4. Упорядочение и воспитание эмоций

 

Бог терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

Рим 15, 5-6

 

«Наиболее трудным делом является упорядо­чение и воспитание эмоций: именно в этом нуждается современный мир; нуждается до такой степени, что почти не понимает смысла этих слов. А доступно это лишь догматической религии», - пишет известный английский поэт Томас С. Элиот. «Упорядочение и воспитание эмоций», о которых говорит Элиот, - это не что иное, как работа над своими собственными чувствами, без чего невозможно гармоничное эмоциональное созревание.

Эмоциональное созревание человека тесней­шим образом связано с развивающимся в нём чувством любви и возрастанием этого чувства до уровня любви ответственной. «Показателем зрелости чувств является осознание того, что главное место в жизни человека занимает любовь. <...> Речь идёт о любви, охватывающей личность целиком, во всех её измерениях и сферах: физической, психической и духовной» (Иоанн Павел II). А посему основным критерием, по которому определяется степень зрелости чувств, является не только самореализация и образцо­во проживаемая собственная жизнь, но также стремление к более глубокой и более полной любви к Богу и людям.

Для юного возраста характерна большая эмоциональная неустойчивость, выраженная ам­бивалентность чувств, то есть одновременное сосуществование противоречивых эмоций или переживаний, связанных с двойственным отноше­нием к человеку, предмету, явлению. Колебания эмоциональных состояний подростка иногда на­поминают внезапные порывы ветра во время сильной бури. Нередко это происходит под влиянием минутных капризов или резких пере­падов настроения. Они внезапно возникают, но так же быстро и проходят. Однако, несмотря на выраженную юношескую импульсивность чувс­тв, молодой человек не перестаёт нести ответ­ственность за себя. Он отвечает не только за те чувства, которые испытывает сам, но в опреде­лённой степени также и за те, которые вызывает у других людей.

Однако зачастую нести такую ответствен­ность бывает довольно трудно. Подросток с энтузиазмом даёт на исповеди твёрдые обещания впредь не совершать грехов, связанных с эмоция­ми, однако довольно часто они немногого стоят. Эмоциональные реакции, возникающие у юношей в повседневной жизни, намного силь­нее самых искренних обещаний. Однако этот факт не стоит драматизировать, поскольку эмо­циональная неустойчивость - неотъемлемый эле­мент подросткового созревания. Она часто вызы­вает у подростков беспокойство, иногда даже чувство вины. Однако следует помнить, что к этому надо относиться с терпением: необходимо сдерживаться и подчинять эмоции разуму и воле. Луций А. Сенека рекомендует не поддаваться из­меняющимся чувствам, поскольку они «в равной степени, как плохие слуги, так и плохие господа». И хотя нам не под силу сразу упорядочить наши эмоции одним лишь усилием воли, тем не менее, включая разум и терпеливо воздействуя на них, мы можем контролировать их, успокаивать и подчинять себе.

Огромную помощь в упорядочении наших чувств может оказать возможность поговорить о них с людьми, которым мы доверяем и которые могут посвятить нам немного своего времени. Ког­да мы озвучиваем собственные эмоции, то начина­ем лучше их понимать, разбираться в них и принимать. Мир наших чувств довольно сложен, и работа над собой в этом плане требует боль­ших внутренних усилий, что нередко сопряже­но со страданиями. Семейная жизнь, взаимо­отношения с коллегами по работе, общение с друзьями, отношения между молодыми людьми, готовящимися вступить в брак, были бы совер­шенно невозможны без контролирования чувств и подчинения их себе. Известно, что неупорядочен­ные, легко меняющиеся эмоциональные состоя­ния могут быть причиной недоразумений, ссор, конфликтов, взаимных оскорблений. Человек, не контролирующий своих разбушевавшихся эмо­ций, во многом может навредить и себе, и другим.

Искренняя ежедневная молитва, особенно испытание совести, постоянное смиренное при­знание собственных слабостей, серьёзная и глубо­кая подготовка к исповеди, искренние беседы с родителями и друзьями, чтение соответствующей духовной литературы: всё это является фундамен­тальными духовными «упражнениями», которые существенно влияют на упорядочение наших чувств. Невозможно стремиться к эмоциональ­ному созреванию без комплексного понимания не­обходимости вхождения в глубокую духовную жизнь.

Работая над собой в чувственной сфере, мы постепенно приобретаем способность контролиро­вать собственные инстинкты и влечения. В документах II Ватиканского собора читаем: «Пусть каждый старается должным образом руко­водить своими чувствами, дабы потребление мирских благ <...> не заслонило перед нами достижения совершенной любви, о чём напоми­нает апостол Павел: "Пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего" (I Кор 7, 31)».

Однако следует помнить, несмотря на то, что человек постепенно приобретает способность подчинять себе инстинкты и влечения, тем не менее, наши эмоции - изменчивые, непостоянные, нередко израненные - остаются проблемой на всю жизнь. Их следует воспринимать, как брошенный нам вызов, ибо они - не только наше бремя и наш крест, но также - и наше богатство и место встречи с Богом. Изменчивый, непостоянный мир чувств нуждается не только в выдержке и усилиях, но и в благодати Господа и Его милосердии. Когда нами или нашими близкими овладевает беспокойство, иные внезапные эмоциональные порывы, необ­ходимо просить у Бога благодати покоя для себя и для них, молясь вместе с Псалмопевцем: «Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Да будет мир в стенах твоих, благоденствие в чертогах твоих! Ради братьев моих и ближних моих говорю я: "мир тебе!". Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе!» (Пс 122, 6-9). Или вместе с философом и мистиком Сёреном Кьеркегором повторять: «К Тебе, о Господи, взываю, прося покоя... Но дай мне также счастливую уверенность в том, что ничто не сможет лишить нас этого покоя: ни мы сами, ни наши глупые мирские желания, ни мои безумные похоти, ни беспокойные порывы моего сердца».

 

Упражнения:

                Я часто наблюдаю у своих сверстников, друзей, соучеников непостоянство эмоций, выраженную эмоциональную неустойчивость. Задумывался ли я над подобной эмоциональной неустойчивостью в своей жизни?

                Какие чувства чаще всего овладевают мною? Попытаюсь их определить.

                Какие из них представляются мне наиболее трудными и почему?

                Как я на них реагирую? Как они влияют на моё поведение?

                Беседую ли я с кем-нибудь о своих чувствах? С кем? Каковы последствия этих бесед?

                Обращаюсь ли я к Господу, когда не могу совладать со своими эмоциональными состояниями?

                Приведу примеры наиболее частых конфликтных ситуаций, которые возникают у меня во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, одноклассниками. Какими эмоциями они сопровождаются? Как я поступаю с ними?

                Могу ли сказать, что работаю над собой в чувственной сфере?

                Делаю ли я ежедневное испытание совести в отношении своих эмоций?

                Исповедуюсь ли я в том, что иду на поводу своих неупорядоченных чувств?

                Намерен ли я в конце дня поговорить с Богом о наиболее выраженных чувствах, которые сопровождали меня на протяжении всего сегодняшнего дня?