоЯ пришёл принести мир на землю; не мир
пришёл Я принести, но меч» (Мф 10, 34). Необходимо
прославлять Бога вместе с Псалмопевцем: «Благословен
Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты
мои брани» (Пс 144, 1). Фома Кемпийский, взывая к
Всемогущему, молится так: «Даруй мне Себя, Господи, и больше
мне ничего не нужно. Даруй мне особую благодать, дабы я
растворился в Тебе и пребывал пред Тобою смиренным, набожным
и благодарным. Ты даёшь жизнь душе и телу, исцеление всем
духовным недугам. В Тебе наше искупление, сила и мужество
наше. На Тебя уповаю, Господи, Боже мой! Защити и укрепи
меня мужеством небесным и сопровождай ничтожного раба Твоего
во всех бедах и напастях жизни тленной, направляй меня по
пути к сияющим сферам предвечного света».
Упражнения:
•
Какова спонтанная форма моего
поведения в трудные моменты жизни? Хочу ли я преодолеть
трудности или бегу от них?
•
Могу ли привести примеры трудных
ситуаций, в которых я проявил трусость, отсутствие
отваги?
•
Не обижаюсь ли и не замыкаюсь ли
я в себе, когда сталкиваюсь с несправедливостью?
•
Умею ли я защищаться и
протестовать, когда меня оскорбляют?
•
Не обвиняю ли я других, пытаясь
оправдать свои собственные поражения, неудачи или просто плохое
самочувствие?
•
Не поддаюсь ли я искушению жалеть
самого себя? Если да, то, в каких ситуациях это
происходит?
•
Могу ли привести примеры из своей
жизни, когда я испытывал удовлетворение от победы над самим
собой или своими слабостями? Поблагодарю за это
Господа.
•
Что я хотел бы сказать Богу о
своих реакциях и своём поведении в трудные моменты моей
жизни?
[1]
Сочинения Иосифа Бродского. СПб.:
Пушкинский фонд. 2000. Т. VI. С. 116-117.
[2]
Сочинения Иосифа Бродского. СПб.:
Пушкинский фонд. 2000. Т. VI. С. 117.
[4]
Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в
15-ти томах. Л., «Наука», 1988. Т. 1. С. 120.
[5]
Адам Мицкевич.
Стихотворения. Поэмы. М. Издательство «Художественная
литература». 1968. С. 24.
|