4. Упорядочение и
воспитание эмоций
Бог терпения и
утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по
учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами
славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса
Христа.
Рим 15,
5-6
«Наиболее трудным делом является
упорядочение и воспитание эмоций: именно в этом нуждается
современный мир; нуждается до такой степени, что почти не
понимает смысла этих слов. А доступно это лишь догматической
религии», - пишет известный английский поэт Томас С. Элиот.
«Упорядочение и воспитание эмоций», о которых говорит Элиот, -
это не что иное, как работа над своими собственными чувствами,
без чего невозможно гармоничное эмоциональное
созревание.
Эмоциональное созревание человека
теснейшим образом связано с развивающимся в нём чувством любви
и возрастанием этого чувства до уровня любви ответственной.
«Показателем зрелости чувств является осознание того, что
главное место в жизни человека занимает любовь. <...>
Речь идёт о любви, охватывающей личность целиком, во всех её
измерениях и сферах: физической, психической и духовной» (Иоанн
Павел II). А посему основным критерием, по которому
определяется степень зрелости чувств, является не только
самореализация и образцово проживаемая собственная жизнь, но
также стремление к более глубокой и более полной любви к Богу и
людям.
Для юного возраста характерна
большая эмоциональная неустойчивость, выраженная
амбивалентность чувств, то есть одновременное сосуществование
противоречивых эмоций или переживаний, связанных с двойственным
отношением к человеку, предмету, явлению. Колебания
эмоциональных состояний подростка иногда напоминают внезапные
порывы ветра во время сильной бури. Нередко это происходит под
влиянием минутных капризов или резких перепадов настроения.
Они внезапно возникают, но так же быстро и проходят. Однако,
несмотря на выраженную юношескую импульсивность чувств,
молодой человек не перестаёт нести ответственность за себя. Он
отвечает не только за те чувства, которые испытывает сам, но в
определённой степени также и за те, которые вызывает у других
людей.
Однако зачастую нести такую
ответственность бывает довольно трудно. Подросток с
энтузиазмом даёт на исповеди твёрдые обещания впредь не
совершать грехов, связанных с эмоциями, однако довольно часто
они немногого стоят. Эмоциональные реакции, возникающие у
юношей в повседневной жизни, намного сильнее самых искренних
обещаний. Однако этот факт не стоит драматизировать, поскольку
эмоциональная неустойчивость - неотъемлемый элемент
подросткового созревания. Она часто вызывает у подростков
беспокойство, иногда даже чувство вины. Однако следует помнить,
что к этому надо относиться с терпением: необходимо
сдерживаться и подчинять эмоции разуму и воле. Луций А. Сенека
рекомендует не поддаваться изменяющимся чувствам, поскольку
они «в равной степени, как плохие слуги, так и плохие господа».
И хотя нам не под силу сразу упорядочить наши эмоции одним лишь
усилием воли, тем не менее, включая разум и терпеливо
воздействуя на них, мы можем контролировать их, успокаивать и
подчинять себе.
Огромную помощь в упорядочении
наших чувств может оказать возможность поговорить о них с
людьми, которым мы доверяем и которые могут посвятить нам
немного своего времени. Когда мы озвучиваем собственные
эмоции, то начинаем лучше их понимать, разбираться в них и
принимать. Мир наших чувств довольно сложен, и работа над собой
в этом плане требует больших внутренних усилий, что нередко
сопряжено со страданиями. Семейная жизнь, взаимоотношения с
коллегами по работе, общение с друзьями, отношения между
молодыми людьми, готовящимися вступить в брак, были бы
совершенно невозможны без контролирования чувств и подчинения
их себе. Известно, что неупорядоченные, легко меняющиеся
эмоциональные состояния могут быть причиной недоразумений,
ссор, конфликтов, взаимных оскорблений. Человек, не
контролирующий своих разбушевавшихся эмоций, во многом может
навредить и себе, и другим.
Искренняя ежедневная молитва,
особенно испытание совести, постоянное смиренное признание
собственных слабостей, серьёзная и глубокая подготовка к
исповеди, искренние беседы с родителями и друзьями, чтение
соответствующей духовной литературы: всё это является
фундаментальными духовными «упражнениями», которые существенно
влияют на упорядочение наших чувств. Невозможно стремиться к
эмоциональному созреванию без комплексного понимания
необходимости вхождения в глубокую духовную жизнь.
Работая над собой в чувственной
сфере, мы постепенно приобретаем способность контролировать
собственные инстинкты и влечения. В документах II Ватиканского
собора читаем: «Пусть каждый старается должным образом
руководить своими чувствами, дабы потребление мирских благ
<...> не заслонило перед нами достижения совершенной
любви, о чём напоминает апостол Павел: "Пользующиеся миром
сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего" (I Кор
7, 31)».
Однако следует помнить, несмотря
на то, что человек постепенно приобретает способность подчинять
себе инстинкты и влечения, тем не менее, наши эмоции -
изменчивые, непостоянные, нередко израненные - остаются
проблемой на всю жизнь. Их следует воспринимать, как брошенный
нам вызов, ибо они - не только наше бремя и наш крест, но также
- и наше богатство и место встречи с Богом. Изменчивый,
непостоянный мир чувств нуждается не только в выдержке и
усилиях, но и в благодати Господа и Его милосердии. Когда нами
или нашими близкими овладевает беспокойство, иные внезапные
эмоциональные порывы, необходимо просить у Бога благодати
покоя для себя и для них, молясь вместе с Псалмопевцем:
«Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Да
будет мир в стенах твоих, благоденствие в чертогах твоих! Ради
братьев моих и ближних моих говорю я: "мир тебе!". Ради дома
Господа, Бога нашего, желаю блага тебе!» (Пс 122, 6-9). Или
вместе с философом и мистиком Сёреном Кьеркегором повторять: «К
Тебе, о Господи, взываю, прося покоя... Но дай мне также
счастливую уверенность в том, что ничто не сможет лишить нас
этого покоя: ни мы сами, ни наши глупые мирские желания, ни мои
безумные похоти, ни беспокойные порывы моего
сердца».
Упражнения:
•
Я часто наблюдаю у своих
сверстников, друзей, соучеников непостоянство эмоций,
выраженную эмоциональную неустойчивость. Задумывался ли я над
подобной эмоциональной неустойчивостью в своей
жизни?
•
Какие чувства чаще всего
овладевают мною? Попытаюсь их определить.
•
Какие из них представляются мне
наиболее трудными и почему?
•
Как я на них реагирую? Как они
влияют на моё поведение?
•
Беседую ли я с кем-нибудь о своих
чувствах? С кем? Каковы последствия этих бесед?
•
Обращаюсь ли я к Господу, когда
не могу совладать со своими эмоциональными
состояниями?
•
Приведу примеры наиболее частых
конфликтных ситуаций, которые возникают у меня во
взаимоотношениях с родителями, сверстниками, одноклассниками.
Какими эмоциями они сопровождаются? Как я поступаю с ними?
•
Могу ли сказать, что работаю над
собой в чувственной сфере?
•
Делаю ли я ежедневное испытание
совести в отношении своих эмоций?
•
Исповедуюсь ли я в том, что иду
на поводу своих неупорядоченных чувств?
•
Намерен ли я в конце дня
поговорить с Богом о наиболее выраженных чувствах, которые
сопровождали меня на протяжении всего сегодняшнего
дня?

|