7. Когда мною
овладевает злоба
Очисти,
Господи, сердца наши от всяких подозрений, злобы, гнева,
вражды и всего того, что может помешать любви и братскому
содружеству
Фома
Кемпийский
Везде - в школе, общественной
жизни, средствах массовой информации, а нередко также и в
семье - так много гнева, конфликтов, насилия. Многие ошибочно
считают, что гнев - это кратчайший и наиболее лёгкий путь
разрешения сложных проблем. Однако, как показывает опыт, гнев и
вытекающее из него насилие не только не разрешают проблем, но,
напротив, обостряют и усугубляют их. Иисус говорит Петру:
«Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом
погибнут» (Мф 26, 52).
Применение насилия делает мир всё
более жестоким, немилосердным, бесчеловечным. Об этом мы
ежедневно слышим по радио, телевидению, читаем в прессе.
Мышление категориями гнева, ненависти, насилия приносит свои
плоды: терроризм, как в международных отношениях, так и в
отношениях семейных, общественных, в среде
сверстников.
Поскольку современная культура
активно сеет идеи насилия, ими очень легко заражается молодое
поколение. Обратите внимание, как много места уделяется теме
насилия в молодёжных фильмах, компьютерных играх, в прессе и
литературе. Насилие проникает и во взаимоотношения между
молодыми людьми. Довольно часто подростки терроризируют детей,
а дети постарше терроризируют младших. Мы до такой степени
привыкли к насилию, что начинаем воспринимать его, как нечто
нормальное, может быть даже, как нечто общественно необходимое.
Не раз беспомощно повторяем: «Такова жизнь, так устроен
человек».
В ситуациях, когда мы
сталкиваемся с несправедливостью, нас иногда посещает сильное
искушение сорваться на крик, применить силу, отдаться гневу.
Нам кажется, что таким образом мы преодолеем препятствия, решим
проблемы, достигнем ожидаемого результата. Однако это не так.
Когда человек прибегает к насилию и гневу, это приводит лишь к
эскалации, умножению зла. Гнев рождает гнев, злоба ведёт к ещё
большей злобе, крик провоцирует ответный крик, насилие умножает
насилие. Исследуя механизмы гнева и насилия, применяемого в
семейной, общественной или политической жизни, убеждаемся, что
следовать им недопустимо. Необходимо с твёрдой решительностью
пресекать любые формы насилия.
Иисус ставит перед нами очень
трудную задачу. Он заповедует нам любить наших неприятелей. «А
Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую
щёку твою, обрати к нему и другую <... > Просящему у тебя
дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что
сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я
говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих
вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и
гонящих вас» (Мф 5, 39. 42-44).
Гнев, агрессия и насилие,
направленные на окружающих, являются проявлением гнева,
агрессии и насилия против самого себя. Человек, любящий,
уважающий и ценящий собственную жизнь, никогда не применит
агрессии и насилия к другим. «Иногда мною овладевает такая
злоба на себя и других, что я мог бы убить», - как-то
признался мне молодой человек в откровенном разговоре. Увидев
его глаза, пылающие гневом, я сказал ему: «Да, это вполне
возможно. Чтобы избежать этого, ты должен гасить в себе
малейшие проявления гнева и на себя самого и свою собственную
жизнь, и на ближних». Любой вид насилия - деструктивен,
разрушителен. И совершенно всё равно, направлено ли насилие на
себя или на других.
Иногда может казаться, что
применение насилия есть проявление решительности и силы, на
самом же деле, оно свидетельствует о беспомощности и слабости.
К насилию прибегают люди слабые психологически и морально.
Применение насилия к ближним всегда означает поражение в нас
человеческого начала.
Упражнения:
•
Какие проявления гнева и насилия
я наблюдаю в своём окружении: в семье, школе, среди
сверстников? Приведу примеры ситуаций,
в которых я наблюдал гнев
других.
•
Приведу примеры ситуаций, которые
вызывали мой гнев. Что было его источником?
•
Как я овладевал и овладеваю собой
в состояниях гнева, злобы?
•
Наношу ли я вред окружающим,
давая выход накопившемуся во мне гневу?
•
Не испытываю ли я искушений
применять какие-либо формы насилия, особенно в отношении тех,
кто слабее меня?
•
Делаю ли я испытания совести
относительно обуревающих меня чувств гнева, злобы, бунта?
Говорю ли я о них на исповеди?
•
Осознаю ли, что для соблюдения
заповеди любви к неприятелям необходима благодать Самого
Бога?
•
Я
намерен обращаться к Господу с
просьбой за людей, особенно из моего окружения, которые в своей
жизни руководствуются гневом и применяют различные формы
насилия.
•
Буду обращаться к Всевышнему с
просьбой, чтобы Он дал мне силы преодолеть любые проявления
гнева, направленные как против самого себя, так и против
ближних.

|