8. Бдительно следите за вашим указательным пальцем

 

Если будешь уповать на Бога, дано тебе будет мужество с небес и станет подвластным тебе всё мирское и телесное.

Фома Кемпийский

 

«Всячески избегайте присваивать себе статус жертвы. Из всех частей тела наиболее бдительно следите за вашим указательным пальцем, ибо он жаждет обличать. Указующий перст есть признак жертвы, <...> он является синонимом капитуля­ции»[1], - советовал американским студентам рус­ский поэт, лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский.

Источник чувства уныния и неудовлетворён­ности жизнью кроется в отсутствии работы над собой и нежелании прилагать малейшие усилия. Это ведёт к культивированию постоянной жалости к самому себе, к восприятию себя как жертвы и обвинению в своих жизненных неудачах всех и вся. Человек считает, что источник всех его несчастий исключительно в том, что окружаю­щие обижают и во всём вредят ему. Любое страдание, любое зло, с которым такой человек сталкивается в жизни, он считает исходящим от его близких. А поскольку каждый человек бес­силен перед страданием и злом, то в подобной ситуации он инстинктивно отворачивается от «обидчиков» с оскорблённой миной. Казалось бы, обнаружение причин собственных несчастий и неудач в действиях недоброжелателей должно приносить облегчение. «В конце концов, статус жертвы не лишён своей привлекательности. Он вызывает сочувствие, наделяет отличием»[2], - добавляет Иосиф Бродский. В то же время следу­ет подчеркнуть: когда мы возлагаем вину на дру­гих, это парализует нашу волю и какое-либо жела­ние изменить хотя бы что-то в своей жизни. «В момент, когда вы возлагаете вину на что-то, вы подрываете собственную решимость что-нибудь изменить»[3].

В переходном возрасте (особенно у мальчиков) часто наблюдаются состояния, когда под влияни­ем малейших трудностей вдруг пропадает какой бы то ни было интерес к жизни, опускаются руки и появляется уныние, рождается обида на весь свет; подростки замыкаются в себе и в эти моменты весьма склонны к самоуничижению. В подобных ситуациях легко формируется деструктивное поведение: подростки начинают злоупотреблять алкоголем, прибегают к употреблению наркоти­ков, «отыгрываются» на тех, кто слабее, пускаются в беспорядочные сексуальные авантюры. Малей­шие неудачи и поражения воспринимаются ими как лишнее подтверждение собственной слабости и неполноценности. В романе Достоевского «Бед­ные люди» Макар Девушкин говорит о себе: «И подлинно <...> часто самого себя безо всякой причины уничтожаешь, в грош не ставишь и ниже щепки какой-нибудь сортируешь. А если сравне­нием выразиться, так это, может быть, оттого происходит, что я сам запуган и загнан, как хоть бы этот бедненький мальчик, что милостыни у меня просил»[4].

Иногда чтобы побороть собственную сла­бость, некоторые подростки начинают играть роль «крутых»: прибегают к насилию, как в отношении самих себя, так и по отношению к другим. Однако, несмотря на видимость твёрдости и решитель­ности, они не в состоянии защитить себя, когда с ними поступают несправедливо; не умеют сопротивляться, когда ими манипулируют или причиняют зло. Молодой человек должен быть внутренне сильным, смелым и решительным по отношению к превратностям жизни, чтобы не дать себя в обиду и не позволить людям нечестным и недобросовестным использовать себя.

В трудных ситуациях, в случаях неудач, конфликтов, унижений необходима воля к борьбе. «Жизнь есть борьба», - утверждает римский философ Луций А. Сенека. Именно эту волю к борьбе с жизненными трудностями, органически присущую юности, прекрасно определил Адам Мицкевич в «Оде к молодости»: «Кто в мла­денчестве гидру задушит, / Подрастёт - взнуздает кентавров, / Изведёт из Тартара души, / Удостоится вечных лавров. / Досягни, куда глаз не глянет! / Чего разум неймёт, исполни! / Орлим взлётом молодость прянет, / Обнимая перуны молний!»[5].

Когда опускаются руки, пропадает охота к чему бы то ни было, когда охватывает пессимизм и разочарование, когда одолевают искушения всё бросить и перестать сопротивляться, когда нечест­ные и недобросовестные люди пытаются нас под­чинить себе, тогда крайне необходимо молиться Святому Духу, испрашивая у Него дар мужества. В конечном же итоге источник нашей отваги, мужества, смелости - Иисус. Он призывает нас к борьбе: «Не думайте, чтоЯ пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч» (Мф 10, 34). Необходимо прославлять Бога вмес­те с Псалмопевцем: «Благословен Господь, тверды­ня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани» (Пс 144, 1). Фома Кемпийский, взывая к Всемогущему, молится так: «Даруй мне Себя, Господи, и больше мне ничего не нужно. Даруй мне особую благодать, дабы я растворился в Тебе и пребывал пред Тобою смиренным, набожным и благодарным. Ты даёшь жизнь душе и телу, исцеление всем духовным недугам. В Тебе наше искупление, сила и мужество наше. На Тебя упо­ваю, Господи, Боже мой! Защити и укрепи меня мужеством небесным и сопровождай ничтожного раба Твоего во всех бедах и напастях жизни тлен­ной, направляй меня по пути к сияющим сферам предвечного света».

 

Упражнения:

                Какова спонтанная форма моего поведения в трудные моменты жизни? Хочу ли я преодолеть трудности или бегу от них?

                Могу ли привести примеры трудных ситуаций, в которых я проявил трусость, отсутствие отваги?

                Не обижаюсь ли и не замыкаюсь ли я в себе, когда сталкиваюсь с несправедливостью?

                Умею ли я защищаться и протестовать, когда меня оскорбляют?

                Не обвиняю ли я других, пытаясь оправдать свои собственные поражения, неудачи или просто плохое самочувствие?

                Не поддаюсь ли я искушению жалеть самого себя? Если да, то, в каких ситуациях это происходит?

                Могу ли привести примеры из своей жизни, когда я испытывал удовлетворение от победы над самим собой или своими слабостями? Поблагодарю за это Господа.

                Что я хотел бы сказать Богу о своих реакциях и своём поведении в трудные моменты моей жизни?

 
    

[1] Сочинения Иосифа Бродского. СПб.: Пушкинский фонд. 2000. Т. VI. С. 116-117.

[2] Сочинения Иосифа Бродского. СПб.: Пушкинский фонд. 2000. Т. VI. С. 117.

[3] Там же. С. 117.

[4] Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., «Наука», 1988. Т. 1. С. 120.

[5] Адам Мицкевич. Стихотворения. Поэмы. М. Издательство «Художественная литература». 1968. С. 24.