6. Ненависть лишает
нас счастья
Иисус освободил сердца
от ненависти, которая лишает нас счастья.
Вторая Евхаристическая
молитва для детей
Мы можем быть
счастливы лишь тогда, когда чувствуем, что любимы и когда сами
любим: Бога, людей и себя. Самой большой угрозой для
человеческого счастья является ненависть. Если любовь рождает
любовь, то ненависть рождает ненависть. Один из убийц в
трагедии Уильяма Шекспира «Макбет», предлагая королю свои
преступные услуги, говорит: «Мой государь, так много от людей
/Я
получил ударов, что согласен / На всё, чтоб людям
отомстить»
[1].
Ненависть создаёт в
нас и вокруг нас настоящий ад: всё более нарастающий гнев,
насилие, унижения, обиды, злобу. Именно поэтому Иисус осуждает
любую форму проявления ненависти. «Всякий, гневающийся на брата
своего напрасно, подлежит суду; <...> а кто скажет:
"безумный", подлежит геенне огненной» (Мф 5, 22). Апостол Иоанн
говорит: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть
человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не
имеет жизни вечной, в нём пребывающей» (1 Ин 3, 15).
Если мы хотя бы в
самой малой степени чувствуем себя несчастными, нелюбимыми,
отвергнутыми, в таких случаях в самых глубинах наших сердец
необходимо искать сокрытую неприязнь, страх или даже какие-то
формы ненависти к окружающим. Ничто не может оправдать
враждебную настроенность ни к самим себе, ни к другим. Ад,
который есть не что иное, как состояние вечного несчастья,
начинается уже здесь, на земле. Это проявляется в отказе от
собственной жизни, её неприятии или даже ненависти к
ней.
Единственное
лекарство от ненависти - милосердие, сострадание, прощение и
примирение. Защищаться от ненависти окружающих мы можем только
при помощи всепрощающей любви. Любовь и прощение спасают нас,
потому что нейтрализуют чувство неприязни, враждебность,
недоброжелательность. Прекраснейший образец для подражания -
Иисус. «На ненависть, с которой Его прибили к кресту, Иисус
отвечает молитвой за преследовавших Его. Иисус не только
простил их, но по-прежнему продолжает их любить, желает им
добра и поэтому заступается за них. Его смерть становится
подлинным и конкретным воплощением любви» (Иоанн Павел
II).
Чтобы излечиться от
неприятия и ненависти к собственной жизни и жизни своих
близких, нам необходима такая любовь, какую не в состоянии нам
дать ни один человек. Человек «нуждается в том, чтобы
осознавать, что он избран и возлюблен прежде создания мира
(ср. Еф 1, 4). <...> И может быть, более всего в минуты
испытаний, унижений, преследований, поражений, когда наше
человеческое достоинство оказывается как бы перечёркнутым в
глазах окружающих, уничтожено, оскорблено. Именно тогда мощной
поддержкой для нас, надёжной точкой опоры нашему человеческому
существованию становится осознание того, что Отец в Своём Сыне
от начала века возлюбил нас; осознание того, что Иисус Христос
любит каждого и любит всегда. Когда всё взывает к тому, чтобы
усомниться в себе самом и смысле собственной жизни, тогда этот
взгляд Иисуса Христа, Его всепонимающая любовь, которая в Нём
оказалась сильнее всякого зла и уничтожения, позволяет нам
устоять» (Иоанн Павел II).
Прекрасное
свидетельство преодоления в своём сердце каких-либо ощущений
вражды или неприязни даёт нам Этти Гиллезум, свидетельница
гонений своих собратьев, евреев. В своём дневнике она пишет:
«Мир лишь тогда станет подлинным миром, когда каждый заключит
перемирие с самим собой. Когда каждый уничтожит в себе
ненависть к ближним, независимо от их расы и национальности.
Победив же ненависть, превратит её в нечто, что уже не будет
ненавистью, и, возможно, впоследствии даже окажется любовью.
Разве я требую слишком многого? А ведь это - единственная
развязка».
Милосердие,
сострадание, прощение и примирение - вот единственное
лекарство от любой формы ненависти: как от великой, движущей
международным терроризмом, так и от обыденной, лежащей в
основе всякого напряжения в семье или кругу ровесников.
Христианин «не может быть конфликтным или бесцеремонным, но
обязан быть вежливым, приветливым, гостеприимным, искренним в
словах и намерениях, рассудительным и деликатным, великодушным,
готовым к служению, способным поддерживать открытые и дружеские
отношения с окружающими и устанавливать их со всеми; всегда
быть готовым понять, простить и утешить» (Конгрегация по делам
католического воспитания).
Упражнения:
•
Не испытываю ли я
неприязни к собственной жизни?
•
Могу ли я сказать,
что люблю свою жизнь как Божий дар?
•
В чём проявляется
моя любовь к собственной жизни?
•
Осознаю ли я, что
любые проявления бунта или неприязни к жизни делают меня
несчастливым?
•
Что мешает мне
испытывать любовь к жизни?
•
Являются ли мои
слабости и недостатки той силой, которая мобилизует меня на
борьбу за лучшую и более красивую жизнь?
•
Кто из моего
окружения относится ко мне с нескрываемой неприязнью,
недоброжелательно или даже настроен ко мне
враждебно?
•
Осознаю ли я, что
неприязнь к окружающим всегда тесно связана с неприязнью к
собственной жизни?
•
Молюсь ли я за
людей, которые испытывают ко мне неприязнь?
[1]
Уильям Шекспир. Полное собрание сочинений
в 8-ми тт. М., «Искусство», 1960. Т. 7. С.
47.
|